Сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.

Содержание

Введение
1. Сертификация продукции. Цели и задачи сертификации
2. Органы сертификации и их функции
3. Контроль качества продукции. Управление качеством продукции
4. Сертификация продукции в Республике Беларусь
4.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
4.2 Международные стандарты ИСО серии 9000
4.3 Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

маркетинг.docx

— 697.32 Кб (Скачать)

     ♦ создают основу и методологию  для самооценки деятельности организации  в области качества.

     Для организаций, применяющих стандарты  на системы менеджмента качества согласно концепции третьей версии ИСО 9000, различают четыре общие категории  продукции:

     ♦ оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленную продукцию, состоящую из отдельных  единиц или собранную из разрозненных частей, предназначенную для поставки потребителю;

     ♦ интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продукт  интеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в форме компьютерных программ, проектов и т.д.;

     ♦ перерабатываемые материалы, к которым  относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья  в заданное состояние. Перерабатываемые материалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок или гранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;

     ♦ услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристские услуги и т.д.

     Важнейшим преимуществом в стандартах ИСО  серии 9000—2000 является то, что требования к системам менеджмента качества для всех категорий продукции  являются общими.

     В МС ИСО серии 9000—2000 включены следующие  новые требования:

     ♦ ориентация на потребителя;

     ♦ процессный подход;

     ♦ постоянное улучшение (важнейшее направление  совершенствования системы менеджмента  качества);

     ♦ возрастающая роль высшего руководства;

     ♦ необходимость применения законодательных  и нормативных требований;

     ♦ установление целей, которые могут  быть измерены (оценены);

     ♦ мониторинг информации, свидетельствующей  об удовлетворенности потребителя;

     ♦ определение и оценка выделяемых ресурсов для достижения целей;

     ♦ определение эффективности подготовки персонала:

     ♦ проведение измерений, относящихся  к системе, процессам и продукции;

     ♦ проведение анализа данных, свидетельствующих  о степени выполнения системой менеджмента  качества своих функций.

     В новой версии стандартов ИСО 9000 учитывалось  и противоречие между торговой политикой  и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики, т.е. то, что в торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовые  преимущества той или иной продукции  и не стремятся брать на себя бремя  затрат по экологизации и модернизации производства.[8, с. 121-123]

     Для разрешения этого противоречия разработаны  международные экологические стандарты» в первую очередь стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют  организации на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает  соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.

     В связи с обострением экологических  проблем в мировом хозяйстве  сертификация продукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретает все большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную  экологическую политику, имеет тенденцию  к быстрому росту. Формируется активно  развивающийся мировой рынок  экологически чистой продукции. Международные  организации разрабатывают единую международную классификацию этого рынка и единые критерии в отношении понятия «экологически чистая продукция». Влияние экологических факторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли и экспортного производства становится одной из доминант XXI в. Страны, имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, оказываются и наиболее конкурентоспособными. С этой целью созданы Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому развитию, учитывающему его экологическую составляющую. Для своих членов (а первоначально в состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливает повышенные экологические стандарты. Существует уже большое число многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров по вопросам экологической безопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде занимается установлением соотношения между принципами и задачами торговой политики отдельных стран и положениями международных договоров и соглашений по охране окружающей среды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствия международным экологическим стандартам и использования безопасных производственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охране окружающей природной среды. Таким образом, пересмотр стандартов 2000 г. повлек за собой изменения, касающиеся ответственности управления, мониторинга, измерения, постоянного совершенствования и других вопросов. [15, с. 100-104]

     4.3 Порядок проведения сертификации  в Республике Беларусь 

     Процесс сертификации начинается со сбора и  подготовки изготовителем (продавцом) продукции необходимых документов и подачи заявки на проведение сертификации.

     В заявке на проведение сертификации указывается  наименование организации-изготовителя (продавца), ее юридический адрес, УНН, телефон, факс, фамилия я инициалы руководителя. Далее приводится наименование продукции, код ОЖП, код ТН ВЭД, серийность ее выпуска, товаросопроводительный документ и количество штук в партии. Кроме того, указывается наименование и обозначение документации изготовителя (ТУ, стандарты и т.д.) и подтверждается соответствие продукции, представленной на проведение сертификации, требованиям нормативных документов.

     В заявке также отмечается вид сертификации (обязательная или добровольная) и предполагаемый номер схемы сертификации.

     Наряду  с просьбой о проведении сертификации обязуется выполнять все условия сертификации, обеспечивать стабильность сертифицированных характеристик продукции и оплатить все расходы по проведению сертификации.

