Нельзя не учитывать,
наконец, и то обстоятельство,
что с климатом трудового коллектива
связано представление о наиболее
значимом в структуре всего
образа жизни человека плацдарме
его трудовой деятельности.
В итоге роль социально-психологического
климата коллектива как фактора
существования, активности и формирования
личности объясняется значимостью
для человека обратной связи
с окружающей его средой обитания,
и, прежде всего, средой социальной
жизнедеятельности. Духовная атмосфера
коллектива, которая включает в
себя как элемент и непосредственное
отношение окружающих к человеку,
их оценку его деятельности, как
раз и реализует эту функцию
обратной связи.
Если в коллективе
преобладают стенические эмоции (т.е.
повышающие жизнедеятельность организма
работника, а отсюда – его трудовую активность),
создается "положительный психологический
климат".
Если же в коллективе
преобладают астенические эмоции
(т.е. понижающие жизнедеятельность
организма работников), такая производственная
атмосфера именуется "отрицательным
психологическим климатом".
Первоосновой социально-психологического
климата является следующее:
внутрипроизводственные
условия (условия физической среды,
в которой работают люди);
социально-психологическая
обстановка труда (уровень морального
и материального стимулирования
труда);
психофизиологическая
и эмоционально-психологическая
совместимость работников.
Если будет отсутствовать
хотя бы один из перечисленных факторов,
нормальная рабочая атмосфера будет сорвана,
психическая реактивность работников
обострена и это скажется и на производственных
показателях, и на психологических взаимоотношениях
в коллективе (в форме социальных "взрывов"
и конфликтов).
Здоровая трудовая
атмосфера в производственном
коллективе, положительный эмоционально-психологический
климат зависят от рациональной
организации той "ближайшей
среды", которая на производстве
окружает людей и является
детерминантом их психофизиологических
и эмоционально-психических состояний.
Понятие производственной
социально-психологической среды
включает в себя совокупное
воздействие на человека природной
среды, искусственной рабочей
среды, социальной среды, санитарной
среды, а также внутренней среды
самого человека с его телесным
и духовным содержанием.
Производственная социально-психологическая
среда как раз и есть то,
что определяет ту или иную
трудовую отдачу от каждого
человека и условия его производственного
обитания. Она включает в себя гармоническую
оптимизацию всех подвидов трудового
экологического пространства: внешнего
(элементы физической среды и межчеловеческих
отношений) и внутреннего (психофизические
отношения ощущения человека в условиях
комфортного устройства рабочего места
– ячейки личного экологического пространства,
определяющую профессиональную сохранность
работника и его работоспособность).
Оптимальные условия
рабочей среды – социально-психологические
и производственно-экологические,
в которых трудится человек,
служат залогом его высокой
работоспособности. Для этого
необходимо создать комфортные
условия на каждом рабочем
месте.
Существенным элементом
в общей концепции социально-психологического
климата является характеристика
структуры его проявлений. Это
предполагает вычленение основных
компонентов в рамках, рассматриваемого
явления по некоему единому
основанию, в частности по категории
отношения.1
__________
1. Парыгин Б. Социальная психология.
- СПб., 1999. - С.467
В структуре проявлений
СПК очевидно наличие двух
основных составляющих – отношение
людей к труду и их отношение
друг к другу.
Психологический климат
коллектива обнаруживает себя, прежде
всего в отношении людей друг
к другу и к общему делу,
но этим не исчерпывается. Он
неизбежно сказывается и на
отношении людей к миру в
целом, на их мироощущении и
мировосприятии.
А это в свою очередь,
может проявиться во всей системе
ценностных ориентаций личности,
являющейся членом данного коллектива.
Следовательно, климат проявляется
определенным образом и в отношении
каждого из членов коллектива
к самому себе. Последнее кристаллизуется
в форму самоотношения и самосознания
личности.
На самочувствии личности
в коллективе отражаются ее
отношения в группе в целом,
степень удовлетворенности своей
позицией и межличностными отношениями
в ней. Самочувствие личности
в определенной степени может
служить и известным показателем
степени развернутости ее духовного
потенциала. Проведение своевременного
анонимного анкетирования для
исследования социально-психологического
климата в коллективе (см. Приложение
№2) позволяет выявить степень удовлетворенности
работников по многим вопросам и при необходимости
наметить перспективные пути их улучшения.
