Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам.
Введение 2
1. Система управления персоналом
1.1 Задачи и принципы управления 3
1.2 Методы управления персоналом 4
2. Разработка системы управления на предприятии на примере ГУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» 10
2.1 Общая характеристика и структура управления ГУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» 10
2.2 Анализ принципов построения системы управления в ГУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» 12
2.3 Методы построения системы управления персоналом 18
2.4 Предложения по совершенствованию принципов и методов построения систему управления персоналом в ГУП СТУ 24
3. Заключение 27
4. Список литературы 30
Содержание:
Введение
1. Система управления персоналом
1.1 Задачи и принципы управления
1.2 Методы управления персоналом
2. Разработка системы управления на предприятии на примере ГУП «Стерлитамакское троллейбусное управление»
2.1 Общая характеристика и структура управления ГУП «Стерлитамакское троллейбусное управление»
2.2 Анализ принципов построения системы управления в ГУП «Стерлитамакское троллейбусное управление»
2.3 Методы построения системы управления персоналом
2.4 Предложения по совершенствованию принципов и методов построения систему управления персоналом в ГУП СТУ
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам.
Только будучи правильно организованным, процесс потребления рабочей силы на внутреннем рынке труда обеспечивает полное использование трудового потенциала работника, его возможностей, личных качеств.
Для преодоления экономического кризиса необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом организации. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает эффективное управление персоналом.
При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
1.Система управления персоналом
1.1 Задачи и принципы управления
Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства: с целью эффективного выполнения стоящих перед производством задач. Предметом управления производством является процесс воздействия на коллективы предприятия и его подразделений с целью получения высоких конечных результатов.
Аппарат управления должен быть максимально приближен к тем подразделениям производства, которые он обслуживает, и располагать полной информацией о состоянии, задачах, путях и средствах их реализации. Для эффективного выполнения своих функций аппарат управления должен быть экономичным, оперативным и надежным. Экономичность аппарата управления характеризуется неуклонным ростом производительности труда управленческого персонала, снижением затрат на его содержание, ростом конечных результатов производственной и социальной деятельности предприятия при той же или меньшей численности занятых работников.
Оперативность деятельности аппарата управления характеризуется эффективностью и быстротой подготовки и исполнения решений в связи с изменяющимися условиями производства, обеспечением бесперебойности хода производства; надежность — достоверностью информации, отображающей все стороны деятельности предприятия, непрерывностью производства и выпуском высококачественной продукции по плану-графику с наилучшим использованием производственных ресурсов.
Система управления должна быть динамичной и соответствовать особенностям, потребностям и задачам данного этапа развития.
Принципы управления — это обязательные, основополагающие начала, определяющие структуру и функционирование всей системы управления.
Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих решений.
Принцип сочетания централизации и децентрализации – это умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении. Коллегиальность означает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение. Научная обоснованность управления означает учет действия основных экономических законов при выработке реализации управленческих решений и глубокое изучение практического опыта. Наука управления имеет дело с решением сложных технических, организационных, социальных и воспитательных задач. Поэтому руководитель производства должен быть всесторонне образованным человеком.
Принцип плановости – установление основных направлений и пропорций развития организации.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически за них отчитываться. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в многоступенчатости и постоянном контроле.
1.2 Методы управления персоналом
Метод управления — это способ воздействия субъекта управления на его объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках. Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления:
административные (организационные или организационно-
экономические;
социально-психологические.
Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся:
устав предприятия или организации;
коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом,
правила внутреннего трудового распорядка,
организационная структура управления,
штатное расписание предприятия,
положения о структурных подразделениях,
должностные инструкции сотрудников
организация рабочих мест.
Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.
Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы понизили роль административных методов на предприятиях.
Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним можно отнести : рост безработицы и частичную занятость на предприятиях, значительную инфляцию в течение последних лет и несвоевременную выплату заработной платы, развитие бартерных сделок и низкую дисциплину поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.
Негативное отношение части директорского корпуса к работе в новых условиях хозяйствования, отсутствие четкой стратегии развития предприятия, современного маркетинга и высокой корпоративной культуры привели к появлению негативных методов административного воздействия на коллектив и снижению общего эффекта от применения административных методов.
Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.
В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.
действия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Таблица 1.1. Позитивное и негативное воздействие экономических методов управления
1 | 2 |
Позитивное воздействие | Негативное воздействие |
1. Плановое ведение хозяйства | 1. Бесплановое ведение хозяйства |
1.1. Предприятие является свободным товаропроизводителем и действует на рынке на основе разработанной маркетинговой стратегии по перспективному плану | 1.1. Предприятие не является свободным товаропроизводителем, не имеет собственной маркетинговой стратегии, перспективный план отсутствует |
1.2. разрабатывается план экономического развития на основе поставленных долгосрочных целей, производится матричный расчет объемов производства потребления ресурсов на основе экономических нормативов | 1.2. План экономического развития не разрабатывается, увязка объемов производства и потребных ресурсов не производится, экономические нормативы отсутствуют |
1.3. Портфель заказов формируется заблаговременно, служит базой разработки плана экономического развития, производится оптимизация портфеля заказов по времени и стоимости | 1.3. Портфель заказов формируется стихийно, не служит базой экономического планирования, оптимизация плана по экономическим критериям не производится |
1.4. Критерии эффективности работы предприятия четко определены и ранжированы по важности (самый важный - прибыль); оптимизация планов ведется исходя из отобранных критериев эффективности | 1.4. Критерии эффективности предприятия четко не определены. Прибыль не является главным критерием. Оптимизация и оценка эффективности работы по критериям не ведутся |
1.5. Конечные результаты производства четко определены (выручка, объем продаж, производительность, качество, себестоимость и т.п.). Они являются основой планирования, учета и анализа, мотивации и стимулирования труда, стабильны во времени и по уровням управления, о них знают рядовые сотрудники | 1.5. Конечные результаты производства четко не определены или размыты. Они не являются основой планирования, учета и анализа, мотивации и стимулирования труда, часто меняются во времени и по уровням управления, не доведены до рядовых сотрудников |
2. Развитие хозяйственного расчета | 2. Ликвидация хозяйственного расчета |
2.1. Децентрализованное планирование | 2.1. Централизованное планирование |
2.3. Долевое участие подразделений в прибыли | 2.3. Отсутствие участия подразделений в прибыли |
2.5. Утверждение положения о внутрихозяйственном хозрасчете | 2.5. Отмена положения о внутрихозяйственном хозрасчет |
3. Рост заработной платы | 3. «Замораживание» заработной платы |
3.1. Индексация заработной платы с учетом инфляции и увеличения объемов производства | 3.1. Фиксированная заработная плата на минимальном уровне в отрасли |
3.3. Распределение вознаграждения за конечный результат по КТУ (КТВ) непосредственно в подразделениях | 3.3. Централизованное распределение вознаграждений дирекцией предприятия |
4. Развитие системы премирования из прибыли | 4. Ликвидация системы премирования из прибыли |
4.1. Премирование персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (тарифной ставке) или по КТУ | 4.1. Эпизодическое премирование персонала из фонда оплаты труда без привязки к прибыли |
4.2. Распределение премии из прибыли по конечным результатам деятельности подразделений и внутри самого коллектива | 4.2. Централизованное распределение премии пропорционально должностным окладам (тарифным ставкам) дирекцией предприятия |
4.3. Развитие выплат материальной помощи из прибыли с учетом личности работника и различных ситуаций | 4.3. Прекращение выплат материальной помощи или ее оказание только в чрезвычайных обстоятельствах |
4.4. Наличие четкого положения о премировании | 4.4. Отсутствие (отмена) положения о премировании |