Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:56, шпаргалка
Менеджм – управление социально-эк-ми системами. Управление – процесс
целенаправленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и
управление слова – синонимы. Менеджм – процесс планирования, организации,
мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их
достижения. Менедж – особый вид деятельности, превращающий неорганиз. толпу в
эффективную, целенаправленную и производственную группу.
социальный заказ и те цели, которые ставили перед собой управленцы оказались не
выполнимыми. К положительным чертам можно отнести то, что ее актуальность не
потеряна до сегодняшнего дня.
14 ФУНКЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТА – особый вид
управляющей системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс
управления должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при
изменении внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные.
Общие функции управления не зависят от объекта управления и отражают сущность
процессов управления. К ним относят: •прогнозирование •планирование
•организация •координация •мотивация •контроль. Частные или конкретные функции
отражают содержание процесса управления для различных объектов. Выделение
функций управления связано с разделением специализации труда.
15 Планирование – деятельность по выработке и принятию управленческого
решения определяют перспективы развития и будущее составление системы
производства как
субъекта и объекта
производства, вскрывает дополнительные ресурсы, материальные источники,
требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь
производственный организм. План предусматривает цели и задачи; пути и
средства; ресурсы необходимые для достижения поставленных задач; пропорции;
организация выполнения плана и контроль.
Виды планирования. В соответствии уровням управления. Стратегическое
планирование – попытка взглянуть в перспективе на основополагающие
составляющие организации, оценить тенденции в ее окружении, определить
поведение конкурентов. Действия, направленные на выполнение стратегических
целей (масштабные проблемы).. 5 лет. Тактическое планирование – тактические
цели (частные проблемы), поддержка стратегических планов. Определяет
промежуточные цели на пути к достижению стратегических целей и задач.
Оперативное планирование. В оперативных планах стандарты деятельности,
описание работ вписываются такую систему, при которой каждый направляет свои
усилия на достижение
общих и главных целей орга
разрабатывает повседневную тактику, чтобы обеспечить правильность всех
действий, определить слабые
и сильные стороны
Текущие вопросы.
16 ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия,
которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных
целей. Организационный процесс включает в себя следующие стадии: 1)Определение
отдельных видов работ для достижения поставленных задач. 2)Оценка имеющихся
трудовых ресурсов. 3)Выявление
степени ответственности и
управленческого персонала.
4)Определение специализирован
деятельности. 5)Оформление и утверждение должностных инструкций, положения
структурных подразделений, схем и нормативов. При организации необходимо
руководствоваться следующими необходимыми принципами: •специализация
•пропорциональность (отделы должны быть соизмеримы между собой) •прямоточность
(наикратчайший путь прохождения информации) •бесперебойность (ритмичность).
17 КОНТРОЛЬ – процесс обеспечения того, что организация достигнет
поставленных перед собой целей. Контроль тесно связан с учетом и анализом. 3
вида управленческого контроля: 1)Предварительный. Тесно связан с функцией
планирования и осуществляется на стадии планирования. Цель предварительного
контроля – прогнозировать материальные, финансовые и человеческие ресурсы с
тем, чтобы цели организации были реальные. 2)Оперативный (текущий).
Осуществляется от начала управленческой или производственной деятельности до
получения результата. Цель – вовремя обнаружить существенные отклонения от
намеченного плана, чтобы не допускать серьезных сбоев в работе предприятия.
3)Контроль решенной задачи и анализ эффективности полученных результатов. Цель
– служить мотивацией за успешно проделанную работу. Контроль должен быть:
•предупреждающий •
контроль: 1)Выработка стандартов и критериев 2)Сопоставление реальных
результатов с плановыми 3)Корректировка.
18 МЕТОДЫ
МЕНЕДЖМ. – это способы и
средства воздействия на
систему для достижения поставленных целей. Методы различаются мотивационной
характеристикой, т.е. как ведут себя люди при применении к ним тех или иных
методов. Методы делятся на прямого и косвенного воздействия. Невыполнение
методов прямого воздействия ведет за собой применение различных санкций
административного характера (основаны на ответственности подчиненных перед
властью руководителя, регулируют правовые и организационные отношения). К
косвенным относят экономические (основаны на материальной заинтересованности
рабочих, контролируют экономические отношения) и соц-психологические методы
(основаны на нематериальном интересе рабочих, регулируют социальные,
идеологические, эстетические отношения).
19 Особенности
организационно-
1)Принадлежат к группе силового воздействия. 2)Предопределяют однозначные
решения вопроса и
не предоставляют исполнителю
3)Оказывают конкретное воздействие – определяют цели и задачи, порядок и сроки
выполнения, ресурсы. 4)Имеют самостоятельное значение, но могут служить
средством осуществления др. методов. 5)Акты административного воздействия
хар-ся обязательностью
выполнения и подкрепляются
требованиями. 6)Этот метод является наиболее сильным средством воздействия на
коллектив для поддержания дисциплины и порядка в работе. Организ-но-распоряд.
