В сферу конкретной ответственности
руководителя проекта входит:
- согласование объемов и сроков выполнения работ с консультантами;
- определение организационной структуры проекта;
- регулярное информирование о статусе проекта Совета по качеству;
- недопущение потери информации в рамках проекта;
- обеспечение выполнения договорных обязательств;
- контроль и регулирование отношений и любых вопросов, связанных с ходом ведения проекта внедрения между консультантами и организацией;
- детальное планирование работ по рабочим группам;
- выдавать оперативные устные и письменные указания участникам рабочих групп, а также другим привлекаемым сотрудникам в рамках реализации данного проекта.
- выделение объемов работ для консультантов;
- приемка объемов и сроков выполненных работ консультантами;
- организация обучения членов рабочих групп и пользователей системы менеджмента качества.
Служба качества
Служба качества несет
ответственность за поддержание
в работоспособном состоянии
системы менеджмента качества. На
время реализации проекта руководитель
Службы качества входит в состав рабочей группы проекта и подчиняется руководителю
проекта. По окончанию проекта, а именно
после успешного прохождения сертификационного
аудита, по представлению руководителя
Службы качества в состав Службы качеству
будут включены сотрудники из числа рабочей
группы и группы аудиторов.
Служба качества выполняет
следующие функции:
- участие в разработке политики и целей в области качества в соответствии с единой политикой;
- разработка системных требований к качеству, системных стандартов предприятия;
- участие в деятельности рабочей группы проекта по разработке и внедрению системы менеджмента качества;
- рассмотрение и согласование документации системы менеджмента качества, разработанной отделами и службами, на соответствие Техническому заданию, требованиям стандарта ISO 9001:2000 перед представлением их Совету по качеству для согласования;
- разработка и внесение на рассмотрение руководству и Совету по качеству рекомендаций по непрерывному совершенствованию системы качества;
- изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта по разработке, внедрению, сертификации и совершенствованию системы менеджмента качества;
- выполнение закрепленных за службой мероприятий по повышению качества производимой продукции и услуг;
- согласование ежегодного план-графика и программ внутренних аудитов, разрабатываемых Главным аудитором, участие в аудитах;
- планирование, проведение и системный анализ инспекционных проверок и подготовка отчетов по ним;
- сбор, анализ и регистрация данных внутренних аудитов качества (отчеты о проведении аудитов и приложения к ним);
- организация разработки структурными подразделениями корректирующих и предупреждающих действий по отклонениям, выявленным в ходе аудита;
- контроль соблюдения требований системы менеджмента качества при разработке документации по итогам внутренних проверок: отчетов проверяющих групп, отчетов проверяемых подразделений (отделов), планов разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий для устранения несоответствий, выявленных в ходе проверок;
- оценка результативности проведения внутренних аудитов;
- обеспечение условий для работы аудиторов при проведении сертификационных, инспекционных и внутренних аудитов, а также консультантов при обучении руководителей и специалистов положениям системы менеджмента качества;
- контроль соблюдения требований документации системы менеджмента качества;
- контроль за выполнением корректирующих и предупреждающих действий, оценка их результативности;
- контроль за ведением данных о качестве;
- проверка результатов работы производственного контроля качества;
- контроль процесса отслеживания степени удовлетворенности заказчиков;
- подготовка материалов для деятельности рабочей группы проекта «Разработка и внедрение системы менеджмента качества согласно стандарту ISO 9001:2000»;
- сбор, систематизация и накопление данных об улучшении качества проектной документации в процессе внедрения документов системы качества и информирование об этом сотрудников;
- организация обучения по системе менеджмента качества сотрудников структурных подразделений;
- оказание всесторонней помощи структурным подразделениям в их деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества;
