2.2.Ответственность
органов местного самоуправления
Любые права всегда неразрывно
связаны с определенными обязанностями
и, следовательно, ответственностью. Поэтому,
говоря о компетенции органов
местного самоуправления, необходимо
сказать об ответственности этих
органов за ненадлежащее исполнение
возложенных на них полномочий.
Существование механизмов ответственности
и их реализации в муниципальных
отношениях способствует решению на
высоком качественном уровне ряда задач
местного самоуправления. Во-первых, обеспечивается
зависимость муниципальных органов
и их должностных лиц от населения.
Тем самым создается в корне
отличная от командного, патерналистского
управления психологическая модель
отношений в территориальном
сообществе. Во-вторых, создаются предпосылки
для самоорганизации жителей, а
также для проецирования ответственности
органов местного самоуправления на
самих жителей (одним из ключевых
моментов в определении, закрепленном
в Европейской Хартии о местном
самоуправлении, является понятие «решение
населением вопросов местной жизни
под свою ответственность»). В-третьих,
принцип самостоятельности местного
самоуправления не перерастает в
бесконтрольность муниципальных органов.
В соответствии со статьей 49
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления"
органы местного самоуправления несут
ответственность перед государством
за нарушения ими действующего законодательства
и за исполнение ими отдельных
государственных полномочий в той
мере, в какой эти полномочия обеспечены
государственными органами, передавшими
эти полномочия, материальными и
финансовыми ресурсами. В случае
нарушения законодательства по решению
суда может быть отменено соответствующее
решение органа местного самоуправления
или выборного должностного лица
или вообще прекращены их полномочия.
Однако механизм юридической ответственности
содержит явные логические противоречия,
суть которых может быть сведена к следующему.
Во-первых, неясно, кто и в каких случаях
обращается в суд для проверки актов органов
местного самоуправления; во-вторых, нет
никаких указаний о том, за какой период
деятельности органов местного самоуправления
анализируются их акты; в-третьих, из нормы
закона не следует, каким должно быть конкретное
основание для обращения законодательного
органа субъекта РФ в соответствующий
суд; в-четвертых, неясно, на основании
каких процессуальных установлений суд
будет оценивать акты органов местного
самоуправления, какие критерии следует
использовать для установления количества
и характера выявленных нарушений. Ну
а в том, что меры ответственности применяет
не суд, а законодательный орган субъекта
Федерации, усматривается попытка подменить
юридическую ответственность политической,
тем более что заключение суда отнюдь
не влечет автоматического прекращения
полномочий «проштрафившегося» органа
или должностного лица, а лишь может служить
основанием для принятия такого решения16.
Органы местного самоуправления
и должностные лица местного
самоуправления Ставропольского
края несут ответственность перед
населением муниципального образования,
государством, физическими и юридическими
лицами в соответствии с законом.17
Ответственность
органов местного самоуправления
и должностных лиц местного
самоуправления перед государством
наступает в случае нарушения
ими Конституции Российской Федерации,
Устава (Основного Закона), федеральных
законов, законов края, устава муниципального
образования.
Органы местного
самоуправления и должностные
лица местного самоуправления
несут ответственность за осуществление
отдельных государственных полномочий
в той мере, в какой эти полномочия
обеспечены соответствующими органами
государственной власти материальными
и финансовыми средствами.
Таким образом, органы местного
самоуправления подотчетны населению
муниципального образования, государству,
физическим и юридическим лицам
в соответствии с законом.
Заключение
Рассматривая вопрос о
компетенции органов местного самоуправления
необходимо отталкиваться от общей
цели существования местного самоуправления.
Цель создания местного самоуправления
- уход от централизации власти в
государстве. Если в государстве
такая централизация доведена до
максимума, то убивается всякое творчество
на местах и, в конце концов, власть
сводиться к творчеству главы
государства, что является прямым путем
к тоталитаризму. Создание еще одного
не подчиненного государственной власти
уровня управления, в котором участвуют
граждане, как раз развивает творчество
населения в области управления.
Органы местного самоуправления
- выборные и другие органы, наделенные
полномочиями на решение вопросов местного
значения и не входящие в систему
органов государственной власти.
