Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:41, реферат
Управление отходами – составная часть общей системы управления. Структура, ответственность, практические методы, процедуры и процессы должны координироваться с работами в других областях, например, в производственной и экономической деятельности, в области охраны здоровья населения и т.п. Сама по себе эта структура существовать не сможет, поэтому она должна быть включена в систему экологического управления.
Введение 2
Экологически безопасное обращение с отходами на
предприятии 3
Установление классов опасности отходов для окружающей среды и подтверждение отнесения отхода к данному классу опасности 7
Установление класса опасности для окружающей природной
среды 9
Паспортизация опасных отходов 12
Ведение первичного учета отходов. 14
Заполнение и представление формы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами № 2-ТП (отходы) 15
Лицензирование деятельности по обращению с опасными
отходами 19
Особенности подготовки пакета документов, представляемых в лицензирующий орган 23
Подготовка лиц на право работы с опасными отходами 23
Подготовка материалов обоснования деятельности по обращению с опасными отходами и их представление на государственную экологическую экспертизу 25
Разработка ПНООЛР и получение разрешительного документа (лимита) на размещение отходов 28
Исчисление и внесение платы за размещение отходов 31
Формирование системы управления отходами на предприятии 32
Заключение 35
Список литературы 36
Если
в ФККО отсутствует позиция с
кодом для вида отхода, т.е. имеется
код только для группы отходов (13-разрядный
код, в котором не указан класс опасности
отхода), в таком случае класс опасности
отхода для окружающей среды устанавливается
в соответствии с Критериями отнесения
отходов к классу опасности для окружающей
среды.
Далее природопользователь готовит Материалы, обосновывающие отнесение отхода к классу опасности для окружающей среды, которые направляются в Ро-стехнадзор для рассмотрения и принятия решения о регистрации отхода в ФККО. Только после того, как отход регистрируется в ФККО с соответствующим данному виду отходов кодом, процесс подтверждения отнесения к классу опасности для окружающей природной среды завершается.
А как же действовать предприятию до момента появления в ФККО кода отхода, соответствующего имеющемуся на предприятии? Ведь от момента установления класса опасности отхода для окружающей среды по Критериям до момента утверждения очередной редакции ФККО может пройти достаточно много времени, а предприятию необходима информация о классе опасности для ее учета в лимите на размещение отхода, при исчислении платы за его размещение, при заполнении формы № 2-ТП (отходы). Ничего драматичного в данной ситуации нет; во всех перечисленных случаях предприятие до момента регистрации отхода в ФККО имеет право оперировать Материалами, обосновывающими отнесение отхода к классу опасности для окружающей среды. Основу таких Материалов составляют сведения об установлении класса опасности в соответствии с Критериями, а состав Материалов зависит от того, каким методом установлен класс опасности отхода для окружающей природной среды. Если класс опасности установлен экспериментальным путем, то в состав Материалов должны входить протоколы биотестирования в лаборатории, аккредитованной на биотестирование водных вытяжек отходов, а также копия аттестата аккредитации такой лаборатории с приложением, в котором указана соответствующая область аккредитации.
Если класс опасности установлен расчетным методом, в составе Материалов должны быть результаты установления компонентного состава отхода и концентраций компонентов, выполненные в аналитической лаборатории, техническая компетентность которой подтверждена (с приложением соответствующих документов). Только в таком случае достоверность данных, используемых для расчета класса опасности отхода, не вызывает сомнения. В составе Материалов также должны быть сами расчеты класса опасности отхода по Критериям. Для отходов потребления допустимо установление компонентного состава отхода и концентраций компонентов по составу и свойствам первичного продукта, в результате использования (эксплуатации, потери свойств) которого данный отход образовался при наличии документации, в которой указан состав такого первичного продукта.
Один экземпляр подготовленных вышеописанным образом Материалов, обосновывающих отнесение отхода к классу опасности, с приложением информации о происхождении отхода и наличии либо отсутствии опасных свойств направляется в Ростехнадзор для регистрации отхода в ФККО, а остальные экземпляры используются на предприятии для организации исполнения требований законодательства в части экологически безопасного обращения с отходами (прикладываются к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, используются в составе Материалов, обосновывающих намечаемую деятельность по обращению с опасными отходами при подготовке к получению лицензии на деятельность по обращению с отходами). При согласовании расчета платы за размещение отходов территориальный орган Ростехнадзора также рассматривает Материалы на предмет их соответствия Критериям, а также на предмет достоверности проведенного исследования. Если упомянутыми Материалами не подтверждается достоверность и правильность установления класса опасности отхода, территориальный орган вправе оспорить правильность отнесения отхода к классу опасности для окружающей среды.
«Истиной
в последней инстанции» при установлении
класса опасности отхода для окружающей
среды является закрепление позиции,
соответствующей данному виду отхода,
в ФККО, утвержденном нормативным
правовым актом. Только после появления
такого акта, содержащего позицию вида
отхода в ФККО, природопользователь может
приступать к оформлению паспорта на данный
отход.
Паспортизация
опасных отходов
Законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлено требование о необходимости паспортизации опасных отходов, каковыми являются отходы I—IV классов опасности для окружающей среды и отходы V класса опасности для окружающей среды, если они обладают иными опасными свойствами.
Природопользователем составляются паспорта на каждый вид опасных отходов, собственником которых он является. Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2003 № 4128).
