Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа
Кардинальные изменения, происходящие в общественно-политической и экономической жизни Украины, реформирование всей системы производственных отношений требуют создания принципиально новой системы управления персоналом. Актуальными на сегодня является разработка и внедрение систем стимулирования персонала как наиболее действенного катализатора в повышении трудовой активности, содействие в достижении личных целей и целей предприятия.
Вступление
Раздел 1. Историко-методологические основы исследования сбалансированной системы стимулирования персонала 5
1.1. Уточнение понятий исследования сбалансированной системы стимулирования персонала 5
1.2. История исследования возникновения сбалансированной системы стимулирования персонала 10
Раздел 2. Теоретические основы исследования сбалансированной системы стимулирования персонала 12
2.1. Типы стимулирования персонала 12
2.2. Роль и функции сбалансированной системы стимулирования персонала 21
2.3. Методы стимулирования персонала в сбалансированной системе стимулирования персонала 23
Выводы 28
Список использованных источников 30
Таблица 2.1.1
Предпочтительные типы мотивации при наборе, расстановке и внутрифирменных перемещениях персонала [5, 43]
Позиции |
Примеры |
Тип мотивации |
Исполнитель работ с четко измеренным результатом |
Менеджер по продажам (при индивидуальной работе) |
Инструментальная |
Исполнитель на автономной работе |
Торговый представитель, слесарь-ремонтник |
Хозяйская, профессиональная (+инструментальная) |
Исполнитель на простых работах |
Оператор на полуавтоматах |
Инструментальная, недостижимая |
Специалист на работе функционального характера |
Гл.специалист сотрудники офисных отделов |
Профессиональная |
Руководитель подразделения |
Начальник отдела, цеха |
Хозяйская + патриотическая |
Высший управляющий |
Генеральный директор |
Хозяйская |
Таблица 2.1.2
Типы мотивации и трудовое поведение [7, 49]
Типы мотивации |
Ожидаемое трудовое поведение | ||
Функции |
Инициатива |
Дисциплина | |
Инструментальная |
Нейтральная |
Только при особом стимулировании |
Нейтральная |
Профессиональная |
Расширение |
Высокая |
Нейтральная со срывом |
Патриотическая |
Расширение |
Высокая |
Высокая |
Хозяйская |
Стремление к системной законченности |
Высокая в пределах функции |
Нейтральная со срывом |
Недостижительная |
Сужение |
Отсутствие |
Нейтральная, низкая |
Таблица 2.1.3
Стимулирование работников с разными типами мотивации [22, 119]
Форма стимулирования |
Типы мотиваций | ||||
Инструмен-тальная |
Профессио-нальная |
Патриоти-ческая |
Хозяйская |
Недостижи-Тельная | |
Негативные |
Применимы: денежной компонентной |
Запрещены |
Применимы: денежной компонентной |
Запрещены |
Базовые |
Денежные |
Базовые |
Применимы |
Нейтральны |
Применимы |
Нейтральны |
Натуральные |
Применимы: денежной компонентой |
Нейтральны |
Применимы: денежной компонентой |
Нейтральны |
Базовые |
Патернализм (проявление заботы) |
Запрещены |
Запрещены |
Применимы |
Запрещены |
Базовые |
Организационные |
Нейтральны |
Базовые |
Нейтральны |
Применимы |
Запрещены |
Участие в совладении и управлении |
Нейтральны |
Применимы |
Применимы |
Базовые |
Запрещены |
Таблица 2.1.4
Оплата труда работников с различными типами мотивации [26, 137]
Позиция |
Предпочтительная форма и особенности оплаты |
Инструментальная |
Сдельная, по достигнутым результатам (в первую очередь индивидуальным), с учетом качества выполненной работы. |
Профессиональная |
Повременная, основная на точном учете различий в уровне квалификации работников или в особенностях выполняемой работы (должности). |
Патриотическая |
Основанная на учете трудового вклада работника в общие результаты работы подразделения. |
Хозяйская |
Сдельная или повременная
оплата по результатам индивидуальным
или бригады постоянного |
Недостижительная |
Повременная с зависимостью зарплаты от затрат труда, но лучше от общих результатов работы подразделения и/или всего предприятия. Не по результатам, а по трудозатратам. |
В зависимости от типа мотивации сотрудника можно применять инструменты, которые приведут к желаемому трудовому поведению (Табл. 2.1.2). Например, для профессионала можно расширять функции, поощрять инициативу – и тем самым его стимулировать; для человека с индивидуальным типом мотивации важно оставить ровное соответствие должностной позиции должностным обязанностям.
В табл. 2.1.3 приведены формы стимулирования работников с разными типами мотивации. Например, человек с инструментальной мотивацией моральные стимулы не очень-то впечатляют – он хочет просто приходить на работу, когда нужно, и делать, что нужно. А профессионалам категорически не рекомендуется говорить, что они с чем-то не справились. Такому человеку достаточно три раза сказать, что он не справился с работой, и он покинет коллектив.
Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что методы стимулирования должны развиваться и принимать различные формы в процессе эволюции систем управления компаниями, должны ориентировать сотрудников на обеспечение долгосрочной эффективности, а не концентрации на краткосрочных результатах, и, разумеется, должны получать распространение во всей компании и охватывать все уровни руководителей и сотрудников [16, 112].
2.2. Роль и
функции сбалансированной
Стимулирование труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
Стимулирование выполняет такие функции:
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе [21, 29].
Стимул часто характеризуется
как воздействие на работника
извне (со стороны) с целью побуждения
его к эффективной
В связи с этим можно выделить позитивное стимулирование (возможность обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность утраты какого-либо предмета, удовлетворяющего потребность) [17, 55].
Когда стимулы проходят через психологию и сознание людей и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения работника. Мотивы - это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на персонал направлено преимущественно на активизацию функционирования работников предприятия, а мотивирующее воздействие - на активизацию профессионально-личностного развития работников.
На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов и стимулов труда. Но важно различать стимуляционные и мотивационные механизмы поведения работников и администрации предприятий, осознавать важность их взаимодействия и взаимообогащения.
Существуют определенные требования к организации сбалансированной системі стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе [20, 106].
2.3. Методы стимулирования
персонала в сбалансированной
системе стимулирования
Сотрудников следует стимулировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Поэтому положительную мотивацию желательно подкреплять через не слишком большие интервалы времени. Важно дать сотрудникам почувствовать себя уверенно, поскольку того требует внутренняя потребность в самоутверждении. Успех влечет за собой успех. В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной мотивации работников [19, 50].
Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис. 2.3.1).
К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т. д.) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.).
Ко второй группе стимулов
можно отнести: социальные (престижность
труда, возможность профессионального
и служебного роста), моральные (уважение
со стороны окружающих, награды) и
творческие (возможность самосовершенствов
Рис. 2.3.1. Методы стимулирования персонала [18, 28]
В последние годы кадровые управленцы осваивают все новые способы стимулирования. В ход идет не только классическое экономическое мотивирование в виде денежных бонусов и высоких зарплат, но и неэкономические способы стимулирования. К таким способам относят организационные и морально-психологические меры.
В целом можно сформулировать
ряд правил осуществления эффективной сбал
1. Стимулирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности — все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.
2. Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью заработной платы.
3. Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
Подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников. Они начинают осознавать, что их неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются. Выполненную работу и неожиданное вознаграждение не должен разделять слишком большой промежуток времени; чем больше временной интервал, тем меньше эффект. Однако поощрения руководителя должны в конце концов воплощаться в жизнь, а не оставаться в виде обещаний [25, 133].
Информация о работе Сбалансированная система стимулирования персонала