Система делегирования полномочий и оценка ее эффективности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.

Объектом исследования данной курсовой работы является отдел образования Логойского райисполкома. Предметом является рассмотрение в данном отделе полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.
Разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.
Рассмотреть анализ деятельности предприятия во взаимосвязи с делегированием полномочий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…3

1. Теоретические аспекты делегирования полномочий……………...…………....4

1.1.Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды….4

1.2.Основные принципы делегирования полномочий…………………………….8

2. Система делегирования полномочий отдела образования Логойского райисполкома………………………………………………………………………..12

2.1.Краткая характеристика отдела образования Логойского РИК……………...12

2.2. Организационная структура управления отдела образования ……………...14

2.3. Анализ распределения задач, полномочий и ответственности в отделе образования Логойского РИК………………………………………………………16

3. Мероприятия по совершенствованию системы делегирования полномочий в отделе образования Логойского райисполкома…………………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...25

Список используемой литературы…………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.

     Принцип функциональной дефиниции.

     Структурное деление — это группировка видов деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями — тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип, будучи весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.

     Скалярный принцип.

     Скалярный принцип относится к цепочке  прямых должностных отношений руководителей  и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в  организации. Чем отчетливее линия  должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

     Ясное понимание скалярного принципа —  есть необходимое условие для  нормального функционирования организации. Подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

     Принцип уровня полномочий.

     Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции  и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.

     Если  исходить из принципа уровня полномочий, то становится ясным, что, если управляющие хотят добиться эффективности делегирования и тем самым снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.

     Принцип единоначалия.

     Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. Несмотря на то, что подчиненный может в принципе получить полномочия от двух или более руководителей и соответственно быть подотчетен им всем, существенные трудности, с которыми сопряжена работа в подчинении двух или более руководителей, очевидны. Поскольку принимаемое обязательство по существу носит персональный характер, делегирование несколькими руководителями полномочий одному человеку часто приводит к противоречиям как в полномочиях, так и в ответственности. Принцип единоначалия весьма полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность.

     Принцип безусловной ответственности.

     Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

     Принцип соответствия полномочий и ответственности.

     Поскольку полномочия есть право выполнять  порученную работу, а ответственность  — это обязательство выполнить  ее, то отсюда логически вытекает, что  полномочия должны соответствовать  ответственности. Из этого очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за те или иные действия не может превышать объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются выполнения одной и той же задачи.

2. Система делегирования полномочий отдела образования Логойского райисполкома

2.1. Краткая характеристика  отдела образования  Логойского райисполкома

 

     Полное  наименование: отдел образования Логойского райисполкома

     Сокращенное наименование: РОО Логойского РИК.

     Юридический адрес отдела: 223140, г. Логойск, Минская  область, ул. Совецкая, 15 Республика Беларусь.

     Исторические  корни образования Логойского района уходят в 1853 год, когда открылась сельско-приходская школа. Через 10 лет сеть учреждений образования расширилась, и возник вопрос об их инспектировании. Вопросами образования стал заниматься инспектор Логойского райисполкома, а в 1932 г. был основан отдел народного образования Логойского райисполкома.

     Разные  названия и адреса имел отдел образования  за прошедшее время. Неизменной осталась только кропотливая целенаправленная работа по созданию условий для развития образовательного пространства, направленных на обеспечение высокого уровня его качества.

     Система образования Логойского района на начало 2010/2011 учебного года включает в себя следующие  учреждения образования: 

     ·           1 гимназия;

     ·           14 средних общеобразовательных школ;

     ·           8 учебно-педагогических комплексов д/с-СОШ;

     ·           3 базовые общеобразовательные школы;

     ·           4 учебно-педагогических комплекса  д/с-НОШ;

     ·           1 вечерняя общеобразовательная школа;

     ·          19 дошкольных учреждений;

     ·           2 Дома детского творчества;

     ·           1 детский социальный приют;

     ·           3 детских Дома семейного типа;

     ·           1 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

     ·           1 Центр туризма и краеведения.

     В системе образования района трудятся 1406 работников, из них 828 педагогов. В школах и учебно-педагогических комплексах работают 556 педагогов, из них 523 учителя, с высшим образованием – 472 (90,2 %), уменьшение по сравнению с прошлым годом на 0,4 %. В школах города 173  (94,0 %) учителей с высшим образованием, в школах сельской местности – 299 (88,2 %). Педагогический процесс в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, в течение года осуществляют 146 педагогов. Из них педагогов с высшим образованием - 41 человек, со средним специальным – 97 человек.

     Количество  детей, посещающих дошкольные учреждения, - 1315. Процент охвата детей дошкольным образованием составляет 75,5% (в прошлом  году – 74,9%): город – 85,5% (2009 год - 81,7%), село – 61,2 % (2009 год - 62,6%).

     В учреждениях осуществляется мониторинг охраны жизни и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с момента поступления и до окончания дошкольного учреждения. Анализ заболеваемости детей за 9 месяцев 2010 года  свидетельствует о том, что количество пропуска дней по болезни 1 ребенком уменьшилось до 3,6 дня (2009 год - 6,4 дня).

     В 2010/2011 учебном году года в школах Логойского района обучается 3606 учащихся, 2009/2010 учебном году в школах Логойского района обучалось 3877 учащихся.

     Количество  учащихся 1-ых классов 2010/2011 учебном  году – 311 (в 2009/2010 учебном году – 294).

     Отдел образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, основные и оборотные средства, расчетный (текущий) и другие счета в учреждениях банков, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую печать, штампы со своим наименованием, собственную символику и другие реквизиты.

2.2. Организационная  структура управления  отдела образования

     Графическое изображение организационной структуры  отдела образования Логойского РИК:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.3 – Организационная структура управления отдела образования

     Тип организационной структуры: линейно-функциональная.

     Число уровней управления: один.

     Функциональные  звенья управления: заместитель начальника по учебно-воспитательной работе, заместитель начальника по финансово-хозяйственной деятельности.

     Организационная структура: сильно централизованная.

     Определяющие  факторы согласно личной оценке:

     1. Количество решений, принимаемых  на нижестоящих уровнях управления, минимально.

     2. Важность данных решений. Руководители среднего и низшего звена не  принимают важные решения.

     3. Величина контроля за работой  подчиненных. Т.е. ежедневные «пятиминутки»  с отчетом о проделанной работе  за прошедший день и план  работы на последующий. 

     Типы  полномочия: линейные.

     Норма управляемости: количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю колеблются от 4-х до 31 человек.

     Преимуществом этой структуры, является повышение  качества принимаемых решений и  соблюдение принципа единоначалия. При  такой структуре управления отделом каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это - конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера. Структура эффективна, так как аппарат управления выполняет часто повторяющиеся стандартные процедуры.

     Однако  было бы неверным не замечать очевидных  организационных недостатков линейно-функциональных структур, а именно:

     проблемы  межфункциональной координации. Это  порождает определенную конфликтность между службами, стремление возвыситься в ряду равных;

     узкая специализация работников, которая  сужает горизонт их профессионального  видения, принижает общеорганизационные  цели и задачи до функциональных;

     ограничение возможности профессионального развития функциональных и особенно линейных руководителей (последние освобождаются от специализированных управленческих функций, сосредотачивая свое внимание на проблемах в собственной работе);

Информация о работе Система делегирования полномочий и оценка ее эффективности на предприятии