Содержание
Введение. 3
1. Понимание личного развития
человека. 7
2. Условия профессионального
и личностного роста. 9
2.1 Мотивация как процесс
побуждения к действию и достижению
успеха 9
2.2 Условия личностной
самореализации. 14
2.3 Организационная культура
как фактор личностного роста.
17
2.4 Влияние коммуникативных
процессов и любительской деятельности
на всестороннее развитие личности.
22
Заключение. 26
Литература. 28
Введение
В современных условиях
хозяйствования наука управления
представляет собой сложное социально-экономическое
явление, которое отражается на
всех сторонах общества. Стремление
оптимально организовать работу
организаций побудило ученых
разных областей знаний внимательно
изучать механизмы и причины,
за счет которых обеспечивается
высокая эффективность производства.
Отличительной чертой
исторического развития науки
управления является ее последовательная
психологизация. Известно, что первые
рекомендации по научному управлению
("школа научного управления" Ф.У.
Тейлора) носили жестко нормативный характер.
При таком подходе работник нередко рассматривался
как обособленная единица, элемент производственного
процесса. Его социальная природа не принималась
во внимание.
В 30-60-е годы ХХ
века сложился новый этап эволюции
менеджмента, получивший название
"школы человеческих отношений".
Представители этого направления
сумели показать важную роль
неформальных отношений в деятельности
организации. Организации стали
рассматриваться как "социальные
системы", а человек в них
– как одно из центральных
звеньев.
Начало ХХІ века, отмеченное
огромными социальными изменениями,
информационной революцией, ухудшением
условий окружающей среды и
усложнением межличностных отношений,
предъявляет повышенные требования
к психике человека, ее эластичности
и активности. Взрывы глобальных
кризисов последней четверти
прошлого столетия поставили
точку в судьбе индустриальной
парадигмы. В гуманистическом
постиндустриальном обществе на
передний план выступает проблема
человека. Речь идет об изменении
места человека в процессе
развития. Из средства (инструмента)
развития он превращается в
саму его цель, что придает
самому человеку не декларативную,
но сущностную ценность. Таким
образом, в центре постиндустриальной
парадигмы оказывается человек
и идеалы его развития –
психического, нравственного, духовного.
Таким образом, современная
наука управления и организации
производства разворачивается в
сторону социализации и психологизации.
В настоящее время
в нашей стране происходит
интенсивный процесс преодоления
технократического и административно-бюрократического
методов управления и переход
к гуманистическому, поиск путей активизации
человеческого фактора внутри организации.
Это определяет актуальность выбранной
темы курсовой работы.
Однако сам человек
связан с окружающим его миром
системой многообразных отношений
и связей.
Человек – существо
социальное. В процессе социального
взаимодействия человек приобретает
определенный социальный опыт, который,
будучи субъективно усвоенным,
становится неотъемлемой частью
личности. Процесс социализации
неразрывно связан с общением
и совместной деятельностью людей.
Однако возрастание
роли субъективного фактора, способствующего
оптимизации процесса развития
личности, отнюдь не умаляет преобразующего
воздействия на формирование
личности объективных условий,
отражающих природу и характер
общественного строя, его экономических
и социально-политических отношений.
Участие личности в различных
сферах этой деятельности не
ограничивается постоянным воспроизведением
однозначных по социальной направленности
узкопрофессиональных функций. Напротив,
предметно-деятельная сфера личности
является источником всестороннего
развития, ее интересов и способностей,
основой накопления социального
и нравственного опыта.
Это означает, что люди
как главная производительная
сила не могут быть лишь
продуктом окружающей их социальной
среды. Своими творческими усилиями
они вносят серьезные изменения
в эту среду, в систему производственных
отношений.
Следовательно, деятельность
личности в системе общественных
отношений, включая производственные,
предстает активно функционирующим
фактором, способствующим прогрессу
производительных сил. Производственные
отношения нельзя рассматривать
в качестве внешней необходимости,
довлеющей над личностью. Они
составляют необходимые и разнообразные
в своих специфических проявлениях
формы, в которых развивается
коллективная и индивидуальная
деятельность людей.
