Сбалансированная система стимулирования персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Кардинальные изменения, происходящие в общественно-политической и экономической жизни Украины, реформирование всей системы производственных отношений требуют создания принципиально новой системы управления персоналом. Актуальными на сегодня является разработка и внедрение систем стимулирования персонала как наиболее действенного катализатора в повышении трудовой активности, содействие в достижении личных целей и целей предприятия.

Содержание

Вступление

Раздел 1. Историко-методологические основы исследования сбалансированной системы стимулирования персонала 5
1.1. Уточнение понятий исследования сбалансированной системы стимулирования персонала 5
1.2. История исследования возникновения сбалансированной системы стимулирования персонала 10

Раздел 2. Теоретические основы исследования сбалансированной системы стимулирования персонала 12
2.1. Типы стимулирования персонала 12
2.2. Роль и функции сбалансированной системы стимулирования персонала 21
2.3. Методы стимулирования персонала в сбалансированной системе стимулирования персонала 23

Выводы 28

Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Система стимулирования персонала.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Таблица 2.1.1

Предпочтительные типы мотивации при наборе, расстановке и внутрифирменных перемещениях персонала [5, 43]

Позиции

Примеры

Тип мотивации

Исполнитель работ с  четко измеренным результатом

Менеджер по продажам (при индивидуальной работе)

Инструментальная

Исполнитель на автономной работе

Торговый представитель, слесарь-ремонтник

Хозяйская, профессиональная (+инструментальная)

Исполнитель на простых  работах

Оператор на полуавтоматах

Инструментальная, недостижимая

Специалист на работе функционального характера

Гл.специалист сотрудники офисных отделов

Профессиональная

Руководитель подразделения

Начальник отдела, цеха

Хозяйская + патриотическая

Высший управляющий

Генеральный директор

Хозяйская


 

Таблица 2.1.2

Типы мотивации и  трудовое поведение [7, 49]

Типы мотивации

Ожидаемое трудовое поведение

 

Функции

Инициатива

Дисциплина

Инструментальная

Нейтральная

Только при особом стимулировании

Нейтральная

Профессиональная

Расширение

Высокая

Нейтральная со срывом

Патриотическая

Расширение

Высокая

Высокая

Хозяйская

Стремление к системной  законченности

Высокая в пределах функции

Нейтральная со срывом

Недостижительная

Сужение

Отсутствие

Нейтральная, низкая


 

Таблица 2.1.3

Стимулирование работников с разными типами мотивации [22, 119]

Форма стимулирования

Типы мотиваций

 

Инструмен-тальная

Профессио-нальная

Патриоти-ческая

Хозяйская

Недостижи-Тельная

Негативные

Применимы: денежной компонентной

Запрещены

Применимы: денежной компонентной

Запрещены

Базовые

Денежные

Базовые

Применимы

Нейтральны

Применимы

Нейтральны

Натуральные

Применимы: денежной компонентой

Нейтральны

Применимы: денежной компонентой

Нейтральны

Базовые

Патернализм (проявление заботы)

Запрещены

Запрещены

Применимы

Запрещены

Базовые

Организационные

Нейтральны

Базовые

Нейтральны

Применимы

Запрещены

Участие в совладении и управлении

Нейтральны

Применимы

Применимы

Базовые

Запрещены


 

Таблица 2.1.4

Оплата труда работников с различными типами мотивации [26, 137]

Позиция

Предпочтительная  форма и особенности оплаты

Инструментальная

Сдельная, по достигнутым  результатам (в первую очередь индивидуальным), с учетом качества выполненной работы.

Профессиональная

Повременная, основная на точном учете различий в уровне квалификации работников или в особенностях выполняемой  работы (должности).

Патриотическая

Основанная на учете  трудового вклада работника в  общие результаты работы подразделения.

Хозяйская

Сдельная или повременная  оплата по результатам индивидуальным или бригады постоянного состава (если сотрудник – бригадир)

Недостижительная

Повременная с зависимостью зарплаты от затрат труда, но лучше  от общих результатов работы подразделения и/или всего предприятия. Не по результатам, а по трудозатратам.


 

В зависимости от типа мотивации сотрудника можно применять  инструменты, которые приведут к  желаемому трудовому поведению (Табл. 2.1.2). Например, для профессионала можно расширять функции, поощрять инициативу – и тем самым его стимулировать; для человека с индивидуальным типом мотивации важно оставить ровное соответствие должностной позиции должностным обязанностям.

