Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и совершенствование системы премирования персонала, разработка рекомендаций и анализ их эффективности в филиале ОАО «МРСК Сибири» Омскэнерго.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и подходы систем премирования;
рассмотреть виды премий и их экономическое обоснование;
дать краткую характеристику предприятия ОАО «МРСК Сибири» Омскэнерго, выделяя ее специфику;
провести исследование существующей системы премирования;
определить мотивационную структуру работников технического центра;
проанализировать результаты исследования;
предоставить рекомендации по совершенствованию системы премирования и оценить их эффективность.
Введение
Человеческий ресурс - ресурс особый: несмотря на различные профессиональные и личностные характеристики, человек не будет приносить отдачу до тех пор, пока он не видит личной субъективной мотивации. В отличие от оборудования, капитала, людей невозможно просто купить. Человек не управляем с помощью прямого воздействия. Воздействия на данный объект должны быть опосредованы, и находиться в соответствии с внутренними желаниями и потребностями человека. Для того, чтобы в сознании человека сформировалось желание работать, в компании должна быть правильно сконструирована система мотивации, в том числе мотивация материальная, выраженная в виде премиальной системы.
Целью
данной работы является изучение и
совершенствование системы
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является система премирования работников в филиале ОАО «МРСК Сибири» Омскэнерго.
Курсовая
работа состоит из трех глав. В первой
главе рассматриваются
Вторая глава содержит анализ удовлетворенности и информированности системой премирования, а также определение типа мотивации работников технического центра филиала ОАО «МРСК Сибири» Омскэнерго.
В третьей главе рассматриваются выявленные в ходе исследования проблемы и рекомендации по совершенствованию системы премирования филиала ОАО «МРСК Сибири» Омскэнерго.
Информационной базой при написании курсовой работы послужили:
-
материалы специальной
- материалы учебной литературы;
- материалы официальных сайтов электронной сети Internet;
- анализ документов;
-
проведенный социологический
Глава 1. Теоретические основы современных систем премирования
Динамику
развития экономики России за последнее
десятилетие, к большому сожалению,
нельзя назвать положительной. Одной
из наиболее существенных причин негативной
тенденции, отмечаемой многими ведущими
экономистами, является низкая эффективность
экономической деятельности российских
предприятий, что в первую очередь
обусловлено неэффективным
Современные
методы материального стимулирования
сотрудников разнообразны и интересны.
Однако не стоит забывать и о традиционных
способах, таких как системы
Рассмотрим подходы различных авторов к определению премирования. Начнем со следующего определения, рассматривающего премирование труда, как дополнительную форму вознаграждения персонала, выплачиваемого работнику в случае достижения определенного результата предприятием в целом или его конкретным подразделением, а также с учетом индивидуального вклада работника в конечные результаты [1].
Далее посмотрим на мотивацию как на экономический метод мотивации. Премирование – это элемент экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации, состоящий из мотивов и стимулов, побуждающий всех работников трудиться на общее благо[2].
Еще один важный подход на который обязательно следует обратить внимание, это рассмотрение премиальной системы, как составной части большинства систем заработной платы, направленной на создание у работников материальной заинтересованности в индивидуальных и коллективных результатах труда [3].
Так на основе данных подходов можно вывести наиболее подходящее, комплексное определение. Под премированием в самом общем смысле понимается выплата определенному кругу работников за определенный период определенных денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения за достижение определенных результатов, а также в целях стимулирования и мотивации дальнейшего возрастания этих результатов.
Применение премиальных систем осуществляется на основе положений о премировании работников, которые разрабатываются как в целом для предприятия, так и отдельных подразделений. Положение о премировании разрабатывается отделом развития персонала и утверждается руководителем предприятия с учетом мнения профсоюзной организации. На некоторых предприятиях, в том числе и “МРСК Cибири” эти положения прилагаются к коллективному договору.
Теперь следует поговорить о основных элементах положения о премировании:
При разработке премиальных систем необходимо соблюдать ряд основных требований:
В
настоящее время в российских
компаниях существуют два взаимоисключающих
подхода к разработке системы
премирования. Согласно первому подходу
премия рассматривается как
Например, такой показатель оценки деятельности кадровой службы, как своевременная подготовка и сдача статистической отчетности. Согласитесь, что данный показатель играет роль не стимулирования высоких производственных результатов, а наказания в случае не исполнения работниками своих должностных обязанностей.
Второй подход отражает чрезмерно повышенную роль системы премирования в организации. Часто показатели премирования имеют сложную структуру, при которой практически любое действие работника оценивается и стимулируется. Усложненная система премирования не отвечает одному из основополагающих требований, которое должно предъявляться к системе стимулирующих выплат, а именно, понятность и однозначность толкования, как стороны руководства, так и стороны работников [3].
На
основе этих двух подходов также можно
применить принцип
Основная
суть премий - поощрение сотрудников
за достижение определенных количественных
и качественных показателей в
результате трудовой деятельности. Поэтому
очень важно определить сами показатели
премирования. Не стоит включать в
число показателей обязанности
работника, отраженные в должностной
инструкции, и функции структурного
подразделения, определенные в положении
об этом подразделении. Руководители и
HR-ы забывают, что, собственно, за выполнение
должностных обязанностей сотрудник
получает должностной оклад, оплату
по тарифным ставкам или по иным
системам оплаты труда, принятым в организации.
Но более подробно на требованиях
к показателям остановимся в
третей главе данной работы.
На
практике встречается различное
множество систем премирования,
стремящихся наиболее справедливо
оценить труд персонала, учесть специфику
работы, цели и принципы организации
и стимулировать повышение
Хендерсон Р.И. в основе классификации систем премирования закладывает различные факторы, предлагая наиболее широкую классификацию премирования [8]:
– премирование отдельных категорий персонала (рабочих, руководителей, специалистов или служащих). Этот вид премирования применяется, как правило, для оценки производственных результатов;
– премирование для всех категорий персонала, например премирование за выслугу лет или за общие результаты работы.
– по итогам работы за месяц;
– по итогам работы за квартал;
– по итогам работы за год.
– регулярное;
– единоразовое.
– из фонда на оплату труда;
–
из фонда потребления
–
учитываемое в целях
– не учитываемое в целях налогообложения.
– фиксированное;
– в виде процента от какого-либо показателя.
Ковязина предлагает нетрадиционную классификацию систем премирования и относит, в частности:
-
системы индивидуального