Были созданы условия
для оценки результатов экспериментов.
Отфильтрованный результат свелся
к формуле: людям нравится ощущать
свою значимость.1
Хоуторн дал старт ряду исследовательских
проектов и привел к появлению плеяды
новых имен. На основных теориях мы кратко
остановимся.
Содержательные теории
мотивации исходят из того, что
внутреннее содержание человека,
его потребности заставляют его
действовать. Суть этого подхода
в том, что мотивация инициируется
изнутри; взгляды, ценности и
врожденные способности человека
обусловливают его потребности
и, следовательно, мотивацию.
____________
1. Фосис П.30 минут …для овладения
методами мотивации персонала. - М., 2001.
- С.50.
При этом допускается,
что внешняя среда, ситуация
и время могут изменить внутреннее
содержание человека, а значит
и его мотивацию.
Теория К. Альдерфера
исходит из того, что потребности человека
могут быть объединены в три большие группы:
потребности существования, потребности
связи, потребности роста (потребности
в признании, самоутверждении и самосовершенствовании)
Д. Мак-Клелланд полагал,
что потребности приобретаются под влиянием
жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Он выделял следующие потребности: потребность
достижений (стремление самостоятельно
ставить и достигать цели более эффективно,
чем ранее); потребность соучастия (стремление
к дружеским отношениям с окружающими,
общению, работе с людьми); потребность
властвовать (одни люди желают властвовать
ради властвования, другие – ради достижения
целей).
1. Личность. Внутренний мир
и самореализация: Идеи, концепции,
взгляды. - СПб., 1996. - С.112.
Эти потребности не
располагаются иерархично, как в
предыдущих теориях, а взаимно
влияют друг на друга. Если
человек занимает руководящую
должность, то с одной стороны,
он должен удовлетворять доминирующую
потребность в своем подчиненном,
а с другой – способствовать
развитию у него тех потребностей,
которые необходимы для работы.
Например, потребность властвования
ради достижения цели с развитой
потребностью соучастия или достижения
могут дать хорошие результаты
в работе.
Ф. Герцберг выделил две группы
факторов потребностей, влияющих на будущую
мотивацию индивида: внешние (заработок,
условия труда, статус, режим работы, межличностные
отношения, степень контроля за работой);
мотивирующие (возможность роста, признания,
продвижения по службе, работа сама по
себе).
Герцберг сделал оригинальный
вывод: устранение факторов, вызывающих
рост неудовлетворенности человека, не
обязательно приводит к увеличению удовлетворенности
и наоборот. Поэтому первостепенное внимание
должно уделяться неудовлетворенности
человека, и только потом, с помощью мотивирующих
факторов, необходимо обеспечивать удовлетворенность.
Процессуальные теории
мотивации исходят из положения
о том, что мотивация индивида
возникает в процессе какого-либо
действия или труда. Процесс
инициирует будущую мотивацию
человека (теория ожидания В. Врума,
Теория справедливости С. Адамса, модель
Л. Портера – И. Лоулера, теория постановки
цели Э. Лока).
В последние годы
появились новые подходы к
мотивации личности – например,
концепция партисипативного управления.1
Согласно этой концепции, мотивировать
работника можно заинтересованностью
в том, как его работа сказывается
на деятельности всей организации,
стремлением участвовать в протекающих
в организации процессах. Если
работник чувствует, что он
нужен организации, что оно
востребован ею, что есть связь
между его инициативой и вознаграждением,
то отдача от такого работника
будет больше.
Интегративным показателем,
отражающим благополучие-неблагополучие
положения личности в трудовом
коллективе, является удовлетворенность
трудом, которая содержит оценки
интереса к выполняемой работе,
удовлетворенностью взаимоотношениями
с сотрудниками и руководством,
уровень притязаний в профессиональной
деятельности, удовлетворенность условиями
организации труда и др. Это
можно выяснить с помощью вопросника
(см. Приложение № 1). Методика несложная.
Необходимо только перевести ответы в
баллы с помощью таблицы. Сопоставление
полученных баллов позволит испытуемому
ориентироваться в проблемах, которые
до этого возможно и не осознавались. По
характеру принятых или отвергнутых утверждений
можно понять причины плохого или хорошего
"профессионального самочувствия".
1. Большаков А. Менеджмент:
Стратегия успеха. - СП., 2001. - С.69.
