Шпаргалка по "Менеджменту "

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:56, шпаргалка

Описание работы

Менеджм – управление социально-эк-ми системами. Управление – процесс
целенаправ­ленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и
управление слова – синонимы. Менеджм – процесс планирования, организации,
мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их
достиже­ния. Менедж – особый вид деятельности, превращающий неорганиз. толпу в
эффектив­ную, целенаправленную и производственную группу.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 48.08 Кб (Скачать)

Шпора: Шпаргалка по менеджменту 

 

     1 Менеджм  – управление социально-эк-ми  системами. Управление – процесс

целенаправ­ленного  воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и

управление слова  – синонимы. Менеджм – процесс  планирования, организации,

мотивации и контроля необходимых для постановки целей, а затем для их

достиже­ния. Менедж –  особый вид деятельности, превращающий неорганиз. толпу в

эффектив­ную, целенаправленную и производственную группу. Менеджмент -

управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 1. Ориентация фирмы

на спрос и потребности  рынка, на запросы конкретных потребителей. 2. постоянное

стремление к повышению  эффективности производства, к получению  оптимальных

результатов с меньшими затратами; 3. хозяйственную самостоятель­ность,

обеспечиваю­щую свободу  принятия решений. 4. постоянную корректировку  це­лей и

про­грамм в зависимости  от состояния рынка; 5. необходимость  использова­ния

современной информационной базы с компьютерной техникой для  многовариантных

расчетов при принятии решений. Термин "менеджмент" применя­ется лишь к

управле­нию социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в

рыночных условиях.

    

     2 Конечная  цель менеджмента состоит в  обеспечении

прибыльности, или доходно­сти, в деятельности фирмы путем рациональной

организации производственного  про­цесса. Менеджмент призван создавать  условия

для успешного функционирова­ния  фирмы исходя из того, что прибыль - не причина

существования фирмы, а  результат ее деятельности, который  в конечном итоге

определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему

функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии

в виде различ­ных резервных  фондов позволяют ограничивать и  преодолевать риски,

связанные с реа­лизацией товаров на рынке. Постоянное наличие  риска. Целью

менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска.  В задачу

менеджмента входит: 1.  обеспечение автоматизации производства и переход к

использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 2. стимулирование

работы сотрудников  фирмы путем создания для них  лучших условий труда и

установления бо­лее высокой заработной платы; 3. постоянный контроль за

эффективностью деятельности фирмы, координа­ция работы всех подразделений

фирмы; 4. постоян­ный  поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в

менеджменте, относятся  также определение конкрет­ных  целей развития фирмы,

выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

разработка стратегии  развития фирмы. Выработка системы  мероприятий для решения

намечае­мых проблем  на различные временные периоды. Задачи управления

непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего

обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов - материальных, финансовых,

трудовых и др.

    

     3 Как наука  М. Появилась 100 лет назад, а  в начале века

Ф.Тейлор сформулировал  и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа

научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт,

Гант. Основной прин­цип, глав­ная идея - рационализация труда  в трудовом

производстве плюс материаль­ная  заинтересованность рабочих ведут  к повышению

производительно­сти труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50

г.г. - А.Файоль, Урвик. Основная идея - существуют “универсальные”  принципы

управления, применение которых гарантирует успех в  любой организации; 3) школа

человече­ских отношений (1930-50г.г.) Мэйо, Фоллетт, Маслоу - для  эффективного

достиже­ния целей организации  необходимо и достаточно наладить межличностные

отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее  время),

представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегор, Блейк - “эффективность

достиже­ния целей организации  требует максималь­ного использования

человече­ского потенциала на основе данных психоло­гии и социологии; 5)

количественная школа (1950-настоящее время) - оптимальные  управленческие

решения ищутся с помощью  компьютеров на основе использова­ния математических

моделей ситуации. Так  сформировалась современная наука, примене­ние принципов

которой на практике приносят повыше­ние эффективности производ­ства.