В табл. 2.1.3 приведены формы стимулирования работников с разными типами мотивации. Например, человек с инструментальной мотивацией моральные стимулы не очень-то впечатляют – он хочет просто приходить на работу, когда нужно, и делать, что нужно. А профессионалам категорически не рекомендуется говорить, что они с чем-то не справились. Такому человеку достаточно три раза сказать, что он не справился с работой, и он покинет коллектив.

Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что методы стимулирования должны развиваться и принимать  различные формы в процессе эволюции систем управления компаниями, должны ориентировать сотрудников на обеспечение долгосрочной эффективности, а не концентрации на краткосрочных результатах, и, разумеется, должны получать распространение во всей компании и охватывать все уровни руководителей и сотрудников [16, 112].

 

2.2. Роль и  функции сбалансированной системы  стимулирования персонала

 

Стимулирование труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере  труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.

Стимулирование выполняет такие функции:

    • экономическую;
    • социальную;
    • нравственную.

Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция  определяется тем, что стимулы к  труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция  обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе [21, 29].

Стимул часто характеризуется  как воздействие на работника  извне (со стороны) с целью побуждения его к эффективной деятельности. В стимуле заложен определенный дуализм, заключающийся в том, что, с одной стороны, с позиций  администрации предприятия он является инструментом достижения цели (повышения производительности труда работников, качества выполняемой ими работы и др.), с другой стороны, с позиций работника стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул).

В связи с этим можно  выделить позитивное стимулирование (возможность  обладания чем-либо, достижения чего-нибудь) и негативное стимулирование (возможность  утраты какого-либо предмета, удовлетворяющего потребность) [17, 55].

Когда стимулы проходят через психологию и сознание людей  и преобразуются ими, они становятся внутренними побудительными причинами  или мотивами поведения работника. Мотивы - это осознанные стимулы. Стимул и мотив не всегда согласуются  между собой, но между ними нет «китайской стены». Это две стороны, две системы воздействия на работника, побуждения его к определенным действиям. Поэтому стимулирующее воздействие на персонал направлено преимущественно на активизацию функционирования работников предприятия, а мотивирующее воздействие - на активизацию профессионально-личностного развития работников.

На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивов  и стимулов труда. Но важно различать  стимуляционные и мотивационные  механизмы поведения работников и администрации предприятий, осознавать важность их взаимодействия и взаимообогащения.

Существуют определенные требования к организации сбалансированной системі стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.

Комплексность подразумевает  единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.

Дифференцированность  означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.

Гибкость и оперативность  проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе [20, 106].

 

2.3. Методы стимулирования  персонала в сбалансированной  системе стимулирования персонала

 

Сотрудников следует  стимулировать по промежуточным  достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Поэтому положительную мотивацию желательно подкреплять через не слишком большие интервалы времени. Важно дать сотрудникам почувствовать себя уверенно, поскольку того требует внутренняя потребность в самоутверждении. Успех влечет за собой успех. В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной мотивации работников [19, 50].

Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис. 2.3.1). 

К первой группе относятся  денежные (заработная плата, премии и т. д.) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.).

Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда, возможность профессионального  и служебного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и  творческие (возможность самосовершенствования и самореализации) [18, 28].

 

 

 

Рис. 2.3.1. Методы стимулирования персонала [18, 28]

 

В последние годы кадровые управленцы осваивают все новые  способы стимулирования. В ход  идет не только классическое экономическое мотивирование в виде денежных бонусов и высоких зарплат, но и неэкономические способы стимулирования. К таким способам относят организационные и морально-психологические меры.

В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной сбалансированной системы стимулирования работников:

1. Стимулирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности — все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.

2. Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью заработной платы.

3. Положительное подкрепление результативнее отрицательного.

Подкрепление должно быть безотлагательным, что выражается в незамедлительной и справедливой реакции на действия сотрудников. Они  начинают осознавать, что их неординарные достижения не только замечаются, но и ощутимо вознаграждаются. Выполненную работу и неожиданное вознаграждение не должен разделять слишком большой промежуток времени; чем больше временной интервал, тем меньше эффект. Однако поощрения руководителя должны в конце концов воплощаться в жизнь, а не оставаться в виде обещаний [25, 133].

Информация о работе Сбалансированная система стимулирования персонала