Система тактического планирования маркетинговой деятельности на предприятиях туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ «Система тактического планирования маркетинговой деятельности на предприятиях туризма и гостеприимства»

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть.
1)Маркетинговое планирование: сущность, принципы и задачи 4
2) Стратегическое и тактическое планирование в туристских
предприятиях. Маркетинговые программы. 7
3)Основные тактические развития предприятия 13
4) Порядок и состав разработки тактических планов 19
II. Практическая часть 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

маркетинг (курсовая).doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы гостиничного  контроля. Годовой маркетинговый план, как правило, действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга, выполняя функции оперативного планирования, и включает в свой состав решение вопросов в следующих областях:

  • маркетинговые исследования;
  • продуктовая политика;
  • ценовая политика;
  • политика распределения услуг;
  • коммуникационная политика.

    Чётких  границ различающих тактическое  и стратегическое планирование нет. Стратегическое планирование отличается от тактического масштабностью поставленных целей. Можно сказать – стратегия отвечает на вопрос «что делать?», а тактика – «как это сделать?» (например, проводятся разовые исследования для определения стратегической направленности маркетинговой деятельности и в то же время осуществляется оценка рыночной ситуации, т.е. решаются тактические задачи).

    Долгосрочный  план описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении последующих нескольких лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план должен ежегодно обновляться с целью внесения корректив в соответствии с произошедшими изменениями.

    Стратегический  план создается для того, чтобы помочь компании использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка – с другой.

    Стратегическое  планирование является фундаментом  для остальных видов планирования в компании. Процесс планирования начинается с полного анализа  положения дел в компании и  определения миссии компании. Миссия определяет основную цель компании. В туристических кампаниях официальные формулировки миссии компании, которые предлагают готовые ответы на вопросы: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет действия сотрудников и дает четкий ответ на следующие вопросы:

    • каким бизнесом мы занимаемся?
    • кто наши потребители?
    • какова цель нашей работы?
    • каким будет наш бизнес?

На каждом уровне управления миссию компании нужно преобразовать  в конкретные стратегические цели.

    Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и  обо всем остальном, что может  влиять на работу компании. Этот процесс  носит названия SWOT-анализа. После проведения SWOT-анализа готовиться подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем высшее руководство решает, какими конкретно видами деятельности следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В свою очередь, каждое подразделение, отвечающее за отдельный услуги или вид деятельности, должно разработать свои подробные маркетинговые планы. Таким образом, маркетинговое планирование, осуществляемое на уровнях подразделений, облегчает стратегическое планирование.

     Процесс планирования охватывает четыре этапа: анализ, планирование, реализация и контроль. Взаимосвязь  между этими четырьмя этапами  показана на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 Этапы процесса планирования 

    Компания  должна проанализировать среду, в которой  она функционирует, для выявления  благоприятных возможностей и избегания угроз. Анализ обеспечивает все последующие этапы необходимой информацией.

    На  этапе стратегического планирования компания решает, какие действия ей предпринять по отношению к каждой бизнес-единице. Маркетинговое планирование включает определение маркетинговых стратегий, которые помогут компании в достижении ее общих стратегических целей.

    На  этапе реализации стратегические планы  претворяются в жизнь, в результате чего достигаются цели компании. Реализуют маркетинговые планы сотрудники организации, работающие с другими людьми как внутри компании, так и за ее пределами.

    Контроль  включает в себя анализ и оценку результатов выполнения планов и связанной с этим деятельности, а также принятие корректирующих мер, в случае необходимости, для достижения поставленных целей.

    Существуют  две системы планирования: жесткая, формализованная система планирования, и гибкая, ситуационная. Жесткая система основана на принципе периодического принятия планов с установленным сроком действия. Наиболее распространены среднесрочный и краткосрочный планы. Это позволяет компании иметь четкие, стабильные критерии деятельности на весьма длительный период. Недостатки жестокой системы в том, что она не может вовремя учесть и использовать изменения рыночной ситуации.

