Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:41, реферат
Управление отходами – составная часть общей системы управления. Структура, ответственность, практические методы, процедуры и процессы должны координироваться с работами в других областях, например, в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и т.п. Сама по себе эта структура существовать не сможет, поэтому она должна быть включена в систему экологического управления.
Введение 2
Экологически безопасное обращение с отходами на
предприятии 3
Установление классов опасности отходов для окружающей среды и подтверждение отнесения отхода к данному классу опасности 7
Установление класса опасности для окружающей природной
среды 9
Паспортизация опасных отходов 12
Ведение первичного учета отходов. 14
Заполнение и представление формы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами № 2-ТП (отходы) 15
Лицензирование деятельности по обращению с опасными
отходами 19
Особенности подготовки пакета документов, представляемых в лицензирующий орган 23
Подготовка лиц на право работы с опасными отходами 23
Подготовка материалов обоснования деятельности по обращению с опасными отходами и их представление на государственную экологическую экспертизу 25
Разработка ПНООЛР и получение разрешительного документа (лимита) на размещение отходов 28
Исчисление и внесение платы за размещение отходов 31
Формирование системы управления отходами на предприятии 32
Заключение 35
Список литературы 36
Ростехнадзором
работы по сбору, обработке, анализу, систематизации
данных по форме федерального государственного
статистического наблюдения № 2-ТП
(отходы) организованы с использованием
специально разработанного программного
продукта. Именно этим обусловлены требования
территориальных органов Ростехнадзора
о необходимости представления предприятием
отчета по форме № 2-ТП (отходы) не только
на бумажном носителе, но и в электронном
виде по форме единого машиночитаемого
образца. Такой единый машиночитаемый
образец предприятие может получить бесплатно
в территориальном органе Росстата либо
в Интернете в свободном доступе на сайте: www.ecocom.ru.
Лицензирование
деятельности по обращению с опасными
отходами
Согласно
ст. 9 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления», а также
ст. 17 Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности», деятельность
по обращению с опасными отходами подлежит
лицензированию. Данный вид деятельности
является единственным из лицензируемых
видов деятельности в области охраны окружающей
среды.
Объектом
лицензирования является деятельность
по образованию, сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке и
размещению опасных отходов, к каковым
в данном случае относятся все
виды отходов, которые могут оказывать
негативное воздействие на окружающую
природную среду или здоровье человека,
а именно отходы I—IV классов опасности
для окружающей природной среды, а также
отходы V класса опасности в том случае,
если они обладают каким-либо опасным
свойством согласно ст. 1 Федерального
закона «Об отходах производства и потребления»
(это пожаро-, взрывоопас-ность, токсичность,
инфицированность, высокая реакционная
способность). Никаких исключений по объектам
лицензирования нормативными правовыми
актами Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, все предприятия, на которых
образуются опасные отходы, а также которые
осуществляют иные виды деятельности
по обращению с опасными отходами, обязаны
получить лицензию на обращение с ними.
Основным
документом, регламентирующим порядок
лицензирования деятельности по обращению
с опасными отходами, является постановление
Правительства РФ от 23.05.2002 № 340 «Об утверждении
Положения о лицензировании деятельности
по обращению с опасными отходами». В указанном
постановлении определены лицензирующие
органы и их функции, установлены лицензионные
требования и условия, определен стандартный
пакет документов, предъявляемых соискателем
лицензии в лицензирующий орган, а также
порядок осуществления надзора за соблюдением
лицензиатом лицензионных требований
и условий. Лицензирующими органами являются
Ростехнадзор и его территориальные органы.
Ростехнадзор лицензирует деятельность
по обращению с отходами в тех случаях,
когда деятельность соискателя лицензии
по обращению с опасными отходами в части
сбора, использования, обезвреживания,
размещения отходов, а также транспортирования
отходов I класса опасности для окружающей
среды осуществляется в двух и более субъектах
Российской Федерации, а также когда профильная
деятельность соискателя осуществляется
на объектах, находящихся в ведении Российской
Федерации.
