Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:57, контрольная работа
Тема работы является актуальной.
Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.
Объектом исследования выступают структура, ответственность, компетенция органов местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы системы органов местного самоуправления...6
1.1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика……………………………………………………………6
1.2. Компетенция органов местного самоуправления………………..13
1.3. Основные модели органов местного самоуправления…………..17
Глава 2. Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества…………………………………………………………….28
2.1.Структура органов местного самоуправления………………………..28
2.2.Ответственность органов местного самоуправления………………...37
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42
Глава местной администрации
руководит деятельностью
Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.6
Высшим должностным лицом
в системе органов местного самоуправления
является глава муниципального образования.
Согласно Закону о местном самоуправлении
2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах
либо представительным органом муниципального
образования из своего состава; 2) в
случае избрания на муниципальных выборах
он либо входит в состав представительного
органа муниципального образования
с правом решающего голоса и является
его председателем, либо возглавляет
местную администрацию; 3) в случае
избрания представительным органом
муниципального образования, является
председателем
Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местномуровне. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.
В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:
Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет – представительный или исполнительный. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.
Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.
1.2. Компетенция
органов местного
Местное самоуправление - один
из важнейших институтов, необходимый
элемент демократической
В компетенции муниципальных
органов интегрируются многие сложные
и важные проблемы российской государственности.
В ней отражается реальное соотношение
центра и мест в нашем государстве,
объем децентрализованных функций
государственного руководства. Правовая
регламентация компетенции
Принадлежащая органам местного самоуправления компетенция реализуется посредством принятия нормативных и иных правовых актов. Анализ юридической силы актов представительных органов, глав муниципальных образований и глав местных администраций приводит к заключению, что акты представительных органов обладают большей юридической силой, чем акты выборных должностных лиц местного самоуправления. В уставах некоторых муниципальных образований предусматривается право глав муниципальных образований опротестовывать акты представительных органов через механизм «права вето» и через суд.
Существенное значение для исследования проблем компетенции органов местного самоуправления имеет категория «отдельных государственных полномочий», которыми наделяются органы местного самоуправления. Действующее законодательство позволяет говорить о двух группах государственных полномочий в сфере местного самоуправления. Во-первых, это полномочия, принадлежащие Российской Федерации, а во-вторых, - полномочия, признаваемые за органами государственной власти субъектов Федерации.
Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях8. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.
Под компетенцией местного самоуправления следует понимать закрепленные за муниципальными образованиями законами, иными нормативными правовыми актами бессрочно либо на определенный срок и обеспеченные необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами (но не ниже определенного в установленном порядке минимального уровня такой обеспеченности) права, обязанности и предметы ведения муниципальных образований, которые они осуществляют в пределах своей территории.9
Федеральный Закон от 12 августа 1995 года "Об основах местного самоуправления" содержит перечень вопросов местного значения, которые праве решать органы местного самоуправления.
Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:
1. В соответствии с
Конституцией Российской
2. Объем передаваемых
или делегируемых полномочий
не может быть слишком велик.
Не случайно в Конституции
Российской Федерации
3. Наделение полномочиями
должно сопровождаться
4. Государство оставляет
за собой право контроля за
реализацией этих полномочий. Такой
контроль по общему правилу
означает возможность
5. Государственное влияние
не сводиться только к
Можно сделать вывод, что
принцип самостоятельности
Федеральный закон № 131 – ФЗ устанавливает ряд ограничений на структуру органов местного самоуправления. В частности он вводит обязательность наличия органов местного самоуправления трех видов:
При этом в поселениях с
численностью жителей. Обладающих избирательным
правом, мене 100 человек представительный
орган не формируется, а его функцию
выполняет сход граждан (часть 3 статьи
35 Федерального закона № 131-ФЗ). Глава
такого малого поселения и исполнительно-
Согласно части 3 статьи 34
наименования трех обязательных органов
устанавливаются законом
Существующие ограничения
в структуре органов местного
самоуправления связаны также с
обязательностью разделения представительной
и исполнительной власти. В Федеральном
законе № 131-ФЗ местная администрация
названа исполнительно –
Дополнительным механизмом
реализации организационной обособленности
органов местного самоуправления от
системы органов