    Гибкая  система планирования устраняет привязку к плановым периодам и может менять деятельность компании достаточно произвольно по мере возникновения изменений на рынке и в самой компании. Она позволяет гибко реагировать на рыночные колебания, но при этом лишает компанию четких, стабильных целевых установок. Сочетание двух систем планирования позволяет совершенствовать разработку пятилетних стратегических и годовых планов. При этом пятилетние планы определяют базовые целевые установки по направлениям деятельности фирмы, а годовые — конкретизируют цели, но отдельным рынкам и типам объектов. Непрерывный анализ поступающей информации в течение всего периода (пяти лет) позволяет выявить изменения в условиях сбыта продукции и выдвинуть предложения по корректировке стратегических установок, заложенных в пятилетнем плане. Кроме того, могут быть внесены изменения и в годовые планы. Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и полученными результатами, чтобы удостовериться в достижении запланированных на год показателей сбыта и прибылей. Основными средствами контроля являются изучение возможностей сбыта, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и наблюдение за поведением клиентов.

    Связь между системой маркетинга и подфункцией планирования активная и двусторонняя. С одной стороны, маркетинговые цели оказывают решающее воздействие на систему планирования, с другой — все маркетинговые мероприятия взаимоувязаны в рамках плана-программы. Плановость при реализации маркетинговых мероприятий выражается в разработке и осуществлении программы маркетинга, который по существу представляет собой глобальный план и определяет содержание всех остальных планов предприятия.

    В маркетинге при составлении программы  используется принцип скользящего  планирования, предусматривающий текущую  последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должны вноситься ежегодно, а для российских условий даже чаще, поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом рынке и достижение определенных количественных показателей (объем прибыли, объем рынка и т. д.) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов рекламы, и т. п. Поэтому необходимо включение в планы некоторых финансовых и ресурсных «подушек» — резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.

    При разработке маркетинговых программ, как и планов внутрифирменного развития, используется также принцип многовариантности, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта: минимальный, или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный, и максимальный, или наилучший). 

3.Основные тактические развития предприятия. 

    Потребность в управлении возникает в том  случае, когда необходима координация  действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих  целей. Такими целями могут быть: обеспечение  устойчивости функционирования или  выживания предприятия в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций.

     Система управления представляет собой совокупность объекта управления - предприятия и субъекта управления - управленческого аппарата (рис. 1). Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

     Оба компонента системы управления предприятия связаны прямой и обратной связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущей в обратном направлении.

     В процессе управления принимаются решения  трех категорий: стратегические, тактические  и оперативные. В соответствии с  этой классификацией управленческий аппарат  обычно имеет трехуровневую иерархию: высший, средний и оперативный  уровни управления.

     Высший  уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входят анализ рынка, конкуренции, конъюнктуры и поиск альтернативных стратегий развития предприятия на случай выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.

     На  среднем уровне основное внимание сосредоточено  на составлении тактических планов, контроле над их выполнением, слежении за ресурсами и разработке управляющих директив для вывода предприятия на требуемый планами уровень.

     На  оперативном уровне происходит реализация планов, и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из работников, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, службами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации.

     На  каждом из уровней выполняются работы, в комплексе обеспечивающие управление. Процесс управления может быть представлен взаимосвязанными функциями. В зависимости от целей можно выделить функции различной степени общности. Типичными являются следующие функции: планирование, организация, учет и анализ, регулирование и стимулирование.

     Планирование - функция, посредством которой в  идеальной форме реализуется  цель управления. Данная функция служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой  управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления предприятием.

     Планирование  занимает значительное место в деятельности высшего руководства и меньше на среднем и оперативном уровнях. Планирование на высшем уровне управления касается будущих проблем и ориентировано на длительный срок. На среднем уровне планирование осуществляется на более короткий срок, при этом план высшего уровня управления детализируется. Показатели на этом уровне более точные. Оперативное управление предполагает самую детальную проработку плана.

     Организация - функция управления, которая имеет  целью формирование управляемой  и управляющих систем. Организовать - это значит определить общую структуру, взаимное расположение элементов этой структуры и их взаимосвязь. Посредством  организации создается или реорганизуется предприятие, устанавливаются функции, внутренняя структура, штаты, порядок работы, определяются права и обязанности должностных лиц и т.п.

     Учет - функция, направленная на получение  информации о состоянии хозяйственной  системы. Он служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства.

Информация о работе Система тактического планирования маркетинговой деятельности на предприятиях туризма и гостеприимства