Территориальные
органы Ростехнадзора лицензируют деятельность
по обращению с отходами в тех случаях,
когда деятельность соискателя лицензии
осуществляется в пределах соответствующего
субъекта Российской Федерации, а в части
транспортирования отходов II—V классов
опасности — и за пределами субъекта Российской
Федерации.
Лицензия
выдается сроком на 5 лет, однако возможно
продление срока ее действия в
установленном порядке. Неотъемлемой
частью лицензии является выписка из реестра
лицензий, в которой указываются конкретные
виды деятельности по обращению с конкретными
видами отходов. Для получения такой выписки
необходимо представить в лицензирующий
орган заявление и квитанцию об уплате
в федеральный бюджет лицензионного сбора
в размере 10 руб. за выдачу выписки из реестра
лицензий. Лицензия выдается на юридическое
лицо. Для всех филиалов, обособленных
структурных подразделений, объектов
размещения отходов, находящихся на балансе
данного юридического лица, оформляются
дубликаты лицензии. Дубликат оформляется
в виде копии с оригинала лицензии, с печатью
«Дубликат» в правом верхнем углу, заверенной
руководителем лицензирующего органа
и скрепленной его печатью. За выдачу дубликата
лицензии согласно Федеральному закону
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
взимается в установленном порядке лицензионный
сбор в размере 10 руб.
В том случае, когда у юридического лица имеются филиалы либо обособленные структурные подразделения, расположенные на территории различных субъектов Российской Федерации, лицензия на деятельность по обращению с отходами для данного юридического лица оформляется в Ростехнадзоре на федеральном уровне. Для получения лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами соискатель должен представить в соответствующий лицензирующий орган стандартный пакет документов, в который согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2002 № 340 включены:
- заявление о предоставлении лицензии;
- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием ИНН;
- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
- положительное заключение государственной экологической экспертизы на материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
Согласно
постановлению Правительства РФ
от 23.05.2002 № 340, требовать от соискателя
лицензии представления документов,
не предусмотренных
Особенности
подготовки пакета документов, представляемых
в лицензирующий орган
Опыт
проведения лицензирования деятельности
по обращению с опасными отходами
показывает, что при сборе пакета
документов у соискателя лицензии наибольшие
затруднения вызывает получение
документов, подтверждающих подготовку
лиц, допущенных к деятельности по обращению
с опасными отходами, а также получение
положительного заключения государственной
экологической экспертизы материалов
обоснования намечаемой деятельности
по обращению с опасными отходами, поэтому
ниже приводятся комментарии по особенностям
подготовки таких документов.
Подготовка
лиц на право работы с опасными
отходами
В качестве документов, подтверждающих профессиональную подготовку лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, лицензирующий орган принимает следующие документы:
- копию свидетельства (свидетельств) о профессиональной подготовке (повышении квалификации) на право работы с опасными отходами;
- копию программы, по которой осуществлялась такая профессиональная подготовка (повышение квалификации), для проверки ее соответствия типовой программе, утвержденной приказом МПР России от 18.12.2002 № 868;
-
копию лицензии на осуществление образовательной
деятельности организации, выдавшей вышеуказанное
свидетельство, а также копию приложения
к такой лицензии, в котором должна быть
указана программа профессиональной подготовки
(повышения квалификации) лиц на право
работы с опасными отходами объемом не
менее 112 академических часов (для образовательных
организаций дополнительного образования),
либо соответствующие специальности (направления),
дающие право осуществлять данный вид
образовательной деятельности (для учебных
заведений высшей школы).
Таким
образом, для получения указанных документов
необходимо, чтобы представители предприятия
и его обособленных структурных подразделений
на легитимной основе прошли соответствующее
обучение (повышение квалификации в объеме
не менее 112 академических часов) по программе,
соответствующей типовой программе обучения
лиц на право работы с опасными отходами,
в образовательной организации, имеющей
лицензию на осуществление данного вида
образовательной деятельности. При заключении
договора на обучение с образовательной
организацией следует удостовериться
в наличии у нее лицензии на осуществление
образовательной деятельности, в приложении
к которой должно быть указано данное
направление обучения (для организаций
дополнительного образования — программа
повышения квалификации на право работы
с опасными отходами с нормативным сроком
освоения не менее 112 часов, для высшей
школы — программы высшего профессионального
образования по специальности 013100 «Экология»
и специальностям, входящим в направление
подготовки дипломированных специалистов
656600 «Защита окружающей среды» (специальности
320700 «Охрана окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов», 330200
«Инженерная защита окружающей среды»)
в сочетании с записью, дающей право осуществлять
дополнительное образование по указанным
специальностям высшей школы).
