Сертификация – важнейшее условие гарантии качества продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции, установленных в технических условиях.

Работа содержит 1 файл

!курсовая Милотаева Кр. эу-301.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства заявитель заранее должен известить орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

Сведения о сертифицированной  продукции предприятие-заявитель  приводит в сопроводительной технической  документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой органом по сертификации. Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96.

Сертификация импортируемой  продукции осуществляется по тем  же правилам. Во исполнение Законов  РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и  услуг" определен порядок ввоза  на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Данный документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при условии их соответствия требованиям обязательной сертификации, которые установлены в РФ Перечни таких товаров формируются в соответствии с требованиями ТН ВЭД Госстандартом России и Государственным таможенным комитетом РФ.

Необходимость наличия  сертификата и знака соответствия на импортируемую продукцию должна быть предусмотрена в условиях контракта (договора), заключаемого на поставку товаров в Россию. На территорию России по представлении сертификатов в таможенные органы могут быть допущены товары, которые должны пройти обязательную сертификацию и такие таможенные режимы, как выпуск для свободного обращения, реимпорт, переработка под таможенным контролем (в случае выпуска продуктов переработки в свободное обращение), переработка вне таможенной территории (в части, касающейся ввоза продуктов переработки). Условно могут выпускаться без представления сертификатов при помещении под упомянутые таможенные режимы товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими. При этом необходимо иметь соответствующие обязательства, представляемые в таможенные органы.15

 

III. Стандартизация

3.1 Понятие стандартизации продукции

3.1.1 Цель и задание стандартизации.

 

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции и свойственного ей практического опыта.

Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса.

Серьезным препятствием на пути экспорта российской продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям.

Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:16

    • определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
    • разработку проектов законодательных актов и стандартов;
    • создание оптимальной структуры фонда стандартов;
    • создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
    • обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
    • формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
    • установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
    • широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.

Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:

    • соблюдение уровня развития науки и техники, экономической целостности и эффективности производства для производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в целом;
    • создание комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;
    • доступность и открытость информации о действующих стандартах и программах работ по стандартизации;
    • взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.

В динамичных условиях переходного  периода в развивающейся экономике  и отношений в обществе система  стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.

В настоящее время  проявляется стремление следовать  таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость  и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение  и внедрение информационных технологий.

3.1.2 Разновидности стандартов

 

Результатом деятельности системы стандартизации должен стать  оптимальный по структуре и составу  фонд нормативно-технической документации и эффективное использование  этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться. Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.

Нормативные документы  по стандартизации делятся на следующие  разновидности:

    • государственные стандарты России;
    • отраслевые стандарты;
    • стандарты научно-технических и инженерных объединений;
    • технические условия;
    • стандарты предприятий.

К государственным стандартам России приравниваются государственные  строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом России по стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственные стандарты  России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:17

    • требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
    • требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
    • метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
    • положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Обязательные требования государственных  стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Рекомендационные требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:18

    • это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
    • эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
    • изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

Стандарты научно-технических  и инженерных объединений разрабатываются  в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

 

Заключение

 

Качество — одна сторона  товара, другой стороной являются совокупные затраты за его жизненный цикл (в политической экономии вместо совокупных затрат была принята категория стоимости  товара, не включающая эксплуатационные затраты). Неправомерно в состав показателей качества товара включать его экономические показатели. Также методологически некорректно, на наш взгляд, интегральный показатель качества определять делением суммарного полезного эффекта товара на совокупные затраты за его жизненный цикл (этот показатель правильнее называть эффективностью товара).

Для реализации права  потребителей на информацию считаем  необходимым в нормативно-методические документы на товар включать расширенную  номенклатуру показателей, характеризующих полезность товара, его безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, экологичность, безопасность применения, затраты на обслуживание и ремонты.

Фирмам, стремящимся выйти  в лидеры, рекомендуется при формировании стратегии развития применять опережающую базу сравнения, ориентированную на конкурентоспособность объекта в момент выхода с ним на рынок.

Важным элементом обратной связи в реализации стратегии  повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

Сертификация – это  документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей  системе, обладающей собственными правилами.

Необходимость и объем  испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции  по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).

 

Список использованной литературы

 

    1. Купряков Е. М. Стандарт и качество промышленной продукции: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 1991. 243 с
    2. Петрова С.Н. Толковый словарь по управлению:  М. - Аланс., 1994. 154 с
    3. Зайцев Н.Л.Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 1998. 123 с
    4. Ричард Кох  Менеджмент и финансы от А до Я:

Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 1999. 75 с

    1. Девид Бодди Основы управления качеством:

Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 1999. 302 с

    1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с
    2. http://qh.siteedit.ru/006 - QUALITY HANDBOOK
    3. http://sbiblio.com/biblio/archive/fathutdinov_strat/05.aspx - Библиотека учебной и научной литературы
    4. http://www.bizeducation.ru/library/management/qm/8/ilienkova3.htm - Бизнес-образование online
    5. http://www.9001-2001.ru/publicazii/77---iso-9000.html - Международный центр стандартизации и сертификации
    6. http://www.ckct.org.ru/study/gos/gos83.shtml - Социально-культурный центр
    7. http://quality.eup.ru/MATERIALY8/f40.htm - сайт о менеджменте качества
    8. http://www.cfin.ru/management/iso9000/qmanbook-5.shtml?printversion - Учебник Управление качеством online
    9. http://www.rospromtest.ru/content.php?id=23 – РОСПРОМТЕСТ Центр сертификации

 

Приложение

 

Таблица 1

 Историческая эволюция  понятий качества

 

Автор формулировки

 Формулировка определений качества.

Аристотель

(3 в.до н.э.).

Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой».

Гегель 

(19 в. н.э.)

Качество есть в первую очередь  тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно  теряет свое качество.

Китайская версия

Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов-«равновесие» и «деньги» (качество=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».

Шухарт

(1931г)

Качество имеет два аспекта:

-объективные физические характеристики,

-субъективная сторона: насколько вещь «хороша».

Исикова К.

(1950г)

Качество, которое реально удовлетворяет  потребителей.

Джуран Дж.М.

(1974г)

Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество - есть степень  удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.

ГОСТ 15467-79

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международный стандарт ИСО 8402-86

Качество – совокупность свойств  и характеристик продукции или  услуг, которые придают им способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности.

Информация о работе Сертификация – важнейшее условие гарантии качества продуктов