методы делятся на группы: •стабилизирующего воздействия •распорядительного
воздействия •дисциплинарного воздействия. В 1-е включается регламентирования –
это совокупность правил, определяющих порядок работы в организации. Он
заключается в разработке и введении в действие организационных положений,
обязательных для исполнения. Бывает общегосуд-е, общесистемное, структурное,
должностное. Нормирование – устанавливает допустимые границы деятельности и
заключается в утверждении опред. норм, которые служат ориентиром действий, как
правило, устанавливают верхние и нижние границы. Во 2-ое включаются способы и
решения конкретных ситуаций,
не предусмотренных
Осуществляется для оперативного управления, выступает в форме приказов,
распоряжений и т.д. 3-ии методы устанавливают ответственность для определенных
достижений.
20 Экономический метод управления основан на знании и сознательном
использовании объектов экономич. законов. Он характеризуются: 1)свободой
субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном
процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода:
стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал
работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки:
остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы
материального интереса, что снижает мотивацию. В систему экон. методов входят
практически все рычаги механизма хозяйствования: •методы планирования •система
ценообразования •система кредитования •финансирования •налогообложения •анализ
хоз. деятельности •распределение доходов и прибыли •оплата труда •материальное
стимулирование.
21 Социально-психологические
методы управления
совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и
связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы,
протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду,
воздействуют на личность
с целью превращения
осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят личностный
характер (личный пример, авторитет). Главная цель – положительный
социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на
коллектив – убеждение.
Понимание руководителем
внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы
сплочения и активизации коллектива. Объектом руководства является
взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно учитывать мотивы
деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной
ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Для того, чтобы
эффективно осуществлять соц. методы, используют следующие виды сбора
информации: •интервьюирование •анкетирование •изучение документов
•самонаблюдение •эксперимент.
22 Под мотивацией
понимается процесс
на деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей
организации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности
для достижения целей организации. В состав мотивации входят 2 основных
понятия: потребность и вознаграждение. ПОТРЕБНОСТЬ – это физический или
психологический недостаток чего-либо. Они вызывают побуждения к действию.
Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе
обретения жизненного опыта.
Потребности можно
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – это то, что чел. считает для себя ценным. Руководитель имеет
дело с 2-я типами вознаграждения: •внутренним •внешним. Внутреннее
вознаграждение – это чувство успеха при достижении своих целей. Самоуважение –
наиболее простой способ обеспечить внутреннее вознаграждение. внешнее
вознаграждение – это вознаграждение не от работы, а то, что дает организация
(денежные выплаты, повышение по службе, соц. льготы).
23 Существует
3 основных содержательных
Маслоу. Человек испытывает потребности разных уровней, но есть доминирующая.
Низшие должны быть удовлетворены в первую очередь. Он испытывает потребности
высших уровней только тогда, когда удовлетворены низшие потребности.
Руководитель должен определить доминирующую потребность и мотивировать ее
исполнением. Удовлетворение низшей потребности не ведет к автоматическому
задействованию высшей. Не учитываются индивидуальные особенности людей.
2)Теория Мак Лелланда
делает упор на высшие
желание воздействовать на других людей. Потребность успеха – удовлетворение
процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в причастности
– общение, заинтересованность в компании знакомых, налаживание дружеских
отношений. 3)Двухфакторная теория Герберга. 2 группы факторов. Гигиенические –
заработок, условия труда,
отношения с другими
делах на предприятии, стиль руководства, климат на предприятии, не мотивируют к
эффективности труда. Факторы мотивации – признание и одобрение руководством
результатов работы; возможность продвижения по службе; высокая степень
самостоятельности и ответственности; интересная, сложная требующая творческого
подхода работа –
мотивируют к повышению
труда.
24 Основные
процессуальные теории
ожидания •теория справедливости •модель Портера-Луренса. Теория ожидания. 3
фактора: ожидание (оценка
личностью вероятности
(побудительная причина,
заинтересованность в
вознаграждение (компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение
человеческих потребностей). Стимул означает, что усилия приведут к результату,
результат повлечет достаточно ценное вознаграждение. По отношению мотивации к
труду теория ожиданий рассматривает процесс: «затраты труда → результаты
→ вознаграждение → удовлетворенность им». Руководитель должен:
учить подчиненных получать результаты и создавать для этого необходимые
условия; установить непосредственную
связь результат –
справедливости – соизмерение вознаграждения с затраченными усилиями и
соотношение этого вознаграждения к вознаграждению других людей выполняющих
аналогичную работу. Руководитель должен: установить размеры оплаты на основе
объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности,
трудоемкости и результативно
Модель Портера-Луренса включает элементы теории ожидания и теории
справедливости. 3 переменные – затраченные усилия, способности и характерные