Подготовка
материалов обоснования деятельности
по обращению с опасными отходами и их
представление на государственную экологическую
экспертизу
Согласно
постановлению Правительства РФ
от 23.05.2002 № 340, в пакет документов, представляемых
соискателем лицензии в лицензирующий
орган, входит положительное заключение
государственной экологической экспертизы
на Материалы обоснования деятельности
по обращению с опасными отходами. При
выполнении данного требования соискатель
лицензии должен обратить внимание на
два аспекта: собственно подготовку Материалов
(являющихся объектом государственной
экологической экспертизы) и представление
их в установленном порядке на государственную
экологическую экспертизу (федерального
уровня или уровня субъекта Российской
Федерации согласно ст. 11 и 12 Федерального
закона «Об экологической экспертизе»).
В
рассматриваемых на государственной
экологической экспертизе Материалах
обосновывается готовность соискателя
лицензии обеспечить выполнение лицензионных
требований и условий осуществления деятельности
по обращению с опасными отходами.
Подготовка
Материалов обоснования деятельности
по обращению с опасными отходами
производится согласно Методическим рекомендациям,
утвержденным приказом МПР России от 09.07.2003
№ 575 (не нуждается в государственной регистрации
согласно заключению Минюста России от
18.08.2003 № 07/8444-ЮД).
Одной
из наиболее важных и сложных по
оформлению частей Материалов обоснования
является оценка возможного неблагоприятного
воздействия на окружающую среду (ОВОС)
в результате осуществления деятельности
по обращению с опасными отходами. При
оформлении данного раздела следует руководствоваться
общими принципами проведения ОВОС, которые
изложены в Положении об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду в Российской Федерации,
утвержденном приказом Госкомэкологии
России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрирован
в Минюсте России 04.07.2000 № 2302).
Подготовленные
в соответствии с вышеуказанными
требованиями Материалы обоснования деятельности
по обращению с опасными отходами представляются
для государственной экологической экспертизы
в специально уполномоченный в области
проведения государственной экологической
экспертизы орган исполнительной власти
в двух экземплярах в порядке, установленном
в п. 2 Регламента проведения государственной
экологической экспертизы, утвержденного
приказом Госкомэкологии России от 17.06.1997
№ 280 (зарегистрирован в Минюсте России
28.07.1997 № 1359). Представляемые на государственную
экологическую экспертизу материалы должны
удовлетворять требованиям Федерального
закона «Об экологической экспертизе»
и Положению о порядке проведения государственной
экологической экспертизы, утвержденному
постановлением Правительства РФ от 11.06.1996
№ 698. Состав Материалов определен ст.
14 (п. 1) Федерального закона «Об экологической
экспертизе» с учетом особенностей, изложенных
в приказе МПР России от 09.07.2003 № 575.
Государственная
экологическая экспертиза проводится
при условии ее предварительной оплаты
заказчиком в полном объеме и в порядке,
устанавливаемых специально уполномоченным
государственным органом в области экологической
экспертизы. При отсутствии документа,
подтверждающего оплату проведения государственной
экологической экспертизы в течение 30
дней со дня получения заказчиком уведомления
о необходимости оплаты, государственная
экологическая экспертиза представленных
материалов не проводится, а сами материалы
возвращаются заказчику.
Процесс подготовки соискателя лицензии к получению лицензии на обращение с опасными отходами представляется многостадийным, комплексным и включает в себя ряд последовательных этапов, требующих значительного времени для подготовки сопутствующих документов и их рассмотрения соответствующими органами. Для облегчения действий при-родопользователей рекомендуется следующий порядок действий при подготовке к получению лицензии и взаимодействия хозяйствующего субъекта с органами управления (рис. 4).
Информация о работе Система управления отходами на предприятии