Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:42, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: исследование самоменеджмента в системе рыночных отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть происхождение и принципы самоменеджмента; - проанализировать организацию конкретных трудовых процессов;
Содержание
Введение 3 1. Происхождение и принципы самоменеджмента 4 2. Формирование временных образований. 10 2.1 Организация конкретных трудовых процессов 10 2.2 Временные коллективы в государственных структурах 16 2.3 Временные коллективы в рыночных и корпоративных структурах 17 3. Эффективное проявление самоменеджмента 21 Заключение 24 Список литературы 25 Приложения 26
Пятнадцать
критериев активизации деятельности работников:
1.
Любые действия должны быть
осмысленными.
2.
Большинство людей испытывает
радость от работы.
3.
Каждый на своём рабочем месте
хочет показать, на что он способен.
4.
Каждый стремится выразить себя
в труде.
5.
Практически каждый имеет собственную
точку зрения на то, как можно улучшить
свою работу, её организацию.
6.
Людям нравится ощущать свою
значимость.
7.
Каждый человек стремится к
успеху.
8.
Успех без признания приводит
к разочарованию.
9.
По тому, каким способом, в какой
форме и с какой скоростью сотрудники
получают информацию, её оценивают, какова
её реальная значимость.
10.
Сотрудникам не нравится, чтобы
решения об изменениях в работе
и на рабочих местах, даже если
эти решения позитивны, принимались
без их ведома, без учёта их знаний
и опыта.
11.
Каждому требуется информация
о качестве собственного труда.
12.
Для всех нас контроль со
стороны неприятен.
13.
Большинство людей стремится
в процессе работы приобрести
новые знания.
14.
Сотрудники резко реагируют, если
их старания и полученные ими лучшие
результаты приводят только к тому, что
их ещё больше нагружают.
15.
Позволяет ли работа быть самому
себе руководителем?
Каждый,
кто в своей управленческой деятельности
сталкивается с трудностями, которые
по его мнению, заключаются в том, что
сама работа малопривлекательна, должен
по этим 15 пунктам проверить, можно ли
создать необходимое условие.
Для
обеспечения сложных, скоординированных,
эффективных действий нужны компетентные,
высокоорганизованные, настойчивые
и смелые руководители, менеджеры. Они
должны мыслить глобально, действовать,
ориентируясь на международные стандарты.
Для
обеспечения эффективной работы
менеджер должен уметь использовать
различные инструменты влияния
на исполнителей. Это методы личного
общения и косвенные.
Таким
образом, сущность самоменеджмента
базируется на ряде моментов: принципов,
условий проявления оснований, концептуализации
и т.д. Если принципы самоорганизации
представляют собой сущность конечного
феномена системы систем, то принципы
самоменеджмента, «пересекаясь» частично
с принципами самоорганизации, определяются
на концептуальном уровне смысл менеджмента
в условиях самоорганизации человеческих
факторов.
2.Формирование
временных образований
2.1
Организация конкретных
трудовых процессов
Трудовой
процесс - это совокупность методов
и средств воздействия человека на предмет
труда с помощью орудия труда либо воздействия
контролируемого (управляемого) человеком
орудия труда на предмет труда с целью
выпуска материального или нематериального
продукта, протекающих в определенных
природных или искусственных условиях.
Трудовой процесс является завершающим
этапом или актом любого производстваственного,
управленческого, творческого процесса.
Можно
прекрасно организовать перечисленные
процессы в целом, но если их сердцевина
- трудовой процесс будет плохо организован,
то на выходе любой системы будет плохой
результат. Поэтому менеджерам всех рангов
и специалистам, разрабатывающим производстваственные,
технологические, управленческие и другие
процессы, следует соблюдать принцип пропорциональности
по качеству, количеству, ресурсам и срокам.
В соответствии с законом наименьших качество
(мощность, производстваительность и т.п.)
процесса в целом определяется его компонентом
(подсистемой, звеном, цехом, участком,
бригадой, исполнителем и т.д.), где данный
показатель наихудший. Например, скорость
эскадры определяется скоростью самого
тихоходного судна этой эскадры [1. C 112].
Рассмотрим
сущность компонентов приведенного
понятия «трудовой процесс». «Совокупность
методов и средств воздействия человека»
— это сумма взаимосвязанных способов
и приемов теоретических исследований
или практического осуществления чего-либо
в какой-либо области деятельности. Например,
методы анализа и синтеза, моделирования,
обобщения в теоретических исследованиях,
приемы индукции и дедукции и т.д.
В
качестве «предмета труда», например,
у исследователя может выступать
теоретическое положение, принцип,
изобретение, проблема, методика и информация,
у конструктора - кинематическая схема
изделия, его надежность и т.д., у писателя
- идея, образ, структура и содержание книги,
у токаря - станок, у врача - болезнь пациента
и т.д. В качестве «орудия труда» у исследователя
может быть компьютер, программа, экспериментальное
оборудование, канцелярские принадлежности
и т.д., у конструктора - «система автоматизированного
проектирования, компьютер и т.д., у писателя
- стол, компьютер, книги, бумага и ручка,
у токаря - станок, у хирурга - скальпель
и т.д.
«Материальный
продукт» деятельности исследователя
равен нулю. У исследователя результат
труда формулируется в виде нового метода,
принципа, изобретения и т.п., что относится
к нематериальным продуктам (активам).
Труд конструктора концентрируется в
расчетах, чертежах, методиках и др., т.е.
тоже в форме нематериальных продуктов.
