Система менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:47, практическая работа

Описание работы

Цель работы: Выявить способность практических навыков работы со стандартами, содержащими требования к СМК.
Задание для самостоятельной работы:
- изучить материалы лекций, учебников и учебных пособий по СМК;
- изучить содержание требований МС ИСО серии 9000:2000;
- проанализировать требования к блокам процессов СМК;

Работа содержит 1 файл

ПЗ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

- официальная  декларация (заявление);

- направление  деятельности (стратегия);

- принципы;

- задачи;

- обязательства  и ответственность персонала.

В соответствии с требованиями п.5.3 «Политика в области качества» МС ИСО 9001:2000 Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества:

а) соответствовала  целям организации;

b) включала обязательства соответствовать требованиям и постоянно улучшать эффективность СМК;

с) создавала основы для  постановки и анализа целей в  области качества;

d) была доведена до сведения  и понятна в организации;

е) регулярно подвергалась анализу для постоянной пригодности.

 

Задание 2.  Составить блок-схему процесса «Порядок формирования, реализации и актуализации политики в области качества».

Графическое представление  процесса выполняется в виде блок-схемы или алгоритма с использованием следующих условных  обозначений.

 


 



 

Задание 3. На основании самостоятельно проработанных материалов:

  • сформулировать Политику в области качества для конкретного предприятия (указать название предприятия, вид деятельности);
  • сформулировать девиз Политики в области качества;
  • раскрыть содержание основных положений документа «Политика в области качества»;
  • представить оформленный документ «Политика в области качества» для обсуждения в группе.

Представить оформленный  документ «Политика в области  качества».

 

Контрольные вопросы:

1. Дать определение понятия «Политика в области качества» в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000.

2. Что является основой для разработки политики в области качества?

3. Что можно  отнести к целям в области  качества?

4. Для  чего необходима предприятию Политика в области качества?

5. Кто разрабатывает  Политику в области качества?

6. Что необходимо  учитывать при разработке Политики  в области качества, в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000?

7. Назовите требования  к Политике в области качества, содержащиеся в МС ИСО 9001:2000.

8. Каким образом  Политика в области качества  должна быть доведена до сведения  всего персонала предприятия?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИе 3

 

разработка  программы и плана повышения  качества

 

Цель  работы: научиться определять объем требований, необходимый для обеспечения проведения мероприятий в области повышения качества.

 

Задание для самостоятельной работы:

- изучить содержание  МС ИСО серии 9000:2000 (9001 и 9004) в части  требований к разделу  «Программы и планы качества»;

- изучить примеры документа «Руководство по качеству» (раздел «Программы и планы качества» в т.ч. конкретный пример документа из материалов, собранных в период прохождения ознакомительной и производственной практики;

- продумать содержание  программы и годового плана  повышения качества для конкретного предприятия или организации (базовое место прохождения практики).

Задание для практической работы:

  1. Ознакомиться с требованиями составления Программы и плана повышения качества продукции (услуги).
  2. Ознакомиться с примерами Программы и плана повышения качества конкретных видов продукции (услуги).
  3.   Разработать Программу повышения качества конкретного вида продукции (услуги), самостоятельно выбранного студентом и согласованного с преподавателем.
  4.   Разработать План реализации Программы качества.

 

Практическая  часть

 

Задание 1. Ознакомиться с требованиями составления Программы и плана повышения качества продукции (услуги).

Программы  и  планы повышения качества выпускаемой  продукции (оказываемых услуг) должны являться неотъемлемой частью стратегии предприятия на запланированный период. Это имеет большое значение и в связи с тем, что издержки, требования к трудовым ресурсам  и оборудованию, а также цены и объемы сбыта тесно взаимоувязаны с качеством продукции. Без планов его повышения эффективность производственных планов весьма сомнительна.

Программы качества  по видам продукции разрабатываются и корректируются руководством, службой качества и руководителями подразделений. Программы качества утверждаются Генеральным директором и имеют следующую (общую) структуру:

- пункты программы,  связанные  с улучшением характеристик   продукции (услуг);

  • пункты программы, связанные  с улучшением характеристик  процесса создания продукции (услуг);
  • пункты программы, связанные  с эффективным использованием ресурсов в т.ч. людских, инфраструктуры, финансовых, информационных, материальных, временных.

План качества по конкретной продукции (услуге)согласовывается и действует в рамках соответствующей документированной процедуры. В нем намечается, что нужно сделать для реализации Программы качества.

Все пункты Программы  и Плана качества должны быть измеримы и контролируемы. Программы и Планы качества должны полностью соответствовать политике и целям в области качества.

К планам относятся:

  • план совершенствования системы менеджмента качества;
  • план качества (конкретной продукции или услуги согласованный с заказчиком);
  • план обеспечения ресурсами;
  • план внутренних аудитов;
  • план обучения персонала;
  • план проверки технических средств и др.

 

Задание 2.Ознакомиться с примерами Программы и плана повышения качества конкретных видов продукции (услуги).

Примеры Программы и Плана приведены в приложениях 1-2.

