Анализ организации как целостной
социальной системы дал возможность
теоретикам «школы человеческих
отношений» элиминировать противоречие
между «логикой эффективности»,
требуемой формальной организацией,
и «логикой сантиментов», присущей
неформальной организации.
В рассматриваемой концепции
руководитель промышленного предприятия
выполняет две главные функции:
экономическую и социальную. Первая
нацелена на максимилизацию прибыли,
вторая – на создание и стабилизацию
эффективно работающих коллективов
и групп. Ранее основное внимание
менеджеров концентрировалось на
первой функции, в то время,
как личностным фактором организации
пренебрегали. Однако эмпирическими исследованиями
было установлено, что экономическая деятельность
не может быть отторгнута от своей социальной
первоосновы и изучаться как «вещь в себе».
Действуя подобным образом менеджмент,
по сути дела стремится подвести проблемы
группового сотрудничества под технологические
проблемы производства, а не наоборот.
Однако современная промышленность состоит
из множества коллективов, образующих
трудовые группы и организации. В них между
индивидами выработаны способы поведения,
отражающие различия и особенности социального
положения каждого работника. Любому рабочему
месту присущи конкретная значимость
и определенный ранг в социальной шкале
предприятия. Поэтому промышленному предприятию
свойственны как специфические производственные,
так и собственно социальные структуры;
каждому работнику соответствует не только
место в рабочей системе органов предприятия,
но и фиксированное социальное положение.
Промахи менеджмента в осознании строения
и особенностей социальной структуры
в конечном счете бьют по коммерческой
эффективности предприятия.
Исследователи человеческих отношений
внесли много поправок в прежние
концепции менеджмента, основные
из которых:
Стремление
к обогащению рабочих мест путем
рассеивания отрицательных последствий
сверх специализации;
Отказ
от акцента на иерархичность власти
и призыв «к приземленности управления»,
к «менеджменту участия»;
Возрастающее
признание неформальной стороны
организации, роли умонастроений рабочих
и неформальных отношений»
К 1970 году управление человеческими
отношениями конституировалось
в специальную управленческую
функцию, получившую наименование
«управление персоналом», основная
цель которой состоит в том, чтобы, повышая
благосостояние работника, дать ему возможность
вносить максимальный личный вклад в эффективную
работу всего предприятия. Управление
персоналом связано главным образом с
методом подбора , обучения и переподготовки
кадров, а также с проблемами занятости
персонала, эффективным использованием
оборудования, организации совместных
консультаций между предпринимателями
и рабочими, а также с общепризнанными
процедурами урегулирования трудовых
споров.
ШКОЛА НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ.
Развитие таких наук, как психология
и социология и совершенствование
методов исследования после второй
мировой войны сделало изучение
поведения на рабочем месте
в большей степени строго научным.
Среди наиболее крупных фигур
более позднего периода развития
поведенческого - бихевиористского - направления
можно назвать, в первую очередь,
Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта,
Дугласа Мак-Грегора и Фредерика Герцберга.
Эти и другие исследователи изучали различные
стороны социального взаимодействия,
мотивации, характера власти и авторитета,
организационной структуры, коммуникации
в организациях, лидерство, изменение
содержания работы и качества трудовой
жизни.
Школа науки о поведении значительно
отошла от школы человеческих
отношений, сосредоточившейся, прежде
всего на методах налаживания
межличностных отношений. Новый
подход стремился в большей
степени оказать помощь работнику
в осознании своих собственных
возможностей на основе применения
концепций поведенческих наук
к построению и управлению
организациями. Основной целью
этой школы было повышение
эффективности организации за
счет повышения эффективности
ее человеческих ресурсов.
Поведенческий подход стал настолько
популярен, что он почти полностью
охватил всю область управления
в 60-е годы. Как и более ранние
школы, этот подход отстаивал
единственный «наилучший путь»
решения управленческих проблем.
Его главный постулат состоял
в том, что правильное применение
науки о поведении всегда будет
способствовать повышению эффективности,
как отдельного работника, так
и организации в целом. Однако
такие приемы, как изменение содержания
работы и участия работника
в управлении предприятием оказываются
эффективными только для некоторых
работников и в некоторых ситуациях.
