Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа
Зачастую интервью играет решающую роль при приеме кандидата на работу, даже в тех случаях, когда наряду с интервью используются и другие методы оценки. Учитывая уникальность интервью как метода оценки и отбора кандидатов, необходимо уделять специальное внимание эффективности его проведения, которая складывается из двух основных составляющих:
Раздел 1. Интервью по компетенциям как метод отбора кандидатов
Интервью как метод оценки
Интервью с руководством компании по выявлению специфических компетенций
Ошибки, которые следует избегать при проведении интервью
Определение интервью по компетенциям
Определение компетенции
Принципиальная схема уровней развития компетенций
Раздел 2. Работа интервьюера на различных стадиях проведения интервью
Подготовка к интервью
Основные рекомендации
Проведение интервью
Основные требования и рекомендации
Схема построения интервью
Оценка кандидата
Основные рекомендации
Таблица соотношения позитивных и негативных индикаторов для каждого уровня компетентности
Раздел 3. Отчеты по результатам оценки в ходе интервью
Фиксация результатов оценки кандидата
Обратная связь кандидату
«Что вы будете делать, если клиент предъявляет вам претензию, адресованную не вам?» или «Продайте мне вот этот карандаш» или «Давайте поменяемся местами, представьте, что интервью проводите вы...»
Наблюдения за кандидатом при выполнении таких заданий дают возможность сделать интересные выводы о своеобразии его личности и характерных чертах поведения.
Интервью-провокация
Данный стиль предполагает сознательное использование провокаций как приема, нацеленного на выявление моделей поведения кандидата в нестандартных и конфликтных ситуациях. Этот прием достаточно эффективен, однако есть опасность «перегнуть палку» и вызвать неприятие как интервьюера, так и компании в целом смягчить впечатление от применения такого стиля можно, объяснив, что с аналогичными ситуациями придется сталкиваться в реальной жизни и надо ко всему быть готовым, а затем перейти к партнерскому стилю интервью.
Интервью в партнерском стиле
Общение идет на равных. В ходе интервью вакантная должность как бы «примеривается» на конкретного кандидата. Вопросы имеет право задавать и та, и другая сторона. Общий тон беседы доброжелательный, уважительный.
Надо помнить, что не только вы наблюдаете, но и за вами наблюдают. Не только вы выбираете, но и вас выбирают. Поэтому стоит следить не только за невербаликой кандидата, но и за своим поведением:
как вы реагируете на ответы, которые вам не нравятся, как вы ведете записи, может ли их прочитать кандидат. Если вы во время беседы нервничаете, смотрите в окно, зеваете, морщитесь или перебираете ручки или бумаги - это красноречивый знак для кандидата.
Любой контакт является рекламой или антирекламой вашей компании. Ведя интервью в том или ином стиле, вы формируете мнение о компании в глазах общественности.
В конце основного этапа интервью необходимо предложить кандидату задать вопросы относительно вашей компании или должности.
Если у кандидата нет вопросов - это настораживающий сигнал: либо кандидат уже понял, что ему неинтересно ваше предложение, либо он просто не знает, что спросить, а значит, не инициативен или не обладает в должной степени аналитическими способностями.
О чем могут быть вопросы?
О компании: размерах, масштабах и направлениях деятельности, перспективах развития, о правилах, принятых в компании, о надежности и платежеспособности, о людях, работающих в компании.
О должности: круг должностных обязанностей, о будущем начальстве и возможных подчиненных, режиме работы и т.д.
О дальнейшем взаимодействии: как будет приниматься решение о приеме на работу, предстоят ли еще собеседования, как будет сообщено решение?
Отвечать на все вопросы следует спокойно, с достоинством. Ваше право - решать, какую информацию и на каком этапе знакомства стоит сообщать кандидату. Вы можете вежливо отказаться от ответа на вопрос:
«Эта информация предоставляется только после принятия решения о приеме на работу», или «Мы сможем об этом поговорить на нашей следующей встрече, хорошо?»
Определение интервью по компетенциям
Интервью по компетенциям
является частным видом
Набор оцениваемых компетенций определяется требованиями конкретной работы, спецификой организационной культуры компании-работодателя, а так же исходя из изменений и нововведений планируемых в компании.
Вопросы интервью в основном сфокусированы на приведении кандидатами примеров, описывающих их поведение в различных ситуациях, где им было необходимо (либо же у них была такая возможность) продемонстрировать то или иное качество.
Таким образом, задачей интервьюера является получение достаточного количества примеров, дающих возможность определить компетенции кандидата, которые являются его сильными сторонами (применительно к предполагаемой должности), и компетенции, которые будут ограничивать его эффективность.
Компетенции имеют по-уровневое описание. При формировании требований к держателю позиции по каждой из компетенций определяется целевая «планка», т.е. уровень компетентности, который должен демонстрировать руководитель, работающий на данной должности.
Задача интервьюера - оценить уровень
развития каждой компетенции, а так
же понять насколько существенен разрыв
между наличным и целевым уровнями.
Раздел 2. Работа интервьюера
на различных стадиях проведения интервью
Подготовка к интервью.
Подготовка интервью является одним из важнейших факторов повышения эффективности его проведения.
Основными рекомендациями по подготовке к интервью являются:
Зарезервируйте заранее время для интервью и подготовьте комнату.
