Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:32, шпаргалка
Ответы на билеты для подготовки к экзамену
Конфликт — это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации.
Важными характеристиками конфликтов являются их причины, объекты, уровни сторон конфликта, а также характер последствий конфликтов.
Виды
Внутриличностный конфликт может возникать в силу противоречий различных ролей менеджера, выполняемых им функций, содержания его труда, мотивации и психологического микроклимата в коллективе.
В межличностных конфликтах стороны могут быть представлены двумя индивидуумами либо группой и индивидом, либо двумя подгруппами одной группы (внутригрупповой).
Наиболее масштабными
являются внутриорганизационные
Конфликт — это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориентации.
Важными характеристиками конфликтов являются их причины, объекты, уровни сторон конфликта, а также характер последствий конфликтов.
Виды
Внутриличностный конфликт может возникать в силу противоречий различных ролей менеджера, выполняемых им функций, содержания его труда, мотивации и психологического микроклимата в коллективе.
В межличностных конфликтах стороны могут быть представлены двумя индивидуумами либо группой и индивидом, либо двумя подгруппами одной группы (внутригрупповой).
Наиболее масштабными
являются внутриорганизационные
основные группы причин возникновения конфликта:
Конфликт имеет три фазы: конфронтационную (военную), компромиссную (политическую), коммуникативную (управленческую).
1. Конфронтационная
(военная) — стороны стремятся
обеспечить свой интерес за
счёт ликвидации чужого
2. Компромиссная
(политическая) — стороны стремятся
по возможности достигнуть
3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия и стремятся к взаимодополнению интересов.
Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:
определить вид конфликта, его причины, его особенности, применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. В зависимости от их характера различают структурные и межличностные методы.
Организации используют структурные методы для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Цель использования этих методов - снижение остроты конфликта.
Структурные методы разрешения конфликта — это разъяснение требований к работе (разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения), использование координационных и интеграционных механизмов (создание промежуточной службы), установление общеорганизационных комплексных целей (направить усилия всех участников конфликта на достижение общей цели), использование системы вознаграждений.
Межличностные методы разрешения конфликтов основываются на анализе двух переменных - интереса к себе и интереса к другим членам организации.
К.Томас выделяет следующие
способы регулирования
- соревнование (конкуренция) как
стремление добиться
- приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс, умение уступить в
интересах улучшения
- избегание, для которого
- сотрудничество, когда участники
ситуации приходят к
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
По характеру последствий конфликта, его воздействию на эффективность деятельности организации различают функциональные (конструктивные) и дисфункциональные последствия.
Функциональными (конструктивные) являются последствия разрешения конфликта, приводящие к повышению эффективности деятельности организации.
Дисфункциональные последствия конфликта оказывают негативное (дисфункциональное) воздействие на организацию. Такие последствия могут выражаться в снижении степени удовлетворенности работой, ухудшении отношений внутри групп и между группами.