Система не материальной мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Содержание

Введение 3
1. Система нематериальной мотивации персоналом 5
1.1 Правила разработки системы нематериальной мотивации 5
1.2. Причины и стадии демотивации сотрудника 7
1.2.1. Стадия 1. Растерянность 8
1.2.2. Стадия 2. Раздражение 8
1.2.3. Стадия 3. Подсознательные надежды 9
1.2.4. Стадия 4. Разочарование 9
1.2.5. Стадия 5. Потеря готовности к сотрудничеству 9
1.2.6.Стадия 6. Заключительная 10
1.3 Факторы, влияющие на нематериальную мотивацию сотрудников 14
1.3.1 Нарушение негласного контракта 14
1.3.2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит 15
1.3.3. Игнорирование идей и инициативы 17
1.3.4. Отсутствие чувства причастности к компании 17
1.3.5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста 18
1.3.6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег 19
1.3.7. Отсутствие изменений в статусе сотрудника 19
1.4 Формы и способы нематериальной мотивации сотрудников 20
1.4.1. Одобрение 23
1.4.2. Действие 23
1.4.3. Вознаграждение свободным временем 24
1.4.4.Взаимопонимание и проявление интереса к работнику 24
1.4.5.Продвижение по служебной лестнице и личный рост 24
1.4.6. Предоставление самостоятельности и любимой работы 24
1.5 Формы и способы негативной мотивации 25
Заключение 29
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

Система не материальной мотивации.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Способ  вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.

     1.4.5.Продвижение по служебной лестнице и личный рост

 

     Этот  способ вознаграждения требует серьезных  финансовых затрат высшего руководства, но именно он позволяет сохранять  лидирующее положение на рынке. Продвижение  вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги.

     1.4.6. Предоставление самостоятельности и любимой работы

 

     Этот  способ особенно хорош, когда работники  стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс  контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами.

     1.5 Формы и способы негативной мотивации

 

     В современном менеджменте методы позитивной мотивации занимают лидирующее место. Но это не значит, что отрицательная  мотивация забыта и признана абсолютно неэффективной. Главное – применять ее в нужном месте и в нужное время. Методы отрицательной мотивации необходимы там, где установлены четкие процедуры, а значит, требуется контроль за их неукоснительным соблюдением. Сотрудник должен знать, каких правил необходимо придерживаться и что будет, если он их нарушит. Самые популярные методы отрицательной мотивации – это штрафы, показательные увольнения (мотивируют оставшихся сотрудников), депремирование, понижение в должности, угрозы (увольнения, депремирования, понижения по службе), просто устное внушение (многие люди очень боятся именно этого). «Отрицательная мотивация в разных сферах деятельности бизнеса может приносить совершенно разные результаты. Для людей менее квалифицированного труда, скажем рабочего на стройке, окрик начальника может быть вполне действенным средством. Тогда как в интеллектуальном бизнесе общение на повышенных тонах недопустимо. По-разному действует и показательное увольнение. На стройке увольнение одного рабочего может ничего не дать, потому что там низкая зарплата и высокая текучесть кадров. Его просто не заметят. В интеллектуальном, креативном бизнесе, где значимость одного сотрудника очень высока, показательное увольнение вызовет очень большой резонанс. Так же обстоят дела и с публичным порицанием. Грузчика, быть может, имеет смысл пристыдить перед всем коллективом, но менеджера лучше ругать без свидетелей.

     Единственное, что сводит отрицательную мотивацию  на нет, – это отсутствие системы  и эмоциональная подоплека действий начальника. На многих предприятиях наказывают за ошибки, но прощают проступки. Человек ударил кувалдой по шурупу, а не завернул его, как положено. На это смотрят сквозь пальцы, хотя это нарушение технологии. Зато если человек ошибся, его наказывают. Тогда как в Англии, например, – наоборот. Там наказывают за проступки, но если человек совершает ошибки, то его учат». Директор по кадрам одной российской компании заключил контракт с консультантами. Руководству это не понравилось, директор по кадрам был уволен, хотя его компетенция предполагала принятие решений по подобным вопросам. Это обычная система расправ, которую нередко приходится наблюдать во многих российских компаниях постсоветского образца. Именно из-за этого отрицательная мотивация в России настолько неэффективна. За ошибки наказывать нельзя. В результате люди просто боятся проявить инициативу, но при этом не боятся плохо работать, нарушать технологию. Ведь это считается мелочью..

     У нас в стране есть серьезное препятствие  для применения методов отрицательной  мотивации. Большинство из них незаконны, Можно как угодно угрожать сотруднику, но в Трудовом кодексе (ТК) есть четкий перечень дисциплинарных мер, которые разрешено применять к сотруднику. И таких мер не очень-то много и никакие применяемые ныне многими компаниями средства отрицательной мотивации не допускаются. По закону уволить сотрудника можно лишь в нескольких случаях: за систематическое неисполнение работником без уважительных причин своих обязанностей, возложенных на него трудовым договором, если ранее к нему уже применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания; за прогул, в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня; за появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения (и тут должны быть заключения медиков); за совершение по месту работы хищения, в том числе мелкого (но это определяется только приговором суда).

