Система личностного и профессионального роста менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

В современных условиях хозяйствования наука управления представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое отражается на всех сторонах общества. Стремление оптимально организовать работу организаций побудило ученых разных областей знаний внимательно изучать механизмы и причины, за счет которых обеспечивается высокая эффективность производства.

Содержание

Введение. 3
1. Понимание личного развития человека. 7
2. Условия профессионального и личностного роста. 9
2.1 Мотивация как процесс побуждения к действию и достижению успеха 9
2.2 Условия личностной самореализации. 14
2.3 Организационная культура как фактор личностного роста. 17
2.4 Влияние коммуникативных процессов и любительской деятельности на всестороннее развитие личности. 22
Заключение. 26
Литература. 28

Работа содержит 1 файл

Вспомогательный материал №2.docx

— 38.52 Кб (Скачать)

 Нельзя не учитывать,  наконец, и то обстоятельство, что с климатом трудового коллектива  связано представление о наиболее  значимом в структуре всего  образа жизни человека плацдарме  его трудовой деятельности.

 В итоге роль социально-психологического  климата коллектива как фактора  существования, активности и формирования  личности объясняется значимостью  для человека обратной связи  с окружающей его средой обитания, и, прежде всего, средой социальной  жизнедеятельности. Духовная атмосфера  коллектива, которая включает в  себя как элемент и непосредственное  отношение окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как  раз и реализует эту функцию  обратной связи. 

 Если в коллективе  преобладают стенические эмоции (т.е. повышающие жизнедеятельность организма работника, а отсюда – его трудовую активность), создается "положительный психологический климат".

 Если же в коллективе  преобладают астенические эмоции (т.е. понижающие жизнедеятельность  организма работников), такая производственная  атмосфера именуется "отрицательным  психологическим климатом".

 Первоосновой социально-психологического  климата является следующее: 

 внутрипроизводственные  условия (условия физической среды,  в которой работают люди);

 социально-психологическая  обстановка труда (уровень морального  и материального стимулирования  труда);

 психофизиологическая  и эмоционально-психологическая  совместимость работников.

 Если будет отсутствовать хотя бы один из перечисленных факторов, нормальная рабочая атмосфера будет сорвана, психическая реактивность работников обострена и это скажется и на производственных показателях, и на психологических взаимоотношениях в коллективе (в форме социальных "взрывов" и конфликтов).

 Здоровая трудовая  атмосфера в производственном  коллективе, положительный эмоционально-психологический  климат зависят от рациональной  организации той "ближайшей  среды", которая на производстве  окружает людей и является  детерминантом их психофизиологических  и эмоционально-психических состояний. 

 Понятие производственной  социально-психологической среды  включает в себя совокупное  воздействие на человека природной  среды, искусственной рабочей  среды, социальной среды, санитарной  среды, а также внутренней среды  самого человека с его телесным  и духовным содержанием. 

 Производственная социально-психологическая  среда как раз и есть то, что определяет ту или иную  трудовую отдачу от каждого  человека и условия его производственного  обитания. Она включает в себя гармоническую оптимизацию всех подвидов трудового экологического пространства: внешнего (элементы физической среды и межчеловеческих отношений) и внутреннего (психофизические отношения ощущения человека в условиях комфортного устройства рабочего места – ячейки личного экологического пространства, определяющую профессиональную сохранность работника и его работоспособность).

 Оптимальные условия  рабочей среды – социально-психологические  и производственно-экологические,  в которых трудится человек,  служат залогом его высокой  работоспособности. Для этого  необходимо создать комфортные  условия на каждом рабочем  месте. 

 Существенным элементом  в общей концепции социально-психологического  климата является характеристика  структуры его проявлений. Это  предполагает вычленение основных  компонентов в рамках, рассматриваемого  явления по некоему единому  основанию, в частности по категории  отношения.1

__________

1. Парыгин Б. Социальная психология. - СПб., 1999. - С.467

 В структуре проявлений  СПК очевидно наличие двух  основных составляющих – отношение  людей к труду и их отношение  друг к другу. 

 Психологический климат  коллектива обнаруживает себя, прежде  всего в отношении людей друг  к другу и к общему делу, но этим не исчерпывается. Он  неизбежно сказывается и на  отношении людей к миру в  целом, на их мироощущении и  мировосприятии.

 А это в свою очередь,  может проявиться во всей системе  ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Следовательно, климат проявляется  определенным образом и в отношении  каждого из членов коллектива  к самому себе. Последнее кристаллизуется  в форму самоотношения и самосознания личности.

 На самочувствии личности  в коллективе отражаются ее  отношения в группе в целом,  степень удовлетворенности своей  позицией и межличностными отношениями  в ней. Самочувствие личности  в определенной степени может  служить и известным показателем  степени развернутости ее духовного  потенциала. Проведение своевременного  анонимного анкетирования для  исследования социально-психологического  климата в коллективе (см. Приложение №2) позволяет выявить степень удовлетворенности работников по многим вопросам и при необходимости наметить перспективные пути их улучшения.

 В итоге, роль существования  социально-психологического климата  коллектива как фактора существования,  активности и формирования личности  объясняется значимостью для  человека механизма обратной  связи с окружающей его средой  обитания и, прежде всего, социальной  жизнедеятельности. Духовная атмосфера  коллектива, которая включает в  себя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.

 Функция обратной связи  реализуется в атмосфере коллектива  за счет аккумуляции информации  о психическом состоянии каждого  члена, о его отношениях с  окружающими, в преобладающем  психическом настрое людей. 

 Подчеркивая роль объективных  факторов в создании атмосферы  коллектива, нельзя недооценивать  ответственность самих его членов  за уровень морально-психологического  состояния их совместной деятельности.

2.4 Влияние коммуникативных  процессов и любительской деятельности  на всестороннее развитие личности 

 Проблематика совместной  деятельности, разрабатываемая в  социальной психологии, глубоко  связана с психолого-педагогическими  и педагогическими проблемами: процесс  воспитания и образования осуществляется  в условиях совместной деятельности  родителей и детей, учителей  и учеников. Именно в этой совместной  деятельности осуществляется достижение  основной воспитательной цели  – всестороннее развитие личности.

 Особое место в достижении  этой цели занимает так называемая  любительская деятельность, под  которой мы понимаем деятельность, осуществляемую в свободное время:  занятия спортом, техникой, художественной  самодеятельностью, кройкой и  шитьем и т.д. Данные виды  деятельности осуществляются долговременно,  более - менее систематически  с подчеркнутым интересом или  с сильной мотивацией. Они предъявляют  к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения  и отдыха, являются активными  формами использования свободного  времени и играют существенную  роль в развитии личности.

 Совершенно очевидно, что такого рода деятельность  особенно значима для детей  и молодежи. Именно здесь безгранично  широки, ее возможности повлиять  на всестороннее развитие человека. Влияние любительской деятельности  на этот процесс во многом  зависит от того, как в ходе  любительской деятельности протекают  процессы общения. 

 Это подтверждается  многочисленными исследованиями, проведенными  психологами в разные годы.1 Исходным  положением исследования явилось  положение о том, что все  виды изучаемой любительской  деятельности - особенно спортивной, технической, культурной – в  определенной мере, форме или  на некоторых фазах ее развития, и ее освоением отдельным лицом  выступают в качестве совместной  деятельности. Следовательно, ее  важнейшим компонентом являются  коммуникативные процессы.

___________

1. Общение и оптимизация  совместной деятельности / под ред.  Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М, 1987. - С.218-228.

 По результатам исследований  совместное осуществление любительской  деятельности в соответствующих  формах поддерживает развитие  этой деятельности, ее долгосрочное  осуществление, что и оказывает  особо благоприятное воздействие  на всестороннее развитие личности. Это можно объяснить таким  образом, что именно совместное  осуществление деятельности помогает  в деле достижения положительных  результатов, в деле преодоления  затруднений и препятствий, оно удовлетворяет целый ряд потребностей отдельного лица, формирует его жизненные перспективы, мотивацию, силу воли и т.д. Оно облегчает и усиливает формирующее воздействие основных видов деятельности в тех социальных группах, в которые включен человек. Таким образом, оно способствует развитию деятельности, межличностных отношений и личности.

 В совместной любительской деятельности осуществляется несколько взаимосвязанных функций, среди которых можно выделить следующие: приобретение сведений о деятельности, ее условиях и ходе осуществления, приобретение методического руководства, исправление и оценка на пути самостоятельных попыток осуществления деятельности (особо на ее первоначальных стадиях и при переходе к более сложным формам или условиям), обучение контролю и регулированию деятельности, приобретение навыка получать обратную связь о ходе и частичных результатах деятельности и использовать ее для руководства этой деятельностью. Таким образом, делается возможным индивидуальное освоение общественного опыта и осуществление деятельности.

 Начинается формирование  групповых, коллективных и личных  отношений людей, участвующих  в совместной деятельности. Отдельная  личность учится сотрудничеству, социальной интеракции и коммуникации, она приобретает социальные роли  и способности, существенные в  самых различных областях ее  настоящей и будущей жизни  – для включения в семью,  рабочий коллектив, в общество  как целое и для личного  ощущения жизненного удовлетворения  и счастья. 

 Все вышеуказанные  составные части и функции  совместного осуществления любительской  деятельности весьма важны для  всестороннего развития человека: для его деятельности – любительской  и трудовой, для развития его  мотивов, знаний и способностей, в том числе и социальных. В  совместной любительской деятельности  с теоретической точки зрения  можно выделить целый ряд компонентов  и функций, которые взаимосвязаны: 

 передача информации, способ ее передачи, прием и  обработка; 

 передача опыта из  поколения в поколение, использование  общественного опыта отдельным  лицом, помощь общества в данном  направлении; 

 учеба, приобретение  знаний и способностей, формирование  мотивации, подхода, интереса, способностей, волевых и других свойств; 

 действие закона о  формировании психики в деятельности  или в совокупности психологическими, подчас социально-психологическими  движущими силами, или с законами  социального учения, социализации, социальной интеракции и коммуникации, групповых и профессиональных  коллективных отношений; 

 в некоторых случаях  непосредственно воспитательно-образовательное  воздействие в дидактических  (методических) и воспитательных  целях с учетом законов воздействия  различных методов воспитания  и руководства. 

 Человек в своем  развитии не ограничивается пассивным  ожиданием того, создадутся ли  благоприятные внешние условия  для совместной любительской  или другой деятельности.

 Случаи отыскания и  стимулирования человеком партнеров  или групп в интересах совместной  любительской деятельности считается  важным проявлением активности  личности в процессе ее развития, которая может существенным образом  помочь в преодолении неудовлетворительных  условий жизни, а затем и в деле создания условий, необходимых для всестороннего развития человека. Психологами формулируется соответствующее отношение предварительно как закон активного поиска и стимулирования партнеров по любительской деятельности.

 Проведенные исследования показывают, что современные люди, перегруженные в рабочее время чрезвычайно обильными контактами с людьми в неспокойных, подчас стрессовых ситуациях, приветствуют любительскую деятельность, осуществляемую отчасти индивидуально, отчасти в контактах с небольшими коллективом лиц, связанных общим интересом и действующих в условиях благоприятного эмоционального климата. Для них это ценное равновесие разного рода деятельностей, важный фактор поддержания всестороннего развития.

 

Заключение

 Изучение и анализ  теоретических и практических  материалов по исследованию данного  вопроса позволяет сделать следующие  выводы.

 В настоящее время  организация эффективной деятельности  любой фирмы зависит от системы  взаимосвязанных и взаимозависимых  факторов, где главным выступает  человеческий.

 Соответственно условия  профессионального и личностного  роста рассматриваются как с  позиций общей психологии (теории  деятельности, личности, развития); социальной  психологии, изучающей психологические  явления организаций (мотивирование,  лидерство, стиль руководства,  самореализации, социально-психологического  климата, общения), так и с позиций  психологии труда и других  прикладных направлений психологии.

 Основой любой деятельности  является мотивация. Важнейшими  факторами мотивации являются  – возможность личных достижений, профессионального и карьерного  роста, признание заслуг, материальное  поощрение. Возможных приемов  мотивирования – великое множество,  а овладение методами мотивирования  - залог успеха менеджерской деятельности, которая оценивается только по  успехам целой организации. 

 Результаты многочисленных  исследований показывают, что на  производительность труда оказывают  влияние не только технико-экономические  факторы, но и психологическая  атмосфера коллектива. Благоприятный СПК коллектива стимулирует все виды трудовой активности людей, и улучшает их настроение и самочувствие. Факторы, влияющие на его состояние, определяются культурой организации труда и управления, а также культурой человеческих отношений.

Информация о работе Система личностного и профессионального роста менеджера