Символический ключ М. “цель  человека - эффектив­ность”. Золотое  правило М.:

“эф­фективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной

конкуренции, требует  ориентации на человека: во внешней  среде - на потребителя,

во внутренней - на персонал”. В науке современного М. Выделяются следующие

черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип  управления; 3)

определяющая роль организацион­ной культуры; 4) механизация и автоматизация

управленческих процес­сов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация

М.

    

     4 В менеджм.  существует 3 осн. уровня управления: •высший

уровень управления (ген. директор, зам директора) •средний уровень

(руководители подразделений,  начальники цехов) •низовой уровень  (старшие

мастера, мастера). На высшем уровне управления решаются стратегические задачи,

ориентированные на долгосроч­ный  период. В их компетенцию входят такие вопросы

как: •открытие новых  филиалов •выпуск новых акций  •выпуск новых товаров

•открытие представи­тельств  •выработка мис­сии. Менеджеры среднего звена

занимаются сбором информации и разработкой управленческих решений  для

руководителей высшего  уровня. Они организуют работу руководству  низового

уровня, т.е. являются связующим  звеном. На низовом уровне управления находятся

руководи­тели, которые  руководят непосредственно теми, кто производит

материальные блага  или оказывает услуги. Наибольшее внимание уделяется

контролю.

    

     5 Организация  составляет предмет и мир менеджера.  Прежде чем

управлять, нужно изу­чить объект управления. ОРГАНИЗАЦИЯ –  объект, система,

функция, объедине­ние людей, процесс. Организация – деятельность людей, которая

созна­тельно координируется для достижения общих целей. Под  организацией, как

объектом понимают фирмы, учреждения. Признаки организации: •наличие минимум 2

человек •наличие хотя бы 1 цели, которую принимают все  члены организации

•наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общей цели.

Классифика­ция организаций: 1)По виду деятельности (производствен­ные, учебные,

исследователь­ские) 2)По формам собственности (частные, гос.) 3)По раз­меру

(малые, крупные) 4)По  срокам деятельности (временные,  постоянные) 5)По

отношению к прибыли (коммерческие и некоммерч.) 6)В зависимости  от формализации

(формаль­ные и неформ.).

    

     6 Характеристики  организаций делят на 2 группы: •в

зависимости от внешней  среды, окружающей организацию •уникальность  внутренней

среды организации. ВНЕШ­НЯЯ среда организации – все то, что окружает

организацию в обществе экономики и природы. Факторов внешней  среды множество,

но они делятся  на 2 группы: 1)Факторы косвенного действия (политика, состояние

экономики, НТП, крупные  междунар. события, общество и т.д.) 2)Факторы  прямого

действия (потребители, конкуренты, поставщики, законы, банки  и др.).

Характеристики факторов внешней среды: •взаимозависимость •сложность

•динамичность (быстротеч­ность) •неопределенность. ВНУТРЕННЯЯ среда  организации

представ­ляет собой  совокуп­ность людей (персонала), средств, интересов,

объединенных для  дос­тижения поставлен­ных целей. Она характеризуется

следующими элементами: 1)ресурс 2)миссии и цели 3)организационная  структура

4)технология 5)персонал 6)организационная культура. Ресурс  организации –

ценности, средства и  люди, которыми располагает организация  для достижения

цели. различают следующие  виды: •информационные •интеллектуальные  •материальные

•производственные •технологические •финансовые •людские •энергетические.