- помощь при разработке документации системы менеджмента качества (стандарты предприятия, методики, положения, должностные инструкции, документирование основных и вспомогательных процессов и т.д.);
- помощь в реализации принципов процессного и системного подходов;
- своевременное информирование персонала подразделений НТЦ по всем вопросам, касающимся разработки, внедрения и развития системы менеджмента качества;
- анализ рекламаций и претензий Заказчиков, клиентов, потребителей, изучение причин возникновения несоответствий продукции/услуг, нарушения бизнес-процессов, технологии производства, требований документации системы менеджмента качества;
- проведение анализа используемой в производственном процессе нормативно-технической документации;
- проведение анализа состояния средств технологического оснащения и средств контроля и измерений параметров процессов и продукции;
- анализ данных для составления аналитических записок представителю генерального директора по менеджменту качества о ходе деятельности по разработке, внедрению, подготовке к сертификации и развитию системы менеджмента качества;
- анализ функционирования и эффективности системы менеджмента качества;
- организация хранения данных о качестве продукции, услуг, процессов, хранение данных о функционировании системы менеджмента качества;
- ведение, своевременное внесение изменений в документацию системы менеджмента качества и доведение их до исполнителей;
- обеспечение всех структурных подразделений Общества необходимой документацией системы менеджмента качества;
- организация ведения базы данных по вопросам системы менеджмента качества;
- участие в оценке и выборе субподрядчиков и поставщиков МТР;
- участие в работе рабочей группы проекта и Совета по качеству;
- представление интересов во взаимоотношениях со сторонними организациями и органами государственной власти по вопросам управления качеством производимой продукции.
Глава 2. Внедрение системы менеджмента
качества
Процессный подход
- Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.
- Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться "процессным подходом".
Понятия ИСО
серии 9000, относящиеся к процессам
и продукции
- 3.4.1 процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
- 3.4.2 продукция: Результат процесса (3.4.1).
- Обеспечение качества (3.2.11) направлено главным образом на предполагаемую продукцию.
- 3.4.3 проект: Уникальный процесс (3.4.1), состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям (3.1.2), включающий ограничения сроков, стоимости и ресурсов.
- 3.4.4 проектирование и разработка: Совокупность процессов (3.4.1), переводящих требования (3.1.2) в установленные характеристики (3.5.1) или нормативную и техническую документацию (3.7.3) на продукцию (3.4.2), процесс (3.4.1) или систему (3.2.1).
- 3.4.5 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.4.1).
- Примечания
Процедуры
могут быть документированными
или недокументированными.
Если процедура
документирована, часто используется
термин "письменная процедура"
или "документированная процедура". Документ (3.7.2), содержащий процедуру, может называться
"документированная процедура".
Основанная
на процессном подходе модель СМК ИСО
серии 9000
- продукция (3.4.2) определена как "результат процесса (3.4.1)";
- процесс определен как "совокупность взаимосвязанных
или взаимодействующих видов деятельности,
преобразующих входы в выходы.
Если термин "процесс" заменить его определением, то тогда:
- продукция становится "результатом совокупности
взаимосвязанных или взаимодействующих
видов деятельности, преобразующих входы
в выходы.
Взаимосвязь понятий,
относящиеся к процессам и
продукции
Группы процесса управления
проектами (стандарт PMI)
Жизненный цикл
проекта
Жизненный цикл
проекта (продукции, услуги, решения) – это комбинация
процессов и подпроцессов, необходимых
для создания (реализации) объекта (решения)
Жизненный цикл
проекта обычно определяет следующее:
- Какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе (например, в какой фазе должно быть проведено проектирование?)
- В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки
- Кто участвует в каждой фазе (например, одновременно проводимые инженерные работы требуют, чтобы те, кто их выполняют, участвовали в определении требований и проектировании)
- Как контролировать и подтверждать каждую фазу.