В сфере производственных
отношений развиваются устойчивые
формы взаимосвязи коллективной
и индивидуальной деятельности,
в процессе которой стимулируются
инициатива и творчество людей,
их нравственное развитие, что,
в свою очередь, обогащает и
совершенствует производственные
отношения, создавая тем самым
новые резервы и возможности
для оптимизации совершенствования
личности.
Поскольку организации
можно определить как системы
совместно работающих людей, различающихся
профессионально-социальными функциями
и положением в этой системе
и объединенных для достижения
общих целей, то перед нами
неизбежно встает целый ряд
не только собственно организационных,
экономических, но и социально
психологических проблем, успешное
решение которых обусловливает
высокую результативность жизнедеятельности
организации.
В качестве гипотезы
можно предположить приоритетное
влияние индивидуальных потребностей
личности – нравственных, материальных,
профессиональных – на карьерный
и личностный рост.
Основной целью данной
работы является исследование
тех необходимых условий, которые
нацелены на пробуждение разнообразных
способностей работников. А также
определение путей создания таких
условий, с тем, чтобы они
в максимальной степени были
использованы в процессе производства,
а сам человек стремился бы
к процветанию фирмы, в которой
он работает и своему собственному
личностному и профессиональному
росту.
Основными задачами, способствующими
достижению цели, является определение
влияния мотивации, личностной
самореализации, организационной культуры,
социально-психологического климата
в коллективе, стили лидерства
и руководства на профессиональный
и личностный рост человека, а
так же влияния коммуникативных
процессов на всестороннее развитие
личности.
При этом предметом
предпринятого исследования будут
выступать психологические и
социальные явления, включающие
психологические факторы, обусловливающие
эффективность, как деятельности
менеджеров, так и отдельных работников.
Объектом исследования будут выступать
люди, входящие, в финансовом и юридическом
отношениях, в самостоятельные организации
и деятельность которых, подчинена общественно-полезным
целям.
Работа построена на
основе анализа теоретических
и практических материалов по
данному вопросу как зарубежных
специалистов - психологов – Э.
Берна, П. Фосиса, так и отечественных
- В. Аверина, Б. Парыгина, А. Большакова,
С. Хохеля и др., а также опыт работы отдельных
предприятий.
В ходе работы будет
не только проанализирован теоретический
материал, но и приведены практические
рекомендации с использованием
различных методик, способствующих
изучению и развитию управленческих
и личностных особенностей.
1. Понимание личного развития
человека
Прежде, чем обратиться
к вопросам развития человека,
необходимо определить, что же
не является личным развитием.
Станислав Хохель, психолог
практик, личный тренер по персональному
развитию и консультант украинской деловой
элиты, так раскрывает это понятие.1
Личное развитие не
есть движение к каким бы то ни было
атрибутам власти над другими людьми,
хотя и может привести к этому.
Личное развитие не
есть непременное пробуждение
в человеке каких-либо сил или
свойств сверхчеловека.
Личное развитие не
есть набор одних и тех же
Правил или Заповедей, которым
надлежит следовать всю жизнь.
Личное развитие не
есть положение вещей, при котором
можно заявить: "Я достиг".
Личное развитие не
есть обретение какой-то тайной
информации, но является выработкой
определенных качеств в ходе
постоянной работы над собой.
Чем же тогда является
личное развитие?
Личное развитие –
это самый короткий и самый
эффективный путь к своему
успеху и благосостоянию, хотя
иногда он и кажется долгим.
___________
1. Хохель С. Секреты победителя.
Книга развития личных качеств. - СПб, 2000.
- С. 12.
Личное развитие является
качественно новым, осознанным
этапом развития человека, когда
пробудившаяся энергия творчества
начинает бурно и радикально
изменять обстоятельства жизни.
