Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:32, шпаргалка
Ответы на билеты для подготовки к экзамену
руководство, включает в себя доведение до исполнителя его обязанностей, а также создание климата в организации, который способствовал быстрому достижению поставленных задач;
контроль, включает направляющую, наблюдающую, регулирующую деятельность, которая обеспечивает выполнение поставленных задач;
мотивация - побуждение к действию. Выбор поощрений или санкций. Материальное и нематериальное стимулирование
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными.
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учёт и отчётность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны
Формы организационного построения фирмы бывают разные и делятся по разным классификациям. Фирма - это юридическое лицо являющееся хозяйственной организацией. В соответствии с этим классификации существуют следующие: в зависимости от целей, в зависимости от состава учредителей.
В зависимости
от, поставленных при создании, целей
деятельности фирмы существуют
коммерческие и некоммерческие
организации. Для коммерческой
организации основная цель
В зависимости
от состава учредителей фирмы
могут делится на те, которые
вправе создавать только
Линейная структура
Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится без выделения функций.
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования
к квалификации руководителей и
высокая загрузка руководителя. Линейная
структура применяется и
Линейно-штабная
По мере роста предприятия линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
Функциональная организационная структура
При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.
При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.
Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.
Линейно-функциональная организационная структура
При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.
Дивизиональная
В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.
Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.
Матричная организационная структура
В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.
При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов.
Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Назначение организационной структуры управления – обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, поддержания и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и внутренних взаимодействий элементов системы. Организационная структура обладает способностью адаптации к изменяющимся условиям среды с наименьшими временными, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и её реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
формирование общей стратегии организации;
формирование конкурентной (деловой) стратегии;
определение функциональных стратегий фирмы.
Общая стратегия
организации формируется
должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;
необходимо установить
конкретную роль каждого из подразделений
фирмы при осуществлении
Миссия — сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.
Значение миссии
1миссия дает субъектам
внешней среды общее
2 миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа.
3 миссия создает возможность
для более действенного
Миссия предназначена для
представить в явном виде то, для чего существует компания, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости её целей;
определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке;
создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании;
согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственники, руководство, персонал, клиенты, акционеры и др.);
способствовать созданию корпоративного
духа, в том числе расширить
для сотрудников смысл и
Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена её деятельность.
Важность определения целей связана с тем, что они:
являются фундаментом для
определяют способы повышения эффективности организации;
лежат в основе принятия любого делового решения;
служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Классификация целей:
1. По времени:
долгосрочные (устанавливаются на 5 лет и более);
среднесрочные (устанавливаются на период от 1 до 5 лет);
краткосрочные (устанавливаются на 1 год).
2. По функциональным областям:
рыночные; производственные; организационные; финансовые.
Рыночные цели Задачи, намеченные к реализации в плане маркетинга
Производственные цели являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов):
Организационные цели — все, что касается управления, структуры и персонала организации:
Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и её реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
формирование общей стратегии организации;
формирование конкурентной (деловой) стратегии;
определение функциональных стратегий фирмы.
Общая стратегия
организации формируется
должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;
необходимо установить
конкретную роль каждого из подразделений
фирмы при осуществлении
Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.