Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников. Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности.
Введение……………………………………………………………………………...............3
1 Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства………...6
1.1 Роль и значение мотивации персонала…………………………………………………..6
1.2 Методы стимулирования персонала……………………………………………………..9
1.3 Теоретические основы стимулирования персонала……………………………………11
2 Практическая часть……………………………………………………………………….23
2.1 Анализ мотивации трудовой деятельности работников частного предприятия общественного питания кафе «Дебют»……………………………………………………………........23
2.2 Стимулирование работников кафе «Дебют»……………………………………………23
2.3 Разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы мотивации на предприятии……………………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………………………35
В
основе современных теоретических
подходов к мотивации лежат
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.
Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы
— это побуждения человека к действию,
направленные на результат
(цель).
Цели — это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:
-Высокая текучесть кадров
-Высокая конфликтность
-Низкий
уровень исполнительской
-Слабая
связь результатов труда
-Халатное отношение к труду
-Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников
-Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
-Низкий уровень межличностных коммуникаций
-Проблемы
при создании согласованной
-Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
-Противоречия в отношениях между предпринимателем
и работником
-Неудовлетворенность работой сотрудников
-Низкий
профессиональный уровень
-Безынициативность сотрудников
-Деятельность
руководства негативно
-Неудовлетворительный
морально-психологический
-Недостаточное оснащение рабочих мест
-Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва
-Неразвитость соцкультбыта предприятия
-Нежелание
сотрудников повышать свою
-Не
налаженность системы
-Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником
-Низкий моральный дух в коллективе
1.2. Методы стимулирования персонала
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
-Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами.
Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
-Организационно-
-Социально-
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методах стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально - психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1.
Экономические стимулы всех
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2.
Управление по целям. Эта
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4.
Система участия в настоящее
время существует в
В
рамках этих групп методов сегодня
разрабатываются отдельные
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Первыми ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали ориентироваться содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теорий «кнута и пряника» и ей подобных. С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.
Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Наиболее
распространенными
Рис. 1. Иерархия потребностей Маслоу
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Теория МакКлелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.
Теория
Герцберга основывается на анализе
факторов, действующих на человека
в процессе работы и влияющих на
удовлетворение потребностей.
Факторы делятся на гигиенические (размер
оплаты труда, межличностные отношения,
характер контроля – они лишь не дают
развиться чувству неудовлетворенности
работой) и мотивирующие (ощущение успеха,
продвижение по службе, рост возможностей,
признание со стороны окружающих, ответственность).
Для мотивации нужно задействовать именно
второй вид факторов.