Сертификация – важнейшее условие гарантии качества продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции, установленных в технических условиях.

Работа содержит 1 файл

!курсовая Милотаева Кр. эу-301.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА

НАПРАВЛЕНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: Сертификация – важнейшее условие гарантии качества продуктов.

Студент: Милотаева  Кристина

 

Группа: ЭУ-301

 

Страна: Россия

 

 

 

 

 

Руководитель

к.т. н., ст. пр. Чернов А.В.

 

Заведующий кафедрой

менеджмента

к.э.н. Хожемпо В.В.

 

 

 

 

Москва 2012

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Становление Российской Федерации  как суверенного правового государства  и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а  также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы России как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а также обеспечивать проведение единой технической политики.

Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного  производства и одновременно создают  эффективный механизм управления качеством  и номенклатурой продукции.

Качество продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций  производят продукцию в расчете  на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции, установленных в технических условиях.

 

I. Сущность и значение качества продукции

1.1. Понятие качество продукции

 

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер.

От того, насколько  успешно она решается, зависит  многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.1

Качество товара, его  эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Новейший подход к  стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим -снижения издержек производства.

Особенно динамично  процесс развития и изменения  сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Динамику развития уровней качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим образом.

Первый уровень - «соответствие  стандарту». Качество оценивается как  соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.д.). Этот уровень характерен для 50-х годов.

Второй уровень (1960г.) - «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень - «соответствие  фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей  о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.

Четвертый уровень (1980г.) - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным)потребностям».предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.2

Такой же путь, как Япония, но с некоторым отставанием во времени, проходят и другие развитые страны с рыночной экономикой.

1.2 Показатели качества и методы их оценки

 

Качество продукции  оценивается на основе количественного  измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые  и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

    • -показатели назначения товара,
    • -показатели надежности,
    • -показатели технологичности,
    • -показатели стандартизации и унификации,
    • -эргономические показатели,
    • -эстетические показатели,
    • -показатели транспортабельности,
    • -патентно-правовые показатели,
    • -экологические показатели,
    • -показатели безопасности.

 

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования  продукции по назначению и обуславливают область применения продукции. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.3

Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара.

В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как  все четыре, так и некоторые из этих показателей.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения  отказов, повреждений и поддержанию  и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

 

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации4

По сравнению с другими  изделиями. Все детали изделия делятся  на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.

Конструирование современных изделий  должно вестись с соблюдением  ряда эстетических требований, которые  предъявляются к ним в связи  с растущими запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).

Показатели безопасности характеризуют  особенности использования продукции  с точки зрения безопасности для  покупателя и обслуживающего персонала  при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции.

Количественное значение показателей  качества продукции определяется методами:

    • экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,
    • -рганолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,
    • социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,
    • экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

Рассмотренная система  показателей используется для определения  уровня качества, представляющего собой  относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции  является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием в следствии отказов от изделий.5

1.3 Управление качеством

 

Управление качеством  продукции — это взаимоувязанный  комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

 

 

Государственная система  управления качеством продукции  в Российской Федерации включает в себя:6

    1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.
    2. Государственную систему стандартизации.
    3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.
    4. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
    5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Правовое обеспечение  управления качеством продукции  Российской Федерации в настоящее  время находится в процессе формирования и призвано обеспечить условия наилучшего взаимодействия производителей и потребителей продукции в рыночных условиях по вопросам качества реализуемых товаров.

Юридической формой определения  качественных характеристик продукции  является нормативно-техническая документация, предусмотренная государственной  системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета разработки, согласования, утверждения оформления, регистрации и пересмотра.

В соответствии с действующей  в настоящее время системой стандартизации, требования к качеству продукции определяются в зависимости от характера продукции, ее значения и сферы применения стандартами нескольких категорий.

Информация о работе Сертификация – важнейшее условие гарантии качества продуктов