    

     7 Концепция  научного управления получила  развитие в США с

начала XX в. Основопо­ложник  Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного

управления" считают  началом признания менеджмента  наукой и самостоятельной

областью исследования. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод  о том, что работы

по управле­нию - это  определенная специальность и что  организация в целом вы

выигры­вает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она

делает ус­пешнее  всего. Концепция административного  управления направлена на

разра­ботку общих проблем  и принципов управления организацией в целом. В рамках

этой концепции 20-е  годы было сформулировано понятие организационной  структуры

фирмы. Организация рассматривалась  как замкнутая система, улучше­ние

функционирования кото­рой обеспечивается внутрифирменной рационализа­цией

деятельностью без учета  влияния внешней среды. Согласно А. Файоля (классической

теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовы­вать,

распоряжаться, согласовывать, кон­тролировать". Он рассматривал управление как

универсальный процесс, состоя­щий из нескольких взаимосвязан­ных функций:

планирование, организация, контроль. Кон­цепция управления с  позиций психологии

и человеческих отношений  впервые определила менеджмент как "обеспечение

выполнения работы с  помощью других лиц". Исследования А. Маслоу, показали, что

мотивами поступков  людей являются не экономические  силы, а различные

потребности, которые  не могут быть удовлетво­рены в денежном вы­ражении. Своим

трудом и отношениями  в коллективе. Ориента­ция теоретиче­ских исследований на

область управления производством  и другими сферами деятельности на уровне

отдельных фирм – основополагающая тенденция развития зарубежной теории

управления. Концепция  управления с позиций науки о  поведе­нии - это современная

теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение

эффективности организации  в результате повышения эффективно­сти ее человеческих

ресурсов.

    

     8 Школа  научного менеджм. имеет еще  название «Научный подход

к управлению Ф.Тейлора». Тейлор 1-ый поставил задачу усовершенствовать

существующий метод  управления. Он использовал такие  приемы как наблюдение,

замер, анализ для совершенствования  операций ручного труда, при этом

использовались хроно­метры  и ки­нокамеры. Сущность системы  Тейлора сводится к 3

осн. моментам: 1)Рациональная ор­ганизация труда 2)Разработка формальной

структуры организа­ции (определенных мер по сотрудничеству управляющего и

рабочего). Заслуга Тейлора  состоит в том, что он разделил труд на

исполнительский и распорядитель­ский. Суть сводится к тому, что резко

разграничили труд рабочего и труд управляю­щего. Тейлор создает  много карточек,

стандартов, методических указа­ний, которые в последствии  станут переменными

научной организации. 3)Сотрудничество между администрацией и рабочими для

практического внедре­ния норм 4)Равномерное распределение  труда и

ответственности между  администра­цией и рабочими 5)Использование  прогрессивной

сис­темы оплаты труда  для стимулирования большей производительности.

Сторон­ники данной школы  считали, что необходимо отделить управленческий труд

(планирова­ние и прогнозирование)  для того, чтобы специалисты занимались  только

своим делом.

    

    

    

     9 Осн. управленческие  концепции административной школы

А.Файоля отражены в его  работе «Общее и промышленное управление». Оно

заключается в следующем: 1)Осн. принципы управления являются универсальными:

•разделение труда •полномочия  и ответственность •дисциплина  •единоначалие

•единство направле­ния •подчиненность личных интересов общим  •справедливое

вознаграждение •централизация и децентрализация •иерархия  •порядок на рабочих

местах •стабильность  рабочего места •поощрение инициативы •корпоративный дух.

2)Теория управления  включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно

изучать. 3)Управлять  – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться,

координировать и  контролировать.

    

     10 В начале 30-х годов в противовес предыдущим  школам

сформировалось и  полу­чило широкое развитие гуманитарное направление,

поведенческие науки  в менеджм. 1-м из 1-х ученых, внедривших психологию в

бизнес была американка М.Фоллет. Ее исследования проходили  на заводе в г.Хотри.

Основной вывод был  сделан таков, что на производительность труда оказывают не

только материальные фак­торы, но и психологические и  социальные. Мэйо

установил, что для  рабочего психологический климат и  материальный стимул

являются не менее  важными аспектами. Рекоменда­ции  руководству последователями

данной школы: •проявление  заботы о своих подчиненных •консультации  со своими

подчиненными •предоставление  своим подчиненным возможности  общаться на работе.

Подвер­гали данную концепцию  острой критике. Причиной явилось то, что

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту "