Система органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Тема работы является актуальной.
Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.
Объектом исследования выступают структура, ответственность, компетенция органов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы системы органов местного самоуправления...6
1.1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика……………………………………………………………6
1.2. Компетенция органов местного самоуправления………………..13
1.3. Основные модели органов местного самоуправления…………..17
Глава 2. Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества…………………………………………………………….28
2.1.Структура органов местного самоуправления………………………..28
2.2.Ответственность органов местного самоуправления………………...37
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

СГиМу.docx

— 98.56 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального  управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной  службы»

специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

Тема: «Система органов местного самоуправления»

 

 

Работу выполнила:

Студентка  Т.Н.Макарова                            ____________________(подпись)

 гр. ЗС-ВтН-080504-35(к)

 

Проверила:

А.А. Иванова                                           ____________________(подпись)

Кандидат, доцент

 

 

Ижевск  2012г.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические основы системы органов местного самоуправления...6

    1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика……………………………………………………………6
    2. Компетенция органов местного самоуправления………………..13
    3. Основные модели органов местного самоуправления…………..17

Глава 2. Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества…………………………………………………………….28

       2.1.Структура органов местного самоуправления………………………..28

       2.2.Ответственность органов местного самоуправления………………...37

Заключение………………………………………………………………………40

Список литературы………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Местное самоуправление в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства определяется   огромной   ролью. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.1

         Формирование системы местного  самоуправления в России и  его правовых основ происходит  с большими трудностями как  объективного, так и субъективного  характера. И среди них следует  назвать несогласованность, несистематизированность,  неполноту и непоследовательность  законодательства о местном самоуправлении. Важно учитывать, что под влиянием  динамизма общественных отношений  изменяется и сам нормотворческий  процесс, который должен все  более оперативно реагировать  на перемены в общественной  жизни. Эти и другие обстоятельства  во многом определили выбор темы контрольной работы и круг анализируемых проблем.

Исходя из вышесказанного тема: «Система органов местного самоуправления» является актуальной.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.

Объектом исследования выступают структура, ответственность, компетенция органов местного самоуправления.

Цели исследования:

  1. Проанализировать правовые аспектоы сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
  2. Исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия.
  3. Выявление особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации.

Исходя из целей были выявлены следующие задачи:

-    проанализировать  особенности и проблемы реализации  федерального законодательства, законодательства  субъектов Федерации о местном  самоуправлении в современных  условиях;

-   исследовать роль  и значение местного самоуправления  в системе управления РФ;

-    исследовать принципы  организации местного самоуправления, их отражение в действующем  законодательстве, влияние на формирование  основ местного самоуправления;

-  выявить роль и  место отдельных государственных  полномочий в объеме компетенции  органов местного самоуправления;

- выявить предпосылки  и условия эффективности осуществления  местного самоуправления.

       Но в  то же время реализация многих  из перечисленных задач, обеспечение  определенного уровня жизни населения  осуществляется не в государстве  вообще, а в конкретных территориальных  образованиях компактного проживания  граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде  всего, созданы условия для  реализации гарантированных государством  прав и свобод, а также обеспечена  возможность благоустроенного проживания2.

Совершенно очевидно, что  действующее законодательство об органах  местного самоуправления нуждается  в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня  остро ощущается необходимость  в неспешной, вдумчивой работе с  привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного органам местного самоуправления.3

 Население активно  включается в самоуправление. Местные  Уставы давно стали на местах  предметом самого пристального  внимания, обсуждения населением, приняты  и работают во многих муниципальных  образованиях России.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы системы органов местного самоуправления

    1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и  другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов  государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных  сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед  которыми несут ответственность  за надлежащее исполнение своих полномочий.

Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

  • не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);
  • в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

 Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным4.

В системе муниципальных  органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и  принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного  органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган  может называться: дума, совет, муниципальный  совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган  осуществляет вопросы исключительного  ведения - это вопросы, не требующие  проведения референдумов, опросов общественного  мнения, публичных обсуждений, которые  вправе решать только представительный орган местного самоуправления и  никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного  органа местного самоуправления находятся  следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов  и сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов  об их исполнении; 5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности; 6) определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством  субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов  местного самоуправления значительно  возрастает.

Структура представительного  органа местного самоуправления –  внутреннее строение органа, которое  по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного  органа местного самоуправления, как  правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные  комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания  представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает  решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как  функционально-отраслевое структурное  подразделение представительного  органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного  органа местного самоуправления относятся  следующие вопросы: а) разработка предложений  для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений  по вопросам ведения представительного  органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в  их работе по осуществлению решений  представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного  органа за деятельностью городской  администрации, ее структурных территориальных  подразделений, а также за работой  предприятий, учреждений и организаций  по выполнению решений представительного  органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных  законов, законов субъекта РФ и местных  нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования  собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).5

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе  местного самоуправления, возглавляемый  главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие  организационно- распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных  нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам  местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава  местной администрации и его  заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные  единицы местной администрации.

Информация о работе Система органов местного самоуправления