Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:32, шпаргалка
Ответы на билеты для подготовки к экзамену
Менеджмент - это самостоятельный
вид профессиональной деятельности,
направленной на достижение намеченных
целей путем рационального
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Объект менеджмента - совокупность человеческих отношений.
Субъект менеджмента - люди.
Предмет менеджмента - управленческие
отношения и способы
важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся (6, с.34):
• обеспечение
автоматизации производства и
переход к использованию
• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
• постоянный
контроль за эффективностью
• постоянный поиск и освоение новых рынков.
• определение
конкретных целей развития
• выявление
приоритетности целей, их
Принципы |
Функции |
Экономические методы |
1. Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли 2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении 3. Демократизация |
1. Маркетинг 2. Планирование 3. Организация 4. Контроль 5. Мотивация |
1. Коммерческий расчет 2. Внутрифирменный расчет 3. Механизм ценообразования |
• разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
• выработка
системы мероприятий для
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• установление
контроля за выполнением
Ведущий принцип менеджмента
- оптимальное сочетание
Из этого основного принципа вытекают другие:
Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо - управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений.
Принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки.
Принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться.
Принцип сочетания прав,
обязанностей и ответственности, т.е.
работник должен нести ответственность
за те задачи, которые попадают в
сферу предоставленных ему
Принцип демократизации
управления. В современной экономике
исполнители обладают высоким профессионализмом,
образованием и квалификацией, а
также общей культурой и
Менеджмент имеет свой
собственный экономический
Экономический механизм менеджмента состоит из нескольких блоков: внутрифирменное управление (принципы, функции, эк. методы); управление производством (инновационный менеджмент, регулирование и обеспечение процесса производства, обеспечение сбыта, организационные структуры управления развитием производства); управление персоналом. Необходимость управления организацией, с присущими ей иерархическими уровнями, требует поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией
Схема внутрифирменного управления
Экономические методы менеджмента базируются на сочетании коммерческого расчета, внутрифирменного расчета и механизма ценообразования.
Коммерческий расчет дает возможность понять предприятию, за какую цену его продукция может быть продана на рынке (при уравновешивании спроса и предложения).
Внутрифирменный расчет
дает предприятию возможность
Механизм ценообразования во многом определяется состоянием конкурентной среды на рынке предлагаемой продукции.
Основным принципом
менеджмента является принцип оптимального
сочетания централизации и
Под децентрализацией
понимается передача права
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.
Классическое направление менеджмента включало:
– научный менеджмент
– акцент делался на научно
обоснованную организацию произ
– административный
менеджмент – внимание
– концепцию бюрократических
организаций, предполагающую
Школа «человеческих отношений» уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм, (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).
Считается, что начало
этому направлению положил
Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет: теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы XXв. когда бихевиористами было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу.
Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализы с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов).
Функция управления
- вид деятельности, основанный на
разделении и кооперации
Различают следующие основные функции менеджмента:
планирование, включает разработку целей и стратегии;
организация, заключается в разработке особых целей и определении ресурсов, необходимых для данной деятельности, а также распределении обязанностей между работниками для более эффективного выполнения работы;
руководство, включает в себя доведение до исполнителя его обязанностей, а также создание климата в организации, который способствовал быстрому достижению поставленных задач;
контроль, включает направляющую, наблюдающую, регулирующую деятельность, которая обеспечивает выполнение поставленных задач;
мотивация - побуждение к действию. Выбор поощрений или санкций. Материальное и нематериальное стимулирование
Менеджмент организации
рассматривается как процесс, то
есть как непрерывная
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление
структурой предприятия (его
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные
стороны деятельности
Создавая свою теорию
мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал,
что люди имеют множество различных
потребностей, но полагал также, что
эти потребности можно
1. Физиологические потребности
являются необходимыми для
2. Потребности в безопасности
и уверенности в будущем
3. Социальные потребности, социал
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения
— потребность в реализации
своих потенциальных
Различают следующие основные функции менеджмента:
планирование, включает разработку целей и стратегии;
организация, заключается в разработке особых целей и определении ресурсов, необходимых для данной деятельности, а также распределении обязанностей между работниками для более эффективного выполнения работы;