Телефонное интервью
Предварительное собеседование может проводиться по телефону в целях экономии времени.
Старайтесь следовать
Проведение интервью.
Проведение интервью по компетенциям требует от интервьюера высокого уровня профессионализма в области оценки. Подробный анализ составляющих этого навыка выходит за рамки настоящего руководства. Ниже приведены лишь основные требования и рекомендации по технике проведения интервью:
Схема построения интервью.
ТИПЫ ВОПРОСОВ
Тип вопроса |
Что можно достичь с его помощью? |
Примеры вопросов |
Ключевой (в начале беседы и при вводе новой темы) |
· получить развернутую информацию по данной теме · обозначить для собеседника сферу Вашего интереса · помочь партнеру "раскрыться" |
"Как Вы строите отношения с подчиненными?" "Какие задачи Вы решали в последние полгода?" "Чем Вы любите заниматься в свободное время?" |
Проверочный |
· уточнить факты
|
"Не могли бы Вы уточнить, в каком месяце это было?" "И как часто Вам платили такие премии?" "В чем заключалась Ваша роль в этом проекте?"
|
Пояснение |
· раскрыть сообщаемую собеседником информацию |
"Значит ли это, что Вы практически не работали с компьютером?" "Получается, что Вы не закончили институт?" "Так Вы не
совсем свободно говорите по- |
Перефразирование |
· проверить информацию · помочь кандидату в объяснении |
"Если Вы делали эту работу раз в неделю, то почему же Вы не смогли изучить ее?"
"У Вас в подчинении в последнее никого не было, и как же Вы справлялись?" |
Фокусировка
|
· вынудить собеседника прямо ответить на поставленный вопрос · заставить собеседника раскрыть свои мысли и чувства (за счет создания эмоционального давления путем уточнения вопросов) |
"Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?" "Какие свои качества Вы можете оценить как положительные?" "Какими своими успехами Вы гордитесь?" |
Обобщение
|
· свести отдельные качества кандидата вместе и повторить их с целью уточнения понимания · зафиксировать противоречия |
"Вы разработали должностные инструкции еще в прошлом году, но так и не ввели их. Так ли я понял?" "Вы сказали, что ушли с работы в апреле. А поисками работы занялись только в сентябре. Я Вас правильно понял?" |
СИТУАЦИЯ
Российско-бельгийская фирма
по реализации молочной продукции, насчитывающая
300 человек и успешно работающая
на московском рынке, разрабатывает
планы расширения своей деятельности
и организации молочного
1. Составьте перечень тех
2. Выделите те качества, которые можно уточнить в процессе 10-ти минутного собеседования.
3. Выделите основные показатели
(факты, способы реакции,
4. Сформулируйте не более 10 ключевых
вопросов, с помощью которых можно
выяснить, насколько кандидат
АНКЕТА ДЛЯ ОПИСАНИЯ
ДОЛЖНОСТИ
"СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ" ФИРМЫ "ШАНС"
1. |
Название должности |
секретарь-референт |
2. |
Непосредственный руководитель |
директор фирмы |
3. |
Непосредственные подчиненные, их основные обязанности |
Отсутствуют |
4. |
Основная цель работы |
организация помощи руководителю, контроль и распределение информационных потоков, поступающих в офис |
5. |
Каковы основные обязанности и задачи специалиста |
· подготовка документов, контрактов, в том числе на французском и английском языках · стенографирование во время заседаний · телефонное обслуживание клиентов офиса, общение с клиентами и ответы на вопросы по телефону, · прием и регистрация документов, · обеспечение сохранности документов |
6. |
Как происходит оценка работника |
по количеству замечаний и дополнений от руководителя |
7. |
Как работа согласуется с деятельностью отдела |
Полностью |
8. |
Откуда поступает работа |
· от руководителя · от коллег · от покупателей · извне (по телефону) |
9. |
Куда направляется сделанная работа |
· за пределы организации · руководителю · в структурные подразделения фирмы |
10. |
Как часто и в каком объеме поступает работа по каждому виду деятельности |
работа поступает регулярно, по мере появления новых клиентов и видов работ |
11. |
Должен ли работник заполнять какие-либо документы или вести записи, какие и как часто |
ведение журналов учета входящей и исходящей документации, поступления звонков, отправления факсов, составления контрактов |
12. |
Какое оборудование используется служащим |
многоразрядные калькуляторы, системный телефон, факс, ксерокс, компьютер (Excel, Windows, Word) |
13. |
В какой степени работа требует контактов |
· постоянный контакт с руководителем · периодические контакты со структурными подразделениями и работниками · редкие контакты с частными лицами |
14. |
Рабочие условия командировки |
рабочее время с 9.00 до 17.30 с перерывом на обед; при необходимости возможны задержки после работы и работа во внеурочное время за дополнительное вознаграждение |
15. |
Какая требуется квалификация и опыт для выполнения работы |
высшее экономическое образование, умение работать на компьютере |
16. |
Какие специальные навыки и подготовка необходимы для выполнения работы |
знание стенографии, делового этикета, иностранных языков, машинописи |
17. |
Условия найма и труда: · вид контракта · режим работы · зарплата · премия · бонусы · продолжительность отпуска |
работа по контракту с 3-месячным испытательным сроком, оплата устанавливается индивидуально, предусмотрены ежемесячные премии в размере оклада, отпуск - 24 рабочих дня |