В итоге, роль существования
социально-психологического климата
коллектива как фактора существования,
активности и формирования личности
объясняется значимостью для
человека механизма обратной
связи с окружающей его средой
обитания и, прежде всего, социальной
жизнедеятельности. Духовная атмосфера
коллектива, которая включает в
себя как элемент и непосредственное
отношение окружающих к человеку, их оценку
его деятельности, как раз и реализует
эту функцию обратной связи.
Функция обратной связи
реализуется в атмосфере коллектива
за счет аккумуляции информации
о психическом состоянии каждого
члена, о его отношениях с
окружающими, в преобладающем
психическом настрое людей.
Подчеркивая роль объективных
факторов в создании атмосферы
коллектива, нельзя недооценивать
ответственность самих его членов
за уровень морально-психологического
состояния их совместной деятельности.
2.4 Влияние коммуникативных
процессов и любительской деятельности
на всестороннее развитие личности
Проблематика совместной
деятельности, разрабатываемая в
социальной психологии, глубоко
связана с психолого-педагогическими
и педагогическими проблемами: процесс
воспитания и образования осуществляется
в условиях совместной деятельности
родителей и детей, учителей
и учеников. Именно в этой совместной
деятельности осуществляется достижение
основной воспитательной цели
– всестороннее развитие личности.
Особое место в достижении
этой цели занимает так называемая
любительская деятельность, под
которой мы понимаем деятельность,
осуществляемую в свободное время:
занятия спортом, техникой, художественной
самодеятельностью, кройкой и
шитьем и т.д. Данные виды
деятельности осуществляются долговременно,
более - менее систематически
с подчеркнутым интересом или
с сильной мотивацией. Они предъявляют
к человеку более высокие требования,
чем обыкновенные формы развлечения
и отдыха, являются активными
формами использования свободного
времени и играют существенную
роль в развитии личности.
Совершенно очевидно,
что такого рода деятельность
особенно значима для детей
и молодежи. Именно здесь безгранично
широки, ее возможности повлиять
на всестороннее развитие человека.
Влияние любительской деятельности
на этот процесс во многом
зависит от того, как в ходе
любительской деятельности протекают
процессы общения.
Это подтверждается
многочисленными исследованиями, проведенными
психологами в разные годы.1 Исходным
положением исследования явилось
положение о том, что все
виды изучаемой любительской
деятельности - особенно спортивной,
технической, культурной – в
определенной мере, форме или
на некоторых фазах ее развития,
и ее освоением отдельным лицом
выступают в качестве совместной
деятельности. Следовательно, ее
важнейшим компонентом являются
коммуникативные процессы.
___________
1. Общение и оптимизация
совместной деятельности / под ред.
Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М,
1987. - С.218-228.
По результатам исследований
совместное осуществление любительской
деятельности в соответствующих
формах поддерживает развитие
этой деятельности, ее долгосрочное
осуществление, что и оказывает
особо благоприятное воздействие
на всестороннее развитие личности.
Это можно объяснить таким
образом, что именно совместное
осуществление деятельности помогает
в деле достижения положительных
результатов, в деле преодоления
затруднений и препятствий, оно удовлетворяет
целый ряд потребностей отдельного лица,
формирует его жизненные перспективы,
мотивацию, силу воли и т.д. Оно облегчает
и усиливает формирующее воздействие
основных видов деятельности в тех социальных
группах, в которые включен человек. Таким
образом, оно способствует развитию деятельности,
межличностных отношений и личности.
В совместной любительской
деятельности осуществляется несколько
взаимосвязанных функций, среди которых
можно выделить следующие: приобретение
сведений о деятельности, ее условиях
и ходе осуществления, приобретение методического
руководства, исправление и оценка на
пути самостоятельных попыток осуществления
деятельности (особо на ее первоначальных
стадиях и при переходе к более сложным
формам или условиям), обучение контролю
и регулированию деятельности, приобретение
навыка получать обратную связь о ходе
и частичных результатах деятельности
и использовать ее для руководства этой
деятельностью. Таким образом, делается
возможным индивидуальное освоение общественного
опыта и осуществление деятельности.