 

Задание 3. Разработать Программу повышения качества конкретного вида продукции (услуги), самостоятельно выбранного студентом и согласованного с преподавателем. Программу повышения качества конкретного вида продукции (услуги) представить в форме таблицы 1.

 

Таблица 1

 

Программа качества продукции

 

№ п/п

Пункты программы

Способ выполнения

Регистрирующий документ

Способ проверки

1

2

3

4

5

         

 

 

 

 

Задание 4. Разработать План реализации Программы качества.

План реализации Программы качества представить  в форме таблицы 2.

 

Таблица 2

 

Наименование  мероприятия

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

Ресурсы

Примечание

         
         

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Кто разрабатывает программы качества по видам продукции?
  2. Кто утверждает Программы качества?
  3. Назовите структуру содержания Программы качества.
  4. Использование каких ресурсов должно быть учтено при составлении Программы качества?
  5. Для чего составляется План качества, если в наличии есть Программа качества?
  6. Можно ли корректировать выполнение Программы  и Плана качества, при каких условиях?

 

 

 

 

 

Практическое  занятие  4

 Разработка документа « Руководство  по качеству»

Цель  работы: Изучить требования к структуре и содержанию документа, полностью описывающего систему менеджмента качества предприятия и получить практические навыки разработки документа.

Задание для самостоятельной работы:

  • изучить содержание раздела: «Требования к документации» МС ИСО 9001:2000; 9004:2000;
  • изучить содержание документа «Руководство по качеству» (на примерах конкретных документов);
  • самостоятельно выполнить проекты следующих документов (на примере выбранного предприятия, можно базового места практики):
  • организационная структура управления предприятия;
  • организационная структура службы качества;
  • матрица распределения ответственности по элементам системы менеджмента качества;
  • перечень документов СМК.

Задание для практической работы:

1. Обсудить структуру и содержание документа «Руководство по качеству».

2. Составить блок - схему описания процесса «Порядок формирования,   актуализации Руководства по качеству и внесение изменений в него».

3. Доработать самостоятельно выполненные проекты документов и представить их в виде схем для обсуждения в группе.

4. Разработать проект (в общем виде) документа «Руководство по качеству».

Практическая  часть

Задание 1. Обсудить структуру и содержание документа «Руководство по качеству».

В соответствии с требованиями п.4.2.2 «Руководство по качеству» МС ИСО 9001:2000 организация  должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство  по качеству (РК), содержащее :

а) область применения СМК, включая подробности и обоснование любых исключений;

b) документированные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них;

с) описание взаимодействия процессов, включенных в СМК.

РК раскрывает основные пути решения поставленных задач. Оно может быть написано в виде путеводителя по документированной процедуре (ДП), стандарту организации (СТО) и другим документам, давая ответы на пункты МС ИСО 9001:2000.

Общая структура РК:

    1. Введение;
    2. Общие положения;
    3. Управление документацией и записями в СМК;
    4. Процессы ЖЦП;
    5. Измерение, анализ и улучшение.

 

Задание 2. Составить блок - схему описания процесса «Порядок формирования,   актуализации Руководства по качеству и внесение изменений в него».

РК содержит полное описание СМК предприятия. РК разрабатывается, вводится в автоматизированную систему управления документацией (АСУД) и при необходимости корректируется. Изменение регистрирует уполномоченный по качеству по указанию руководителя предприятия.

РК обсуждается на Совете по качеству, утверждается руководителем  и вводится в действие приказом.

Все печатные экземпляры РК нумеруются, регистрируются в делопроизводстве и выдаются под роспись согласно месту рассылки, утверждаются зам. Руководителя или руководителем предприятия.

Изменение в РК производятся в порядке, установленном в ДП «Управление документацией и записями СМК».

Руководители  подразделений обеспечивают изучение РК под роспись в листе ознакомления, хранящемся вместе с РК.

 

Задание 3. Доработать самостоятельно выполненные проекты документов и представить их в виде схем для обсуждения в группе.

Представить организационную структуру управления предприятием и матрицу распределения ответственности по процессам СМК.

Пример для  составления организационной структуры  управления предприятием представлен  в Приложении 4.

Пример оформления матрицы распределения ответственности  по процессам СМК представлен в Приложении 5.

 

Задание 4. Разработать проект (в общем виде) документа «Руководство по качеству».

Представить структурированный  проект документа «Руководство по качеству»

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Назовите минимальный состав документации СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000.
  2. Перечислите факторы, влияющие на глубину разработки документации СМК.
  3. Назовите требования МС ИСО 9001:2000 к содержанию документа «Руководство по качеству».
  4. Каково назначение документа «Руководство по качеству»?
  5. Кто участвует в разработке документа «Руководство по качеству» ?
  6. Кто утверждает документ «Руководство по качеству» и каким образом он вводится в действие.
  7. Какова периодичность проверки документа «Руководство по качеству», кто ее проводит, где регистрируется факт проверки ?
  8. Кто обеспечивает изучение документа «Руководство по качеству» персоналом предприятия ?
  9. Каковы полномочия в СМК:

Информация о работе Система менеджмента качества