При
паспортизации отходов
После заполнения вышеописанным способом паспорта на опасный отход и его утверждения руководством предприятия паспорт направляется на согласование в территориальный орган Ростехнад-зора соответствующего субъекта Российской Федерации (по месту юридической регистрации предприятия). С учетом того, что паспорт оформляется на юридическое лицо, допустимо использование копий паспортов, согласованных в установленном порядке, во всех филиалах и обособленных подразделениях данного юридического лица.
Ведение первичного учета отходов на предприятии и представление статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы)
Согласно
ст. 19 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления», индивидуальные
предприниматели и юридические
лица, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами,
обязаны вести статистический учет
в области обращения с отходами в порядке
и сроки, установленные специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
в области статистического учета по согласованию
со специально уполномоченными федеральными
органами в сфере обращения с отходами.
Природопользователи обеспечивают хранение
материалов учета в течение срока, определенного
этими органами в соответствии со своей
компетенцией.
Ведение
первичного учета отходов.
Нормативными
правовыми актами федерального уровня
форма ведения первичного учета отходов
на предприятии не определена, поэтому
до выхода соответствующих правовых актов
форму ведения первичного учета определяет
само предприятие, закрепляя ее соответствующим
распорядительным актом. Следует отметить,
что рациональная организация ведения
первичного учета крайне важна, поскольку
информация, собираемая при проведении
инвентаризации отходов на предприятии
и ведении первичного учета, является
основой не только для заполнения формы
статистического наблюдения № 2-ТП (отходы),
но и для оформления базовой документации,
необходимой для получения разрешительных
документов: проекта нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение (для
получения разрешительного документа
на размещение отходов), материалов обоснования
деятельности по обращению с отходами
(для получения лицензии на деятельность
по обращению с отходами). Поэтому целесообразно
предусмотреть в формах первичного учета
отходов сбор такой информации, как сведения
о количествах образования отходов в каждом
из структурных подразделений предприятия,
о движении отходов внутри предприятия,
о передаче отходов с предприятия другим
организациям для использования, обезвреживания
либо размещения, о приемке отходов от
других предприятий, а также об использовании,
обезвреживании, размещении отходов на
предприятии.
Заполнение
и представление формы
В
порядке ведения
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) утверждена постановлением Росстата от 17.01.2005 № 1 «Об утверждении порядка по заполнению и представлению формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления"» (далее — Инструкция).
Согласно указанным документам, в форме № 2-ТП (отходы) указывается информация обо всех видах отходов, имеющихся на предприятии, сгруппированных по пяти классам опасности для окружающей природной среды (в ранее действовавшей форме № 2-ТП (токсичные отходы) указывался только узкий перечень отходов, причем с разбивкой на четыре класса токсичности).
В
постановлении Росстата от 17.01.2005 №
1 «Об утверждении порядка по заполнению
и представлению формы
Такие
особенности заполнения формы №
2-ТП (отходы) обусловлены спецификой
сбора, обработки, анализа и обобщения
таких форм отчетности с помощью
программного продукта, предусматривающего
суммирование отходов по соответствующим
кодам ФККО.
Порядок
сбора информации по форме № 2-ТП
(отходы) определен постановлением
Росстата от 30.12.2004 № 157, в соответствии
с которым природопользо-ватель
обязан представить заполненную форму
статистического наблюдения № 2-ТП (отходы)
в срок до 3 февраля в территориальный
орган Ростехнадзора (рис. 3). Далее центральный
аппарат Ростехнадзора организует сбор,
анализ и обобщение федеральной государственной
статистической отчетности по форме №
2-ТП (отходы). В рамках организации работ
в указанном направлении принят приказ
Ростехнадзора от 09.02.2005 № 85 «Об организации
в системе Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
работ по осуществлению федерального
государственного статистического наблюдения
по форме № 2-ТП (отходы) "Сведения об
образовании, использовании, обезвреживании,
транспортировании и размещении отходов
про-изводства и потребления"», регламентирующий
порядок ведения федеральной государственной
статистической отчетности по форме №
2-ТП (отходы) Ростехнадзором и его территориальными
органами. Территориальные органы Ростехнад-зора
осуществляют ежегодный сбор данных на
машиночитаемых (по единому образцу) и
бумажных носителях от индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, их
обособленных подразделений, включенных
в перечень отчитывающихся по форме №
2-ТП (отходы); обработку и систематизацию
этих данных на территориальном уровне
по 4-м рядам (формам) и нескольким основным
параметрам: по классам опасности для
окружающей природной среды, по отраслям
производства и региональным признакам
(по соответствующему субъекту Российской
Федерации). Далее систематизированные
данные на машиночитаемых и бумажных носителях
направляются до 15 марта года, следующего
за отчетным, в соответствующий территориальный
орган Росстата и в центральный аппарат
Ростехнадзора.
Последний
осуществляет систематизацию сведений
федерального государственного статистического
наблюдения по форме № 2-ТП (отходы)
на федеральном уровне по всем 4-м рядам
и до 30 апреля года, следующего за отчетным,
направляет систематизированные данные
на машиночитаемых и бумажных носителях
в Росстат.
Также
на Ростехнадзор возложена функция
предоставления в установленном
порядке данных федерального государственного
статистического наблюдения по форме
№ 2-ТП (отходы) заинтересованным федеральным
органам государственной власти, органам
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления
и другим пользователям (потребителям)
информации.
Информация о работе Система управления отходами на предприятии