Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:09, практическая работа
Исследование возможностей применения самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности организации рассмотрим на примере ООО "ПФ Электростиль".
Производственная фирма ООО "ПФ Электростиль" находиться в городе Мариуполе, успешно работает в области разработки электротехнического оборудования для бытовой и производственной сферы. Специализируеться на изготовлении таких изделий как стабилизаторы напряжения, источники бесперебойного питания, реле защиты, реле температуры, реле времени, источники постоянного тока. Непрерывно отслеживают новые тенденции рынка электроники, микропроцессорной техники, полупроводниковых приборов для воплощения их в продукции.
Оценка деятельности служб, занимающихся управлением персонала на ООО "ПФ Электростиль" выявила ограниченность выполняемых ими функций.
- полностью
отсутствует кадровое
- не
выполняется комплексная
Для создания
эффективно функционирующей системы
управления персоналом на ООО "ПФ Электростиль"
, целью которой служило бы рациональное
распределение трудовых ресурсов с повышением
эффективности труда, необходим более
тщательный анализ.
1.3 Выбор
и обоснование модели самооценки деятельности
предприятия
Самооценка деятельности предприятия проводится, как правило, в соответствии с определенной моделью, выбранной в качестве эталона. Речь идет о моделях самооценки, под которыми понимается набор критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и отражающих ключевые направления бизнеса, актуальные для построения конкурентоспособной организации с эффективной системой управления. Существует большое количество разнообразных моделей самооценки.
В ООО "ПФ Электростиль" необходимо разграничить процесс общей оценки системы менеджмента и осуществлять ее по критериям функциональной модели оценки менеджмента качества методом анкетирования персонала.
Применение самооценки начинается на
уровне структурного подразделения, причем
вначале осуществляется пробная самооценка,
затем она проводится на уровне более
крупных подразделений или на корпоративном
уровне, т.е. на уровне всей организации,
при этом для каждого уровня разрабатывается
свой метод, учитывающий имеющиеся возможности,
потребности и цели самодиагностики. Типовые
варианты выбора методов проведения самооценки
для разных структурных уровней организации
представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Выбор метода самооценки для разных структурных уровней организации
Структурный уровень | Цель самооценки | Метод самооценки |
1. Организация в целом | Диагностика системы управления организации с точки зрения применяемого подхода, эффективности его использования, качества получаемых результатов. Практика заполнения заявки на участие в конкурсе по присуждению премии в области качества | Метод имитации участия в конкурсе |
2. Самостоятельные
структурные подразделения и/ |
Популяризация и широкое применение во всей структуре организации процессов, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны | Метод равного участия |
3. Функциональные подразделения и службы, уровень рабочих групп | Поощрение и стимулирование
непрерывного совершенствования и
повышения эффективности |
Метод анкетирования |
В основе модели находятся ключевые функции
управления: прогнозирование/планирование,
организация, мотивация, контроль, координация.
Эти функции соответствуют пяти оценочным
критериям модели и формируют структуру
управления, которая в свою очередь определяет
характер взаимосвязей организации, т.е.
ее коммуникацию. Каждый из пяти критериев
содержит пять субкритериев, таким образом,
функциональная модель оценки менеджмента
объединяет 25 оценочных категорий. Краткое
содержание и структуру критериев функциональной
модели самооценки отражает табл. 3
Таблица 3– Содержание и структура критериев функциональной самооценки
Критерий | Максимум | Оценка |
1. Планирование | 20 | |
1.1. Установка целей и стратегических задач | 4 | |
1.2. Сбор
и анализ информации о |
4 | |
1.3. Детализация бизнес-процесса | 4 | |
1.4. Сбор
и анализ информации о |
4 | |
1.5. Планирование ресурсов | 4 | |
2. Организация | 20 | |
2.1. Формирование организационной структуры | 4 | |
2.2. Распределение полномочий и установление зон ответственности | 4 | |
2.3. Условия для создания самообучающейся организации | 4 | |
2.4. Выполнение основного процесса | 4 | |
2.5. Эффективность
процесса создания новых |
4 | |
3. Мотивация | 20 | |
3.1. Лидерство и корпоративная культура | 4 | |
3.2. Условия
для обучения и |
4 | |
3.3. Уровень потребностей работников | 4 | |
3.4. Вовлечение
работников в процесс |
4 | |
3.5. Удовлетворение работников результатами своей деятельности | 4 | |
4. Контроль | 20 | |
4.1. Система контроля качества на каждом этапе бизнес-процесса | 4 | |
4.2. Критерии оценки полученных результатов | 4 | |
4.3. Измерение
степени удовлетворенности |
4 | |
4.4. Рациональное использование ресурсов | 4 | |
4.5. Соответствие
полученных результатов |
4 | |
5. Координация | 20 | |
5.1. Соединение и координация первых четырех функций | 4 | |
5.2. Установление
внутренних взаимосвязей |
4 | |
5.3. Система разрешения конфликтов | 4 | |
5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов | 4 | |
5.5. Информационный менеджмент | 4 | |
Общая оценка менеджмента | 100 |
Экспертный
анализ каждой из 25 категорий предполагает
пять вариантов оценки управленческой
деятельности в организации (табл. 4).