Начинается формирование
групповых, коллективных и личных
отношений людей, участвующих
в совместной деятельности. Отдельная
личность учится сотрудничеству,
социальной интеракции и коммуникации,
она приобретает социальные роли
и способности, существенные в
самых различных областях ее
настоящей и будущей жизни
– для включения в семью,
рабочий коллектив, в общество
как целое и для личного
ощущения жизненного удовлетворения
и счастья.
Все вышеуказанные
составные части и функции
совместного осуществления любительской
деятельности весьма важны для
всестороннего развития человека:
для его деятельности – любительской
и трудовой, для развития его
мотивов, знаний и способностей,
в том числе и социальных. В
совместной любительской деятельности
с теоретической точки зрения
можно выделить целый ряд компонентов
и функций, которые взаимосвязаны:
передача информации,
способ ее передачи, прием и
обработка;
передача опыта из
поколения в поколение, использование
общественного опыта отдельным
лицом, помощь общества в данном
направлении;
учеба, приобретение
знаний и способностей, формирование
мотивации, подхода, интереса, способностей,
волевых и других свойств;
действие закона о
формировании психики в деятельности
или в совокупности психологическими,
подчас социально-психологическими
движущими силами, или с законами
социального учения, социализации,
социальной интеракции и коммуникации,
групповых и профессиональных
коллективных отношений;
в некоторых случаях
непосредственно воспитательно-образовательное
воздействие в дидактических
(методических) и воспитательных
целях с учетом законов воздействия
различных методов воспитания
и руководства.
Человек в своем
развитии не ограничивается пассивным
ожиданием того, создадутся ли
благоприятные внешние условия
для совместной любительской
или другой деятельности.
Случаи отыскания и
стимулирования человеком партнеров
или групп в интересах совместной
любительской деятельности считается
важным проявлением активности
личности в процессе ее развития,
которая может существенным образом
помочь в преодолении неудовлетворительных
условий жизни, а затем и в деле создания
условий, необходимых для всестороннего
развития человека. Психологами формулируется
соответствующее отношение предварительно
как закон активного поиска и стимулирования
партнеров по любительской деятельности.
Проведенные исследования
показывают, что современные люди, перегруженные
в рабочее время чрезвычайно обильными
контактами с людьми в неспокойных, подчас
стрессовых ситуациях, приветствуют любительскую
деятельность, осуществляемую отчасти
индивидуально, отчасти в контактах с
небольшими коллективом лиц, связанных
общим интересом и действующих в условиях
благоприятного эмоционального климата.
Для них это ценное равновесие разного
рода деятельностей, важный фактор поддержания
всестороннего развития.
Заключение
Изучение и анализ
теоретических и практических
материалов по исследованию данного
вопроса позволяет сделать следующие
выводы.
В настоящее время
организация эффективной деятельности
любой фирмы зависит от системы
взаимосвязанных и взаимозависимых
факторов, где главным выступает
человеческий.
Соответственно условия
профессионального и личностного
роста рассматриваются как с
позиций общей психологии (теории
деятельности, личности, развития); социальной
психологии, изучающей психологические
явления организаций (мотивирование,
лидерство, стиль руководства,
самореализации, социально-психологического
климата, общения), так и с позиций
психологии труда и других
прикладных направлений психологии.
Основой любой деятельности
является мотивация. Важнейшими
факторами мотивации являются
– возможность личных достижений,
профессионального и карьерного
роста, признание заслуг, материальное
поощрение. Возможных приемов
мотивирования – великое множество,
а овладение методами мотивирования
- залог успеха менеджерской деятельности,
которая оценивается только по
успехам целой организации.
Результаты многочисленных
исследований показывают, что на
производительность труда оказывают
влияние не только технико-экономические
факторы, но и психологическая
атмосфера коллектива. Благоприятный
СПК коллектива стимулирует все виды трудовой
активности людей, и улучшает их настроение
и самочувствие. Факторы, влияющие на его
состояние, определяются культурой организации
труда и управления, а также культурой
человеческих отношений.