Из изложенного выше может
показаться, что мотивация – очень сложное
дело. До некоторой степени это верно,
так как мотивация определяется большим
числом различных факторов, подчас несопоставимых
между собой. Однако принципы работы с
ними практически всегда одинаковы.
Можно выделить несколько
важнейших принципов, обусловленных
самой человеческой природой
руководствуясь ими можно активно
влиять на трудовую мотивацию
людей:
Не существует никакой
магической формулы. Ничто –
и уж тем более деньги –
не создает по мановению волшебной
палочки позитивную мотивацию.
Корни успеха надо
искать в мелочах. Мотивационный
климат складывается из многочисленных
плюсов и минусов. Учитывать
нужно все – любая мелочь
способная внести свой вклад
в общее дело, должна быть выявлена
и использована.
Непрерывность. Каждый
фактор влияет по-своему и в
течении определенного времени, но вместе
они непрерывно работают над созданием
и поддержанием хорошего мотивационного
климата.
4. Фактор времени еще
одно важное обстоятельство, которое
необходимо учитывать. Заключается
в том, что изменение мотивационного
климата и производительности
труда не происходит одновременно.
Таким образом, существующая
иерархия потребностей человека
– заработок, условия труда,
статус, возможность роста, признания,
продвижения по службе, соучастия
и как высшая категория –
потребность в самоактуализации
и самосовершенствовании – характеризуют
мотивационную сферу личности. Являет
собой результат степени осознания
причин возникшего побуждения, а
также степени удовлетворения
достижения цели и является
одним из основных условий
дальнейшего развития личности.
2.2 Условия личностной
самореализации
Самореализация – это
осуществление индивидных и личностных
возможностей "Я" посредством
собственных усилий, а также содеятельности
с другими людьми. Самореализация активизируется
в отношении тех черт, свойств и качеств
человека, которые рационально и морально
поддерживаются обществом.Вместе с тем,
человек является таким, каким он сделает
себя сам.
Самореализация играет
важнейшую роль на всем жизненном
пути личности, по сути дела
определяя его. Предпосылки к
самореализации заложены в самой
природе человека и существуют
как задатки, которые с развитием
человека, с формированием его
личностных свойств, становятся
основой способности к самореализации.
Образ мира также изменяется
в течении всей жизни человека. Он должен
становится все более полным и адекватным.
Условием успешной самореализации является
динамическое функциональное единство,
где образ мира и образ "Я" как бы
уравновешены через адекватное понимание
своего места в мире и использовании адекватных
социальных умений.
__________
1. Психология: Учебник / под
ред. А. А Крылова. - М., 1999. - С.283.
В 1955 г. Дж. Келли предложил
свою модель – теорию личностных конструктов.
Конструкт может нести в себе две функции
негативную и позитивную.
Негативные конструкты
могут возникать неосознанно
и мешать человеку.
Позитивные конструкты
можно инициировать с помощью
интересов человека и его воли.
С помощью инициации позитивных
конструктов можно создать для
себя новый смысл жизни, победить
болезнь, найти хорошую работу.
Человек воспринимает ту или
иную модель, если она согласовывается
с его внутренними конструктами.
Высшая степень развития человека
– когда он не только воспринимает
ту или другую модель, а создает
свою собственную. Когда же
человек ищет и находит новую
модель восприятия мира в себе
и через себя, то у него появляется
дополнительный смысл существования,
заменяющий или дополняющий ему
внешние средства восприятия. Это
дает дополнительную психологическую
(или жизненную) энергию человеку.
Чтобы инициировать в себе
позитивные модели, или конструкты
и победить негативные, А. Большаков
предлагает придерживаться комплекса
условий ОПДРК:1 О – осознанность,
П – постепенность, Д – достаточность,
Р – регулярность, К - контроль. Именно
эти принципы, по мнению автора, дают качественный
скачок в подсознании и сознании человека.
Говоря об условиях
самореализации не возможно не
затронуть вопрос о лидерстве
и его влиянии на развитие
личностных достижений.
________________
1. Большаков А. Менеджмент.
Стратегия успеха. СПб., 2001. - С.210-214.
Каждый человек может
развивать и совершенствовать
заложенный в нем потенциал
лидерства.
Способность лидировать
существенно повышается по мере
взросления и приобретения профессионального
мастерства и разнообразного
жизненного опыта. Главная сложность
здесь состоит в том, чтобы
определить сферу деятельности
для наилучшего приложения своих
сил.