     Заявка  подписывается руководителем и  главным бухгалтером организации  и скрепляется печатью.

     Одновременно  с заявкой представляются следующие  материалы:

     а) для серийного производства:

     - нормативный документ на продукцию;

     - в предусмотренных законодательством  Республики Беларусь случаях  удостоверение о государственной  гигиенической регистрации;

     - при наличии, сертификат на  систему качества и протоколы  испытаний;

     - дополнительная информация о  качестве продукции и специфике  ее производства;

     - другие документы, предусмотренные  актами законодательства Республики  Беларусь (лицензии, разрешения и  т. д.);

     б) для партии продукции:

     - товаросопроводительные документы; 

     - в предусмотренных законодательством  Республики Беларусь случаях  удостоверение о государственной  гигиенической регистрации;

     - при наличии, документ о качестве  продукции изготовителя;

     - копия таможенной декларации;

     - фитосанитарный сертификат, ветеринарный  сертификат (для растениеводческой  и животноводческой продукции);

     - другие документы, предусмотренные  актами законодательства Республики  Беларусь (лицензии, разрешения и  т. д.).

     Информацию  об аккредитованном органе по сертификации или о порядке сертификации продукции  заявитель может получить в Республиканском  органе по сертификации или в территориальном  центре стандартизации и метрологии. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации продукции заявка направляется в Республиканский  орган по сертификации.

     При поступлении заявки орган по сертификации продукции проводит ее анализ и анализ поступивших вместе с ней материалов на предмет правильности заполнения, достаточности представленных материалов, соблюдения правил согласования, утверждения  документов и их регистрации.

     При неправильном оформлении заявки и (или) отсутствии необходимых материалов, заявка возвращается заявителю с  письменным обоснованием отказа в приеме. При положительных результатах  анализа орган по сертификации направляет заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации продукции:

     - порядок сертификации;

     - указания по отбору образцов  продукции;

     - перечень нормативных документов, на соответствие которым проводится  сертификация;

     - аккредитованную испытательную  лабораторию;

     - орган по сертификации систем  качества (если это предусмотрено  схемой сертификации);

     - условия оплаты работ по сертификации.

     Одновременно  с решением заявителю направляется проект договора на проведение работ  по сертификации продукции. Стоимость  работ определяется на основании  калькуляции.

     Экспертиза  документации, представленной вместе с заявкой, предусматривает:

     - сопоставительный анализ требований  законодательных актов и нормативных  документов Республики Беларусь  с требованиями документов, предоставленных  с заявленной продукцией;

     - определение достаточности приведенной  номенклатуры показателей, устанавливающих  требования к однородной продукции;

     - наличие ссылочных нормативных  документов;

     - наличие стандартизированных и  аттестованных методов испытаний  и их достаточность;

     - определение достоверности и  анализ документов, прямо или  косвенно подтверждающих соответствие  продукции заявленным требованиям.

     Порядок сертификации продукции определяется с учетом размера партии продукции, серийности ее производства. Также  принимается во внимание целевое  назначение продукции, безопасность ее использования. В зависимости от принятого порядка проводятся испытания  или отдельных образцов с распространением результатов испытания на всю  продукцию, или каждого изделия. В некоторых случаях может  осуществляться проверка производства и инспекционный контроль сертифицированной  продукции.

     Испытания образцов продукции проводятся в  испытательных лабораториях, аккредитованных  в соответствии с СТБ 941.0 – СТБ 941.3 на право проведения испытаний, предусмотренных в нормативных документах на сертифицируемую продукцию.

     Типовые представители продукции выбираются в случае большой номенклатуры продукции, изготовленной по типовому технологическому процессу, одинаково конструктивного  исполнения и соответствия установленным  требованиям безопасности. Конструкция, состав и технология изготовления образцов должны быть такими же, как у сертифицируемой  продукции.

     Выбор типового представителя от группового ассортимента пищевой продукции  проводится при условии производства этой продукции на единой технологической  линии, по одинаковой технологии, из однотипного  сырья. По некоторым видам серийной продукции типовой представитель  не выбирается (например, от алкогольной  продукции).

     Предложение по выбору типового представителя оформляется  заявителем в произвольной форме  и представляется в орган по сертификации, который принимает решение о  проведении испытаний типового представителя.

     Отбор образцов проводится в соответствии с нормативными документами на продукцию  в присутствии заявителя и  оформляется актом.

Информация о работе Сертификация продукции