У токаря результатом труда будет изготовленная
в соответствии с технологическим процессом
деталь. «Определенные природные или искусственные
условия», в которых протекают процессы,
- это, например, естественная красота
природы для этюда художника, лес - для
лесоруба, лаборатория — для исследователя,
производстваственное помещение - для
токаря и т.д.
Классификация
трудовых процессов представлена в приложении
1. Целесообразно выделить следующие общие
этапы трудового процесса:
1)
анализ ситуации (проблемы, плана работ,
программы, технологии, замысла и т.д.);
2)
мысленное представление технологии
выполнения работы, возможных воздействий
факторов внешней среды, прогнозирование
результатов процесса;
3)
подготовка рабочего места и
обеспечение его всем необходимым (материальными
ресурсами, рабочей силой, информацией,
технологией и т.д.);
4)
выполнение работы - непосредственный
трудовой процесс;
5)
оформление результатов работы;
6)
сдача и внедрение (реализация)
работы; стимулирование хороших результатов
работы.
Организовать
трудовой процесс - значит состыковать
в пространстве и времени, по количеству
и качеству предмет труда, орудие труда
и живой труд. При этом организаторы, технологи,
экономисты должны ответить на вопросы:
что производится, с какими параметрами,
кто п, где, когда, с какими затратами и
какими результатами пройдет трудовой
процесс.
Самоменеджмент
руководителя предполагает последовательное
и целенаправленное использование эффективных
методов работы в личной повседневной
практике для того, чтобы оптимально и
со смыслом использовать свое время [5.
C 69].
Организация
конкретных трудовых процессов в самоменеджменте
представлена на рисунке 1:
Рис.1. Организация
конкретных трудовых процессов в самоменеджменте
Руководитель
должен иметь:
– широкое
общее представление о положении дел за
пределами своего подразделения, осознание
изменений во внешней среде и возможностях
их использования;
–
чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;
–
творческий подход и умение мотивировать
себя и персонал;
–
желание и способность сотрудничать;
–
понимание результатов, умение планировать
и выполнять планы;
–
способность идти на риск;– способность
принимать решения;
– готовность
дать оценку полученным результатам и
определить программу развития фирмы
и ее персонала.
В
повседневной работе руководитель должен
постоянно (а не случайно) получать
результаты, иметь личный план работы,
четко планировать деятельность
подчиненных, делегировать им необходимые
права и ответственность, обеспечивать
четкую оценку деятельности подчиненных,
обеспечить деятельность подразделения
независимо от себя (например, подготовив
заместителя), гордиться собою и подчиненными,
желать сотрудничать, разрешать конфликты
и т. д.
Стиль
управления – типичная манера и способ
поведения менеджера. Стили могут классифицироваться
по разным критериям.
Критерий
участия исполнителей в управлении:
– авторитарный
(единолично менеджер решает и приказывает
– сотрудники исполняют);
– сопричастный
(сотрудники участвуют в той или иной мере
в принятии решений);
– автономный
(менеджер играет сдерживающую роль –
сотрудники решают сами, обычно большинством).
2.Классификация
стилей управления по преимущественному
критерию функций управления:
– управление
через инновацию (разработка инновации
– как руководящее задание);
– управление
с помощью задания цели (на каждом иерархическом
уровне задают цели, имеется свобода в
методе ее достижения, ограниченная сметой
и контролем).
3.Критерий
преимущественной ориентации:
– слабое
управление – нет давления на сотрудников,
нет заботы о них, также слаба забота о
решении задач менеджмента. Полезная отдача
мала;
– управление
по задачам – с сотрудниками обращаются,
как с исполнительными механизмами, можно
добиться высокой эффективности, но страдают
человеческие отношения;
– клубное
управление – господствует дружеская
атмосфера, но пренебрегают решением задач;
– управление
по среднему пути – достигается компромисс
между требованиями по работе и интересами
сотрудников, средняя производительность
труда;
–
сильное управление – идеальный
стиль.
Успех
стиля управления можно оценивать
по воздействию на прибыль и издержки.
При оценке надо также использовать
критерии, относящиеся к задачам:
–
по разработке продукции;
–
организации;
– управлению
персоналом (продолжительность отсутствия,
удовлетворенность работой, готовность
к перемене работы, чувство собственного
достоинства, творческие качества, инициативность,
готовность к учебе).
Эффективность
стилей управления нельзя оценивать вне
конкретных ситуаций. При этом следует
учитывать:
– личные
качества (представления о ценностях,
самосознание, основная позиция, отношение
к риску, роль личных мотивов, авторитет,
производственный и творческий потенциал,
уровень образования);
– зависимость
от предстоящих задач (содержат ли они
творческие или новаторские элементы,
степень сформулированности, наличие
опыта их решения, решаются ли они планово
или как внезапно возникающие, должны
ли выполняться индивидуально или в группе,
давление сроков);
– организационные
условия (степень жесткости оргструктуры,
централизованное и децентрализованное
решение задач, количество инстанций принятия
решения, четкость путей информации и
связи, степень контроля);
– условия
окружающей среды (степень стабильности,
условия материального обеспечения, социальная
безопасность, господствующие общественные
ценности и структуры) [9. C 205].
Таким
образом, поведение менеджера должно соответствовать
ситуации, гибкость стиля является важным
признаком качества менеджера. Следует
не только менять стиль управления, но
и создавать соответственные ситуационные
условия (формировать ситуацию через подбор
кадров, изменять оргструктуры и организацию
труда).