Несмотря на многие важные
положительные результаты, бихевиористский
подход иногда оказывался несостоятельным
в ситуациях, которые отличались
от тех, что исследовали его
приверженцы. По мнению исследователя
менеджмента Линделла Урви-ка, недостатки
этой школы обусловлены тем, что мэйонисты:
приняли
своей предпосылкой положение, будто
рабочим можно манипулировать, чтобы
вогнать его в существующие промышленные
рамки;
исходили
из того, что кооперация и сотрудничество
естественны и желательны, обойдя
значительно более сложные вопросы
в социальных конфликтах;
смешали
цели и средства, предположив, что
удовольствие и счастье в будущем
вели бы работников к гармоническому
равновесию и успеху в организации.
Участие
людей в общественном производстве
рассматривалось и может рассматриваться
с различных точек зрения. Рассмотрим
некоторые современные концепции
управления персоналом. Л.И. Евенко считает,
что произошла смена четырех концепций
роли кадров в производстве:
1.
Концепция использования трудовых ресурсов
(labour resources use). Время: конец 19 века – середина
20 в. Суть: вместо человека в производстве
рассматривалась лишь его функция – труд,
измеряемый затратами рабочего времени
и зарплатой. На Западе эта концепция нашла
свое отражение в марксистских и тейлористских
теориях, в СССР – в эксплуатации труда
государством.
2. Концепция управления персоналом
(personnel management). Время: с 30-х годов 20 в. В основе
– теория бюрократических организаций,
когда человек рассматривался через занимаемую
им формальную роль – должность и обезличивался,
а управление осуществлялось через административные
механизмы (принципы, методы, полномочия,
функции).
3. Концепция управления человеческими
ресурсами (human resourse managment). Время: примерно
с 70-х годов. Суть: человек стал рассматриваться
не как элемент структуры (должность),
а как некий невозобновляемый ресурс –
элемент социальной организации в единстве
трех основных компонентов (трудовой функции,
социальных отношений, состояния работника).
В российской практике эта концепция расцвела
в середине 80-х годов в годы «перестройки»
и носила название «активизация человеческого
фактора».
4. Концепция управления человеком
(human being management). В соответствии с этой концепцией
человек уже не только особый объект управления,
но и субъект управления, который уже не
может рассматриваться как «ресурс». Исходя
из желаний и способностей человека должна
строиться стратегия и структура организации.
Основоположники концепции – японцы К.
Мацусита и А. Морита. Английский профессор
С.Лиз с позиций теории человеческих отношений
выделил семь стратегических направлений
в работе с персоналом.
1. Снижение удельного веса заработной
платы в себестоимости продукции
и оплаты труда работников. Из-
за высокой оплаты труда работников в
США и Европе продукция многих западных
фирм стала неконкурентоспособной. В качестве
выхода предлагается разделить персонал
на две группы: высококвалифицированных
постоянных работников с социальными
гарантиями и высокой оплатой труда «ядро»;
малоквалифицированных сезонных работников
без социальных гарантий и с низкой оплатой
труда («периферию»).
- Работники
– это ресурс, который необходимо максимизировать.
Считается,
что единственным источником долгосрочного
преимущества на рынке является знание
способностей своих работников и
максимизация их изобретательности, мотивации
и человеческих отношений, а не «копирование»
опыта лучших компаний. (пример «IBM»,
«Hewlett-Packard»).
- Неразрывная
связь стратегии предприятия и стратегии
управления персоналом. В зависимости
от типа компании она может применять
централизованную стратегию из единого
центра (каскадная модель Чандлера) и децентрализованную
стратегию, когда самостоятельные подразделения
крупной компании проводят гибкий маркетинг
на рынке (модели Портера и Фомбрука).
- Развитие
организационной культуры: общие цели,
коллективные ценности, харизматические
лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль
сотрудников с помощью социальных средств
В
данном случае ставится задача достичь
«экстраординарных результатов
через деятельность ординарных людей».
Считается, что высокая внутренняя
организационная культура для некоторых
компаний – ключ к успеху.
- «Японизация»
методов управления персоналом, широко
распространившаяся после успеха крупнейших
японских компаний. Достигается за счет
минимизации числа уровней управления,
высокой организационной культуры, гибких
форм организации труда, высокого качества
продукции, преданности рабочих фирме
и т.п.
- Управление
персоналом – стратегическая функция.
Это направление предполагает разработку
кадровой стратегии, подбор персонала
исходя из философии фирмы, вознаграждения
с учетом качества индивидуальной деятельности,
минимизацию трудовых споров и создание
гармонии на рабочем месте, поощрение
коллективных усилий, направленных на
выживание компании
- Использование
моделей управленческого выбора в работе
с персоналом с учетом четырех главных
аспектов: влияние работника и способы
воздействия на него; процедура движения
работника на фирме; системы вознаграждения;
организация рабочего места. Модель успешно
позволяет решить проблему выбора политики
для максимизации вклада человека в успех
фирмы. Предложенные направления в работе
с персоналом концентрируют опыт успешных
компаний и современные концепции менеджмента
на Западе. Наши условия несколько отличны.
Г.М. Озеров, известный специалист в области
работы с персоналом, полагает, что управление
персоналом в России должно базироваться
на следующих принципах:
- Человек –
основа корпоративной культуры. Успешные
предприятия уделяют большое внимание
персоналу; когда людей ставят во главу
перемен, они становятся движущей силой
перемен.
- Менеджмент
для всех. Управление должно осуществляться
на трех уровнях: высшее руководство, среднее
руководство («команда») и нижнее звено
(«сотрудники»).
- Эффективность
как критерий успеха организации. Заключается
в достижении целей с оптимальным использованием
ресурсов и максимизации прибыли.
- Взаимоотношения
как критерий успеха организации. Возникающие
проблемы из «мира психологии» (психологические
отношения, коммуникации, ценности, мотивы)
должны быть приоритетными по сравнению
с проблемами из «мира фактов» (техника,
технология, организация)
- Качество
как критерий эффективности. Необходимо
работать с пятью взаимосвязанными подсистемами
качества: личное, качество команды, качество
продукта, качество сервиса, качество
организации.
- Команды как
критерий успеха организации. Все работающие
в организации являются сотрудниками.
Все они члены социальной группы (команды).
Все команды и отдельные сотрудники, входящие
в команду, вносят вклад как в успех, так
и в провалы организации.
- Обучение
– ключ к развитию и переменам и неотъемлемая
часть жизненно важного процесса продвижения
организации. Анализируя изложенные выше
концепции, можно обобщить подходы к управлению
персоналом. Во многих публикациях отмечаются
два полюса роли человека в общественном
производстве:
Другая часть исследователей
рассматривает персонал с позиций
теории подсистем, в которой
работники выступают в качестве
важнейшей подсистемы. Наиболее
четко можно выделить две группы
систем:
экономические,
в которых главенствуют проблемы
производства, обмена, распределения
и потребления материальных благ, а
исходя из этого персонал рассматривается
как трудовой ресурс или организация людей
(коллектив);
социальные,
в которых главенствуют вопросы
отношений людей, социальные группы,
духовные ценности и аспекты всестороннего
развития личности, а персонал рассматривается
как главная система, состоящая
из неповторимых личностей.
Основы
теории менеджмента, берущие начало
с работ Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера
начали закладываться почти 100 лет назад,
а формирование менеджмента, как прикладной
науки (системы, нацеленной на внедрение)
началось лет 50 назад со времени работы
Питера Друкера.
Возникновение
менеджмента как неотъемлемого,
особого и передового института
стало центральным событием в
истории общества XX столетия. С начала
века нечасто новый основной
институт, новый руководящий класс,
появлялся так быстро, как менеджмент.
Возможно, такого не было вообще.
Редко в истории человечества
новый институт настолько быстро
доказывал свою необходимость.
Еще реже введение нового института
вызывало так мало противодействия,
беспокойства и дискуссий.
Менеджмент,
являясь общественным институтом,
особенно заботится о производительности
ресурсов. Именно он отвечает
за организацию экономического
развития, поэтому он отражает
основной дух современной эпохи.
Менеджмент на самом деле необходим,
вот поэтому он, возникнув, развивался
так быстро и практически без
какого-либо противодействия.
Современные
менеджеры не всегда пользуются
системой теоретических построений
современного менеджмента. Тем
более актуальным является изучение
теоретических основ менеджмента,
выявление основных достоинств
и недостатков его теории.