К
недостаткам школы психологии
и человеческих отношений можно
отнести игнорирование вопросов
самоуправления и самоорганизации
рабочих в производстве, учеными
был явно завышен уровень воздействия
на рабочих с помощью социально-психологических
методов.
Однако,
несмотря на критику, которой
подвергалась школа психологии
и человеческих отношений, основные
ее положения нашли впоследствии
отражение в новых, более сложных
и современных концепциях менеджмента.
Значительное развитие получили исследования
проблем мотивации.
Количественная
школа управления, основанная на
развитии математики, статистик
и инженерных наук внесла существенный
вклад в развитие теории менеджмента.
Заслуга
школы науки управления заключается
в том, что она сумела определить
основные внутренние и внешние
переменные (факторы), влияющие на
организацию.
Отличительной
особенностью науки управления
является использование моделей.
Модели приобретают особенно
важное значение, когда необходимо принимать
решения в сложных ситуациях, требующих
оценки нескольких альтернатив.
Главная цель школ человеческих
отношений и науки о поведении
в управлении заключалась в
вытеснении жестко формализованных,
деперсонализованных отношений на производстве,
вполне обнаруживших к этому времени свою
неэффективность. В данном смысле трактовка
промышленных организаций как целостных
систем показала силу собственно социальных
факторов в производственном процессе.
Впервые признание получил и личностный
фактор организации, а также было уделено
внимание и вопросам косвенного влияния
неформальных отношений на экономические
показатели фирм и предприятий. Наряду
с этим, указанным теориям были свойственны
и некоторые недостатки. Так, они сосредоточили
фокус своего внимания на проблемах кооперации,
обойдя сложные вопросы социальных конфликтов.
В них явно завышен уровень, до которого
рабочими можно манипулировать при помощи
социально-психологических методов. Признание
работника «фактором», самостоятельно
воздействующим на производственный процесс,
разумеется, шаг вперед, однако его не
хватило на признание необходимости самоорганизации
и самоуправления рабочих в производстве.
Вопрос о «соучастии» работников в процессах
принятия решений хотя и был поставлен,
но не нашел сколько нибудь положительного
разрешения.
Путь к эффективному менеджменту
лежит через понимание мотивации
человека. Только зная то, что
движет человеком, что побуждает
его к деятельности, какие мотивы
лежат в основе его действий,
можно попытаться разработать
эффективную систему форм и
методов управления человеком.
Для этого необходимо знать,
как возникают или вызываются те или
иные мотивы, как и какими способами, мотивы
могут быть приведены в действие, как осуществляется
мотивирование людей.
Список
литературы:
- В.И. Кнорринг
"Теория, практика и искусство управления".
Учебник для вузов по специальности "Менеджмент".
М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
- А.П. Егоршин
"Управление персоналом", изд. Н.Новгород
- НИМБ, 1999 г.
- А. Большаков
"Менеджмент". Учебное пособие. СПб,
изд. ЗАО "ПИтер", 2000 г. Серия Краткий
курс.
- А.Я.
Кибанов, Д.К. Захаров "Организация управления
персоналом на предприятии" - М. ГАУ,
1994
- Егоршин А.
П. Управление персоналом. Н. Новгород:
НИМБ, 1997. 607 с.
- Маслов Е.
В. Управление персоналом предприятия:
Учебное пособие / Под ред. Шеметова П.
В. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
- Справочник
директора предприятия / Под ред. Лапусты
М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М,
2000.
- Управление
персоналом: Учебник для вузов / Под ред.
Базарова Т. Ю., Ерёмина Б. Л., М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Управление
персоналом организации: Учебник / Под
ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Майкл Мескон,
Майкл Альберт, Франклин Хедоури "Основы
менеджмента". Пер. с английского - М.:
"Дело ЛТД", 1995.
11. Ю.А. Цыпкин , А.Н. Люкшинов,
Н.Д. Эриашвили «Менеджмент» ЮНИТИ Москва
,2001.