Это поиск единомышленников, или
пребывание в группе, связанной
взаимным притяжением и симпатией,
а так же осознанием общего
дела.
Личное развитие –
это переход от сознания, мыслящего
исключительно общеупотребительными,
привычными для всех категориями,
в высшие, творческие измерения
сознания – с постоянным центрированием
в этих измерениях. Личное развитие
– это постоянное самонаблюдение
и самоосознание, ведущее к образованию
новых качеств.
Личное развитие есть
постоянное обучение. Признаком
нахождения на достаточно высоких
этапах личного развития является
помощь другим в прохождении
тех этапов, которые когда-то ты
прошел сам.
Таким образом, осознание
человеком своего субъективно-оптимального
жизненного пути является важным
элементом его личностной зрелости.
Позиция личности, как
деятельная субъективная сторона
ее статуса представляет собой
систему отношений личности к
окружающим людям, объективной
среде, себе самому, установок
и мотивов, которыми она руководствуется
в своей деятельности, целей и
ценностей, на которые направлена
эта деятельность. Таким образом,
приступая к характеристике основных
условий личностного и профессионального
роста, мы должны рассмотреть
динамические тенденции – потребности
и мотивы, ценностные ориентации
личности интегрированные в ее направленности.
2. Условия профессионального
и личностного роста
2.1 Мотивация как процесс
побуждения к действию и достижению
успеха
Из содержательных теорий
можно выделить теории: Маслоу, Альдерфера,
Мак-Клел
ланда, Герцберга.
В модели А. Маслоу
существует следующая иерархия потребностей,
заставляющих человека действовать, работать:
физиологические; потребности в бе
зопасности, стабильности, уверенности
в будущем; потребности любви и сопричастности,
общении; потребности в признании и самоутверждении;
потребности в самоактуализации и личностном
росте. Самоактуализация – это высшая
ступень мотивированности человека, желание
и волевые усилия, которые прилагает человек
для того, чтобы стать тем, кем он может
и хочет стать. Самоактуализироваться
– значит достичь максимума своего потенциала.1
Проблема мотивов и мотивации поведения
– одна из стержневых и наиболее трудных
в психологии. "Трудность здесь состоит
в том, - писал Б.Ф. Ломов, - что в мотивах
и целях наиболее отчетливо проявляется
системный характер психического; они
выступают как интегральные формы психического
отражения".1 Не случайно, поэтому многие
психологи подчеркивали, что мотивы и
потребности составляют ядро человека.
Существует разница
между тем, как люди могут
работать, и тем как они работать
хотят. Главная составляющая этой
разницы – мотивация. Как правило,
в благоприятном мотивационном
климате люди работают более
эффективно, чем предоставленные
сами себе, и уж точно лучше
тех, кто вынужден трудиться
в подозрительной и недоброжелательной
атмосфере. Мотивация – это
не разовая акция, а постоянный
процесс, требующий неослабевающего
внимания со стороны руководителя.
Под мотивами мы
понимаем активные движущие силы,
определяющие поведение живых
существ. Поведение человека всегда
мотивировано. Это может быть
упорная работа, с воодушевлением
и энтузиазмом, а может быть
уклонение от нее "в знак
протеста". Поведение может иметь
любые другие формы проявления.
Всегда следует искать мотив
поведения.
___________
1. Ломов Б. Ф Человек
и техника. - М., 1996. - С.38.
Чем свободнее становился
человек, тем важнее становилось
знание того, что им движет, что
заставляет приносить большие
жертвы и напрягать все силы,
делая свое дело, а что даже
при благоприятных условиях приводит
к упрямству, скуке и безразличию.
Первые систематические
исследования в этом направлении
были проведены в 20-х годах
ХХ века в США на заводах
в Хоуторне. Они велись многие года.
Изучались внешние условия: климат, освещение,
окраска рабочих помещений и машин, организация
рабочего места, регулирование интервалов
в производственном процессе и т.д.