Действия по
организации проекта
- Разработай процессы исполнения проекта
- Спроектируй организационную структуру для управления проектом
- Определи перечень ролей в организационной структуре проекта
- Закрепи процессы исполнения проекта за организационными звеньями
- Рассчитай время выполнения проекта
- Рассчитай бюджет проекта
- Определи источники финансирования проекта
- Определи риски проекта и способы их нейтрализации
- Определи порядок завершения проекта
- Определи порядок мотивации участников проекта
- Сформируй команду проекта
- Проведи аудит плана проекта
- Защити план проекта
- Приступай к реализации плана проекта
Области знаний по управлению
проектами
Системы мультипроектного
управления
Как правило, инжиниринговые компании одновременно
управляют не одним, а несколькими проектами
или даже потоком проектов. Управление
в этом случае называется мультипроектным.
Принципы мультипроектного
управления
- Рассмотрение управления потоком проектов с позиции общих целей компании
- Ведение систематизированного реестра проектов, позиционирование проектов по классификаторам реестра, задание типологии основных групп проектов
- Дифференцированное применение моделей управления для различных групп проектов
- Создание иерархической структуры системы управления проектами
- Использование возможностей мультипроектонго управления ресурсами
- Формирование и использование корпоративной мультипроектной базы данных (партнеры, поставщики, персонал, технологии)
- Формализация, накопление и анализ опыта реализации проектов и непрерывное совершенствование корпоративных стандартов их выполнения (технологии, процедуры, организационные структуры, бизнес-процессы), построение менеджмента основанного на знаниях
- Бюджетирование проектов, включение бюджета проектов в основной бюджет компании
Основные шаги
для построения системы мультипроектного
управления
- Разработай архитектуру системы мультипроектного управления
- Сформируй особенности каждой выделенной группы процессов
- Разработай процедуры:
- Формирования портфеля проектов и программы работ
- Регулирования ресурсов между группами проектов
- Контроллинга исполнения проектов
- Определи организационную структуру системы мультипроектного управления
- Определи типовые роли участников системы мультипроектного управления
- Представь архитектуру системы мультипроектного управления
- Определи центр ответственности за мультипроектное управление
Производственная система
и система управления
Управление
производственным процессом
Управление производственным
процессом заключается в принятии
решений по организации, планированию
процесса, решению проблем возникающих
в процессе и улучшению процесса.
Решения реализуются путем воздействия
на поддерживающие системы (ресурсы) и
поставщиков процесса.
Цикл управления
Структурирование
управления в рамках иерархии
- Управленческий цикл реализуется на каждом уровне организационной иерархии, однако чем выше уровень управления тем больше акцент в управлении делается на улучшения процессов и меньше на текущее планирование и координацию.
- Необходимо максимально приблизить решение проблемы к месту ее возникновения.
- Совершенствование управления заключается в оптимизации распределения полномочий и ответственности, улучшению мотивации, структурировании и оптимизации информационных потоков.
Общая структура бизнес-процессов
компании
Система управления
Система управления организации (предприятия) - совокупность органов
управления, реализующих определенными
методами функции управления (принимающие
решения) в целях создания условий для
достижения главной цели деятельности
предприятия.
Для удобства описания
система управления организации может быть разбита на отдельные
подсистемы (процессы управления):
- функциональные;
- целевые;
- обеспечивающие;
- линейного руководства.
Заключение
Мировой опыт показывает,
что одним из способов эффективного
использования резервов управления
является внедрение в организациях систем менеджмента
качества (СМК) в соответствии с требованиями
стандартов ИСО серии 9000. Бывает, изначально
они вызывают разочарование своей очевидностью.
Но надо иметь в7 виду, что, по сути, эти
стандарты предлагают систему общепризнанных
методов современного практического менеджмента
и принципы управления, используемые десятки
лет, хотя каждой организации реализовать
на практике требования данных стандартов
в конкретных условиях совсем непросто.
Безусловно, внедрение указанных стандартов
необходимо рассматривать как инвестиции
в будущее, недорогие и быстро окупаемые,
но требующие, однако, больших усилий,
особенно на первоначальном этапе.