Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:41, реферат
Управление отходами – составная часть общей системы управления. Структура, ответственность, практические методы, процедуры и процессы должны координироваться с работами в других областях, например, в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и т.п. Сама по себе эта структура существовать не сможет, поэтому она должна быть включена в систему экологического управления.
Введение 2
Экологически безопасное обращение с отходами на
предприятии 3
Установление классов опасности отходов для окружающей среды и подтверждение отнесения отхода к данному классу опасности 7
Установление класса опасности для окружающей природной
среды 9
Паспортизация опасных отходов 12
Ведение первичного учета отходов. 14
Заполнение и представление формы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами № 2-ТП (отходы) 15
Лицензирование деятельности по обращению с опасными
отходами 19
Особенности подготовки пакета документов, представляемых в лицензирующий орган 23
Подготовка лиц на право работы с опасными отходами 23
Подготовка материалов обоснования деятельности по обращению с опасными отходами и их представление на государственную экологическую экспертизу 25
Разработка ПНООЛР и получение разрешительного документа (лимита) на размещение отходов 28
Исчисление и внесение платы за размещение отходов 31
Формирование системы управления отходами на предприятии 32
Заключение 35
Список литературы 36
Выдаваемая
в результате этого подтверждающим
готовность приропроцесса лицензия на
деятельность допользователя обеспечивать
экологи по обращению с опасными отходами
ческую безопасность при обращении с является
интегральным документом, опасными отходами.
Разработка
ПНООЛР и получение разрешительного
документа (лимита) на размещение отходов
В
соответствии с законодательством
Российской Федерации каждое предприятие
обязано иметь разрешительный документ
(лимит) на размещение отходов. В лимитах
указывается предельно
Лимиты на размещение отходов устанавливают территориальные органы Ро-стехнадзора в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду и с учетом наличия соответствующих объектов для экологически безопасного размещения отходов, а также возможности применения технологий использования (обезвреживания) данных отходов. При принятии решения об утверждении лимита на размещение отходов территориальные органы Ростехнадзора учитывают информацию о наличии технологий использования и обезвреживания отходов из «Банка данных технологий использования и обезвреживания отходов», созданного в рамках Государственного кадастра отходов и размещенного в Интернете на сайте: www.eco-com.ru. В случае наличия в данном субъекте Российской Федерации либо соседних субъектах Российской Федерации технологий переработки отходов и их экономической целесообразности территориальный орган Ростехнадзора вправе отказать в выдаче разрешительного документа на размещение данного отхода, тем самым стимулируя предприятие к переработке отхода, обладающего ресурсным потенциалом.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Процедура разработки проектов и лимитов и их утверждения определена постановлением Правительства РФ от 16.07.2000 № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
В соответствии с данным постановлением лимит на размещение отходов утверждается сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности технологических процессов и используемого сырья. Такое подтверждение осуществляется до окончания отчетного года в виде Технического отчета по форме приложения 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом МПР России от 11.03.2002 № 115 (зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2002 № 3553).
Лимит выдается по форме, утверждаемой территориальным органом Ростехнадзора. В основе этой формы лежит информация таблицы 1.18 ПНООЛР. Для получения лимита природополь-зователь обязан представить в территориальный орган Ростехнадзора следующие документы:
- заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке;
- копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами;
-
проект расчета нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение по
форме, установленной МПР России.
Форма для разработки проекта расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждена приказом МПР России от 11.03.2002 № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2002 № 3553). Данные Методические указания ориентированы на табличную форму представления информации, что упрощает процесс рассмотрения проекта территориальными органами Ростехнадзора.
Следует иметь в виду, что для предприятий среднего и малого бизнеса Методическими указаниями предусмотрена упрощенная форма оформления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это положение приобретает особую важность в случае взаимоотношений арендатор — арендодатель, поскольку, если иное не предусмотрено договорными отношениями между ними, арендатор как отдельное юридическое лицо обязан самостоятельно организовывать исполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды, в частности получать разрешительный документ на размещение отходов, в данном случае на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого по упрощенной форме.
При получении лимита на размещение отходов существенным является то, что нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получения лимитов на размещение отходов, не предусматривается необходимость согласования ПНООЛР с органами санэпиднадзора (Роспотребнадзора).
Исчисление
и внесение платы за размещение отходов
Согласно
всемирно распространенному принципу
«загрязнитель платит» в
Исчисление платы производится в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», с использованием нормативов платы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Внесение компенсационного платежа за размещение отходов производства и потребления относится к обязанности собственника отходов.
Не следует путать компенсационный платеж за размещение отходов (смысл которого в компенсации негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого при размещении конкретных отходов) с эксплуатационными платежами (тарифами, которые устанавливаются полигонами, исходя из затрат на эксплуатацию данного полигона). Один из самых острых вопросов на предприятии — как снизить суммы платежей за размещение отходов. Для этого c уществуют два пути: законный и незаконный.
Незаконный
способ, на первый взгляд, напрашивается
сам собой: чтобы снизить величину платежа,
достаточно занизить по документам класс
опасности отхода для окружающей среды
(т.е. в абсолютном выражении повысить
величину класса отхода) и применить более
низкий норматив платы. Комментировать
этот незаконный путь, пожалуй, излишне.
Очевидно, что при выявлении такого нарушения
законодательства штрафные санкции, включающие
компенсацию нанесенного ущерба, превысят
сомнительные «выгоды», полученные от
подобной махинации. Вместе с тем законодательством
предусмотрен законный способ снижения
суммы платежей за размещение отходов
— применение понижающих коэффициентов.
За размещение отходов, которые перерабатываются
(используются, обезвреживаются) в течение
года, плата не взимается! Таким образом,
для того чтобы снизить сумму платежей
за размещение отходов, необходимо наладить
на предприятии селективный (раздельный)
сбор отходов и затем отходы, обладающие
ресурсным потенциалом, либо самостоятельно
использовать (обезвреживать) на предприятии,
либо передавать на переработку в специализированные
организации, имеющие лицензию на деятельность
по обращению с отходами.
Формирование
системы управления отходами на предприятии
Как указывалось выше, организация исполнения основных требований законодательства в части экологически безопасного обращения с отходами — лишь первый этап формирования системы управления отходами на предприятии. На второй стадии (консультативно-аналитической) проводится анализ проектных документов (материалов первичного учета отходов, ПНООЛР, Материалов обоснования деятельности по обращению с отходами и т.п.) и аудит отходов в целях идентификации приоритетных направлений в области обращения с отходами на предприятии, требующих улучшения. С учетом этих направлений вырабатывается стратегия обращения с отходами (минимизация их образования, сокращение использования сырья, переработка образованных отходов либо их экологически безопасное размещение) и определяется политика в области управления отходами. С учетом выработанной стратегии проводится разработка мероприятий по минимизации образования и опасных свойств отходов, максимальной их переработке и экологически безопасному размещению, поиск технических и технологических решений в области переработки образованных и (или) накопленных отходов, подходов к минимизации образования отходов, подбор наилучших из доступных существующих технологий производства (Best Available Techniques — ВАТ), энерго- и ресурсосберегающих технологий и т.п., а также установление плановых заданий, ограничивающих образование отходов и регулирующих обращение с ними. Как правило, на этой стадии промышленные предприятия обращаются в специализированные организации, оказывающие услуги природоохранного направления, для управленческого консультирования по вопросам нормативного, организационного, технического, технологического обеспечения мероприятий по минимизации образования отходов и максимальной их переработке, подбора экономически рентабельных малоотходных технологий и технологий переработки отходов.
На третьей стадии (стадии внедрения) осуществляется принятие управленческих решений о внедрении отобранных технологий минимизации отходов, энерго- и ресурсосберегающих технологий, технологий переработки отходов. Внедрение указанных технологий со временем дает экономическую выгоду как прямую(ресурсо- и энергосбережение, сокращение расхода сырья), так и опосредованную (за счет налоговых льгот, зачета затрат на природоохранные мероприятия в счет экологических платежей, что предусмотрено как в действующих нормативных актах, регламентирующих процедуру взимания платы за загрязнение окружающей среды, так и в законопроекте «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»).
На
завершающей стадии процесса систематизируется
опыт, полученный на предыдущих стадиях
в результате использования административных
и аналитических инструментов, применения
новых технологических и технических
решений, управленческого консультирования.
Итогом процесса является формирование
системы управления отходами на предприятии
в рамках системы экологического менеджмента
(Environmental Management System — EMS). Создание и функционирование
такой системы обеспечивает возможность
сертификации предприятия на соответствие
требованиям стандартов серии ИСО 14000.
В свою очередь, как показывает практика,
наличие такого сертификата дает значительные
конкурентные преимущества для продвижения
продукции предприятия на мировом и отечественном
рынке. Систему управления отходами можно
определить как часть общей (интегрированной)
системы управления предприятием, которая
включает в себя организационную структуру,
деятельность по планированию, обязанности
и ответственность, практику, процедуры,
процессы и ресурсы для формирования,
внедрения, достижения, анализа и актуализации
(а также оптимизации) политики в сфере
обращения с отходами на предприятии.
Важным условием устойчивого функционирования
такой системы является периодический
анализ результатов экологической политики
в области обращения с отходами, оценка
эффективности системы управления отходами
и совершенствование (оптимизация) этой
системы.
Заключение
Концепция
создания системы управления отходами
предусматривает разработку комплекса
связанных в единое целое организационно-управленческих,
правовых, нормативно-методических, технических
и экономических средств по обращению
с отходами, ведение мониторинга отходов,
реализацию перспективных научных разработок,
направленных как на повышение технического
уровня переработки отходов, так и на создание
и внедрение малоотходных технологий.
Список
литературы:
Информация о работе Система управления отходами на предприятии