Таблица 4 – Варианты
даваемых оценок при функциональной самооценке
Оценка, балл | Состояние категории |
0 | деятельность не ведется |
1 | деятельность ведется непостоянно, от случая к случаю |
2 | деятельность ведется частично, в зависимости от ситуации |
3 | деятельность
ведется постоянно и |
4 | деятельность ведется максимально эффективно (эталонный уровень) |
Уровень развития системы управления организации определяется общей оценкой текущего состояния менеджмента. В рамках методологии функциональной модели выделены пять уровней развития (зрелости) менеджмента организации (табл. 5).
Таблица 5 – Уровни развития менеджмента
Уровень | Оценка | Характеристика состояния менеджмента |
I | (0~20) | Управление ведется бессистемно, цели не определены, либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса. |
II | (21~40) | Система менеджмента
имеет потенциал для развития,
однако эти возможности реализуются
слабо. Руководству необходимо, проявив
инициативу, отчетливо определить цели
и разработать стратегию |
III | (41~60) | Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес-процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать важность потребителя и важность персонала. |
IV | (61~80) | Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования. |
V | (81~100) | Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной. |
Экспериментальное применение функциональной
модели поможет решить важнейшие проблемы
менеджмента, повышая тем самым конкурентоспособность
и улучшая бизнес показатели данного предприятия.
Выгоды, которые может получить компания,
применяя функциональную модель, рассматриваются
как конкурентные преимущества и обеспечат
стабильное развитие организации (табл.
6).
Таблица 6 – Результаты применения функциональной самооценки
Ключевые точки приложения | Полученные преимущества |
Совершенствование процессов | Ясное понимание того, как создавать ценности для потребителей |
Достижение целей организации | Реализация стратегических целей и задач на основании имеющихся возможностей и раскрытия потенциала сильных сторон организации |
Эталонное сопоставление ключевых результатов деятельности | Способность измерять динамику совершенствования и уровень достижения установленных целей |
Создание системы оперативного планирования на основе политики и стратегии организации | Ясность и единство целей внутри всей организации способствуют эффективной реализации процесса непрерывного совершенствования |
Объединение всех инициатив по совершенствованию в единый процесс | Взаимосвязанность всех направлений деятельности в рамках системного подхода к принятию управленческих решений |
Развитие командной деятельности | Развитие и вовлечение
людей на основе общих ценностей,
доверия, корпоративной культуры, как
этого требует современные |
Самооценка по критериям функциональной модели оценки менеджмента позволяет организации получить всестороннюю картину своей деятельности и на основе результатов диагностического исследования определить сильные и слабые стороны, приоритетные направления для улучшений, а также инкорпорировать принцип непрерывного совершенствования в деятельность организации.
В основе методики функциональной самооценки лежит бальная система, и это позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки.
Особенность
применения функциональной модели в
том, что оценка менеджмента производится
не только лицами, принимающими управленческие
решения (руководителями, менеджерами
различных уровней), но и рядовыми
работниками, то есть теми, кто эти
решения выполняет. Для получения
объективных данных необходимым
условием функциональной оценки менеджмента
является участие в опросе не менее
80% руководителей и 50 % работников.
2.
Рекомендации по применению
самооценки деятельности
в ООО "ПФ Электростиль"
2.1 Разработка
механизма проведения самооценки деятельности
предприятия
Решение об использовании инструмента самооценки может быть обусловлено двумя причинами: началом в ООО "ПФ Электростиль"работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также необходимостью мониторинга деятельности предприятия.
Проанализировав содержание распространенных моделей самооценок, из всего их многообразия мы предлагаем руководству выбрать функциональную самооценку на основе разработанной анкеты.
При проведении самооценки деятельности ООО "ПФ Электростиль" данный процесс может быть разбит на несколько этапов.
Последовательность данных этапов представлена в таблице 7
Таблица
7 – Этапы проведения самооценки деятельности
ООО "ПФ Электростиль"
Этап | Содержание этапа | Исполнители |
1 Предварительный этап (подготовка к проведению самооценки) | 1)принятие решения
о проведении самооценки, назначение
ответственного за ее 2)доведение данной информации до персонала ООО "ПФ Электростиль" 3)создание рабочей группы для проведения самооценки; 4)выбор модели и методов самооценки; 5)обучение членов группы методам самооценки |
Директор ООО "ПФ
Электростиль" директор по производству Директор ООО "ПФ Электростиль" директор по производству Руководитель по производству, начальник лаборатории, начальник отдела кадров, юрист Начальник проекта - директор по производству |
2 Основной этап (непосредственно самооценка) | 1)сбор анкет;
2)анализ данных по критериям выбранной модели; 3)составление сводного отчета; 4)рассмотрение сводного отчета и утверждение его. |
Рабочая группа по проведению самооценки, начальник проекта, директор ООО "ПФ Электростиль" |
3 Заключительный
этап (принятие и реализация |
1)рассмотрение результатов
самооценки на совещании;
2)определение важнейших
приоритетов улучшения 3)формирование плана
мероприятий по 4)контроль за реализацией
разработанного плана |
Руководство ООО "ПФ Электростиль" |
Информация о работе Самооценка деятельности организации (на примере ООО "ПФ Электростиль")