В результате анализа действующего
законодательства можно сделать
вывод о неудачной регламентации
компетенции местного самоуправления
на федеральном уровне. Дело в том,
что в Федеральном законе «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» закрепляются лишь предметы
ведения муниципальных образований,
а полномочия органов местного самоуправления
закреплены в серьезно устаревшем законе
РФ 1991 г. «О местном самоуправлении
в Российской Федерации». Не вносят
должной ясности в этот вопрос
и отраслевые нормативные правовые
акты, наделяющие органы местного самоуправления
все новыми полномочиями в разных
отраслях и сферах, поскольку полномочия
эти они устанавливают применительно
к органам местного самоуправления
вообще, а не тому или иному их
уровню конкретно. Органы же местного
самоуправления не могут сами себе
устанавливать полномочия, даже
если в обшей форме предметы их
ведения определены.
Исследование
компетенции органов местного
самоуправления детерминирует раскрытие
сущности муниципального управления,
осуществляемого органами местного
самоуправления. Муниципальное управление
по сути своей является частью
государственного управления, поскольку
самостоятельность местного самоуправления
в осуществлении своих полномочий
не предполагает оторванности
органов местного самоуправления
от реализации задач и функций
государства.
Существование механизмов ответственности
и их реализации в муниципальных
отношениях способствует решению на
высоком качественном уровне ряда задач
местного самоуправления.
Ответственность органов
и должностных лиц местного самоуправления
- это неблагоприятные правовые последствия
за принятые ими противоправные акты,
за совершенные неправомерные действия
или ненадлежащее исполнение своих
полномочий. Институт ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления служит важнейшим
средством контроля со стороны населения
и государства за деятельностью
выборных и иных органов и должностных
лиц местного самоуправления.
Список литературы
- Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291
- Гражданский кодекс РФ
- Закон СК «О Местном самоуправлении в СК» от 28.07.2000
- Ильин А.В. «Компетенция органов местного самоуправления» Российский следователь 2004, №1. С.34-36
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Конституция РФ
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529
- Мельников Н.Н. «Реализация закона «Об общих принципах местного самоуправления». Законность 2004, №7. С. 27-30
- Пикулькин. Система гос. управления. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57
- Практика муниципального управления, пер. издание, № 12, декабрь 2008, статья Р.В. Бабун «Современные проблемы местного самоуправления»
- Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. С.93
- Сергеев А.А. «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов». Конституционное и муниципальное право 2004 №2. С. 27-30
- Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006
- Соболева Л.Б.»К вопросу об особенностях статуса исполнительного органа местного самоуправления». Конституционное и муниципальное право2003, №6. С.15-18
- Соловьев С. Г. «Проблемы функционирования глав муниципальных образований» Право и образование 2003 №2 С.172-177
- Усков О.Ю. «Проблемы гражданской правосубъектности гос. органов и органов местного самоуправления» Журнал российского права 2003 №5. С.27
- ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6
- ФЗ от 11.12.2004г. № 159 «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ»// Российская газета 2004 15 дек. №227
- Чиркин В.Е. Гос. управление. М: Юристъ 2001 – 320с. С. 57
- Шугрина Е.С., Муниципальное право. М. 2005.
1 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп.
М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529
2 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп.
М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529
3 Мельников Н.Н. «Реализация закона «Об
общих принципах местного самоуправления».
Законность 2004, №7. С. 27-30
4 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г.
№131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6
5 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп.
М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529
6 ФЗ «Об общих принципах местного
самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
7 Пикулькин. Система гос. управления. Учебник
для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА
2001 -399с. С.57
8 ФЗ «Об общих принципах местного
самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
9 Мельников Н.Н. «Реализация закона «Об
общих принципах местного самоуправления».
Законность 2004, №7. С. 27-30
10 ФЗ «Об общих принципах местного
самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
11 Пикулькин. Система гос. управления.
Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп.
М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57
12 Глазунова Н.И. Система гос. управления.
Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с.
С.291
13 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г.
№131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6
14 Чиркин В.Е. Гос. управление. М: Юристъ
2001 – 320с. С. 57
15 Сергеев А.А. «О порядке формирования
представительных органов муниципальных
районов». Конституционное и муниципальное
право 2004 №2. С. 27-30
16 Пикулькин. Система гос. управления. Учебник
для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА
2001 -399с. С.57
17 ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 //Российская
газета 2003г. 8 окт. С.1-6