     Штрафы  за опоздание или увольнения за ошибки в служебной деятельности незаконны. Однако вполне реально разработать такие дисциплинарные меры, которые, с одной стороны, действенны, а с другой – не нарушают ТК. Например, на одном российском предприятии используется весьма законный и эффективный метод – депремирование. При найме сотрудника на работу в договоре указывается некая базовая сумма зарплаты. Остальное человек получает в качестве премии. За недостижение запланированных результатов или отсутствие исполнительной дисциплины премия может быть урезана. Переменная часть зарплаты, связанная с результатами деятельности сотрудника, стимулирует его деятельность, позволяет привлечь амбициозных, нацеленных на результат работников.

     В арсенале кадровых технологий иностранных  компаний есть весьма мягкие, но очень  действенные методы отрицательной  мотивации.

     Этот  метод называется корректировкой поведения. Не угрожая увольнением или штрафами, людей ставят перед моральным выбором. Например, менеджерам говорят, что если они не выполнят поставленные задачи в срок, то их просто отстранят от данной работы. Расслабившемуся сотруднику советуют недельку посидеть дома и подумать о жизни, при этом продолжают ему платить зарплату. Это серьезный «звонок». Человек в таких необычных обстоятельствах начинает нервничать и старается исправиться. Чтобы изменить поведение человека, нужны комплексные и достаточно мягкие меры. У человека должен быть выход, возможность позитивного решения вопроса, возможность развития. Супервайзер одной западной компании не справлялся со своими обязанностями. Ему указали на его слабости. Он не согласился, утверждая, что он хороший начальник, а ошибки бывают у всех. Тогда руководство компании предложило отслеживать все его шаги и решения в течение длительного срока и раз в неделю обсуждать происшедшее с руководством. Через месяц супервайзер убедился в своей несостоятельности и согласился освободить свое место для другого, более подходящего сотрудника. В другом случае подобная «слежка» помогла повысить эффективность работы одного из менеджеров по продажам. Такие мягкие на первый взгляд методы хороши тем, что, с одной стороны, достаточно сильно пугают сотрудника, которому становится стыдно. С другой стороны, такой подход весьма позитивен, потому что подобное «наказание» – это не просто увольнение, или штраф, или понижение в должности, но ряд вполне позитивных мер, помогающих не потерять сотрудника, а развивать его личные навыки на благо компании.

 

     Заключение

    Вывод.

     В качестве основных принципов оплаты труда для отдельной организации  могут быть названы следующие: определение размера средней оплаты труда работников выше минимальной оплаты труда, установленной государством; максимальная самостоятельность организации в вопросах организации и оплаты труда; опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы; оплата по конечным результатам и в соответствии с количеством затраченного труда; поощрение высокого качества продукции, труда, работ и услуг; материальная заинтересованность работников в росте производительности труда; обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда; обеспечение соотношений в оплате труда отдельных профессий, категорий и групп; индексация заработной платы в соответствии с темпами роста инфляции; обеспечение оптимального удельного веса заработной платы в себестоимости продукции; анализ средней заработной платы по аналогичным организациям и планирование ее превышения; анализ средней заработной платы одного работника в регионе (районе) и планирование ее превышения; выбор рациональной системы оплаты труда (сдельной, повременной) для отдельных категорий работников; анализ динамики роста заработной платы и отдельных ее компонентов ( оклады, тарифные ставки, вознаграждения, премии )

     На  стимулирование работников влияет проводимая  руководством предприятия социальная политика.

     Социальные  льготы являются формой участия наемных  работников в экономическом успехе предприятия.

     Целесообразно исходить из следующих принципов  построения системы социальных льгот  для сотрудников:

     1)необходимо  выявить материальные и нематериальные  потребности сотрудников;

     2)необходимо  в полном объеме информировать  сотрудников о предоставляемых  им социальных льготах, а также  об их дополнительном, сверх государственных  льгот, характере;

     3)предоставляемые  социальные льготы должны быть  экономически оправданы и применяться только с учетом бюджета предприятия;

     4)социальные  льготы, которые уже предоставлены  работникам государством, не должны  применяться на предприятии;

     5)система  социальных льгот должна быть  понятной сотрудникам и каждый  сотрудник должен знать за  что, за какие заслуги ему положена или не положена та или иная льгота.

     Для усиления стимулирующей роли заработной платы целесообразно соблюдение следующих принципов:

     зависимость заработной платы от эффективности, производительности и качества выполняемых  работ с целью обеспечения заинтересованности наемных работников в результатах своей работы;

     внедрение гибких систем оплаты, основанных на учете  конечных результатов работы организации  и индивидуального вклада работника, в том числе участие в прибылях;

     исключение уравнительности в оплате наемных работников;

     при создании системы оплаты наемных  работников предусмотреть усиление ее объединяющей роли, исключающей  противостояние между работниками.

     Заключение

     Эффективность той или иной мотивационной системы  в практической деятельности во многом зависит от органов управления.

     Сейчас  вряд ли надо кого-либо убеждать, что  мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному  труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.

     Активизация деятельности управленческого персонала  современного предприятия является одной из важнейших функций менеджмента.

     Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству  фирмы действенную мотивацию  управленческих кадров к эффективной  деятельности, что, в свою очередь, будет  способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.

     Успех любой фирмы во многом зависит  от того, насколько полно и точно  было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых руководители получают условия , которые пробудили бы у них интерес к более эффективной трудовой деятельности. Нельзя экономить на заработной плате хорошим работникам и оснащении их рабочих мест. Так же необходимо разрабатывать систему нематериальных стимулов на предприятии. Улучшать отношения в трудовом коллективе. Сегодня обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества.

 

     Библиографический список

 
  1. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/81686

Информация о работе Система не материальной мотивации