Лидерство, как известно,
не может существовать вне
группы. Являясь важнейшим фактором
обеспечения организационной эффективности,
лидерство может нести в себе
две главные функции – позитивную
и негативную.
Позитивная функция
лидерства очевидна: она позволяет
мобилизовать ресурсы организации,
вдохновляет ее членов, обеспечивает
максимальную эффективность в
работе и в жизни.
Негативная сторона
заключается в том, что лидерство
часто мешает другим людям
"создавать" самих себя. Авторитет
лидера "давит" на другого
человека и не дает ему раскрыться.
Часто это происходит на подсознательном
уровне. Человек понимает, что лидер
– не он, но внутренне с этим
согласиться не может. От этого
возникают зависть, внутренние
и внешние конфликты.
В практической психологии
менеджмента имеется целая батарея
тестов, позволяющих провести самооценку
управленческих способностей и
наличия лидерских качеств. Например,
тест "Прежде чем стать менеджером…",
"Ведущий или ведомый? ", "Командовать
или подчиняться? "1 и др.
1. Щекин Г.В. Практическая
психология менеджмента: Как делать
карьеру. Как строить организацию.
К., 1994. - С. - 20-28.
Предлагаемые психологические
испытания призваны выявить внутренние
мотивы, движущие стремлением лидировать
и на основании этого дать
ответ способствуют они или
препятствуют успеху в жизни.
Дело в том, что психическая
энергия, которой располагает
человек, имеет свои пределы,
и ее не следует распылять
на множество целей и тем
более на конфликты внутри
себя, на которые она уходит, не
воплощаясь в полезную работу.
Кроме того, развитие
личностного и профессионального
роста в коллективе во многом
зависит от стилей руководства.
Например, руководитель может принимать
решения сам. Руководитель может
делиться соображениями с каждым
починенным, получая от них идей
и предложения, не собирая их
в группу, затем сам принимать
решение, которое может либо
отражать, либо не отражать вклад
подчиненных. Руководитель может
собрать подчиненных в группу
и на основе общего обсуждения
найти консенсус для принятия
решения Участие в принятии
решения способствует, в данном
случае групповой консолидации
и профессиональному развитию
индивидов.
Проблемы лидерства
и руководства являются ключевыми
в организации культуры социума,
в которой функционирует индивид.
Поэтому далее мы остановимся
на факторах влияния организационной
культуры на личностное развитие
человека и развитие его профессионального
уровня.
2.3 Организационная культура
как фактор личностного роста
На мотивацию индивида
часто оказывает значительное
влияние организационная культура.
Организационную культуру
можно выразить через композицию
ценностей, точек зрения, ожиданий,
верований, традиций и норм
поведения, принимаемых большей
частью членов организации. Именно
от нее часто зависит в каком направлении
развивается человек: в позитивном (идет
личностный рост) или негативном (личностный
рост ограничивается).
Любой производственный
коллектив всегда действует в
условиях среды, которая непосредственно
окружает человека и воздействует
на его нервную систему, вызывая
различные нервно-психические состояния.
Это – "ближайшая
среда", окружающая человека, его
микромир, в котором он проводит
одну треть своей жизни. В
процессе взаимодействия работники
взаимодействуют с окружающей
их производственной средой (орудиями
труда, людьми), проявляя тем или
иным образом свое отношение
к ней.
Эти проявления эмоционально
окрашенного отношения непрерывны
и разнообразны. Вместе с рядом
других факторов они создают
в производственном коллективе
своеобразную эмоционально-психологическую
атмосферу, которую называют "психологическим
климатом".1
Роль социально-психологического
климата в качестве фактора
его состояния и продуктивности
определяется несколькими обстоятельствами.
_________________
1. Ангелов Г.В., Шувалов
С.Е. Социология управления. - К. -
Одесса. - 1976. - С.171.
Прежде всего, морально-психологический
климат коллектива является одним
из наиболее существенных элементов
в общей системе условий существования
и жизнедеятельности человека.
Особая значимость
климата в системе условий
человеческой деятельности определяется,
во-первых, тем, что СПК характеризует
ближайшие, самые непосредственные
(в отличии от более удаленных и опосредованных)
условия жизнедеятельности.
Не менее актуально,
во-вторых, что явление климата
характеризует не столько внешние
по отношению к человеку, сколько
внутренние, психологические аспекты
этой среды, ее психологическую
атмосферу.