Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:48, контрольная работа
Руководство – это своего рода процесс, который может состоять из 3 элементов:
• Отдельные действия и шаги, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей.
• Непосредственное влияние на подчиненных.
• обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение
которой будут направлены совместные усилия.
Введение
1. Понятие «Руководство»
2. Основные инструменты руководства
2.1. Сила:
а) ресурсов
б) положения
в) личности
г) специалиста
2.2. Влияние
2.3. Власть
а) принуждение
б) вознаграждение
в) традиции
г) эталон
3. Характеристика стилей руководства и основные теории в этой области (на примере одной из теорий)
4. Понятие «структуры организации» и «уровня управления»
5. Основные виды структур
5.1. Линейная
5.2. Функциональная
5.3 Матричная
Выводы
Для
того чтобы обладать властью, нужно
иметь возможность держать под своим контролем
что-либо, имеющее значение для исполнителя,
то, что создаст его зависимость от вас
и заставит его или ее действовать так,
как желаете вы. Это «что-то» есть у нас
всех.
а)
принуждение
Определяется
ожиданием со стороны объекта той меры,
в какой субъект способен наказать его
за нежелательные для него действия, фрустрацией
того или иного мотива и того, насколько
субъект сделает неудовлетворение мотива
зависящим от нежелательного поведения
объекта власти. Принуждение заключается
в том, что пространство возможных действий
объекта власти в результате угрозы наказания
суживается. Это самый часто применяемый
и в политике, и в повседневной жизни источник
власти. Традиционное выражение “Не пора
ли власть употребить?” подразумевает,
в первую очередь, применение силы по отношению
к оппонентам.
б)
вознаграждение
Ее
сила определяется ожиданием объекта
власти того, в какой мере субъект
в состоянии удовлетворить один
из его (объекта) мотивов, и насколько
субъект поставит это удовлетворение
в зависимость от желательного для него
поведения объекта власти. Власть вознаграждения
в политике практически не применяется,
хотя использование этого источника власти
является одним из самых эффективных в
управлении поведением человека.
в)
традиции
Субъект
власти имеет право контролировать
соблюдение определенных правил поведения
и в случае необходимости настаивать
на них. Нахождение в иерархии властных
отношений подразумевается
г)
эталон
Основана
она на идентификации объекта
с субъектом и желанием объекта
быть похожим на субъект власти по
различным параметрам и характеристикам
(основания могут быть различными –
личностными и психологическими, профессиональными
и моральными и т.д.).
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Важный
вклад поведенческого подхода в
теорию лидерства заключается в
том, что он помог провести анализ
и составить классификацию
руководства в контексте управления, как уже отмечалось, - это привычная
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на
них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой
управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его
забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о
выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного
лидера.
От вопроса кто
является лидером, перешли к вопросу,
что и как
лидеры делают. Самая известная нам теория,
которую до сих пор используют на практике
– это три лидерских стиля К. Левина: авторитарный,
демократический, пассивный (попустительский,
либерально-попустительский).
Критерий | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Пассивный стиль |
Природа стиля | Сосредоточие всей
власти и ответственности в руках
лидера Прерогатива в установлении
целей и выборе средств Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху |
Делегирование полномочий
с удержанием ключевых позиций у лидеров
Принятие решений
раздельно по уровням на основе участия
Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
от власти в пользу группы/ организации
Представление возможности
самоуправления в желаемом для группы
режиме Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы | Демократический стиль требует много времени | Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства |
В течение четырех месяцев К. Левин проводил эксперименты в трех группах десятилетних мальчиков, в которых каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами и демонстрировала разные стили лидерства.
Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве.
Более
поздние исследования также подтвердили
факт, что демократический стиль
не всегда является наиболее продуктивным.
Так, исследование 1000 рабочих обнаружило,
что те из них, кто часто взаимодействовал
с начальником по роду работы, предпочитали
и были удовлетворены работой с авторитарным
лидером. Работники таких профессий, как
пожарные, полицейские, административные
помощники, проявляли аналогичное отношение
к автократизму. В конечном счете так и
не было найдено прямой связи какого-либо
стиля с эффективным лидерством.
Организационная структура (англ.Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие , а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности).
Нередко организационную структуру подстраивают под процесс производства продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.
Предложенная Г.
Минцбергом типология базируется
на выделении шести основных структурных
элементов организации:
На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:
Параметры индивидуальной деятельности
Структурные параметры
Параметры поперечных связей
Параметры системы принятия решений
Координация взаимодействия сотрудников является важной задачей при проектировании организационных структур. Г. Минцберг выделил следующие механизмы:
Уровни управления
Структура
управления любой организации традиционно
делится на три уровня управления : операционный,
функциональный и стратегический, которые
определяются сложностью решаемых задач.
Чем сложнее задача, тем более высокий
уровень управления требуется для ее решения.
При этом следует понимать, что более простых
задач, требующих немедленного (оперативного)
решения, возникает значительно большее
количество, а значит, и уровень управления
для них нужен другой - более низкий, где
принимаются решения оперативно. При управлении
необходимо также учитывать динамику
реализации принимаемых решений, что позволяет
рассматривать управление под углом временного
фактора.
На рисунке отображены
три уровня управления, которые соотнесены
с такими факторами, как степень
возрастания власти, ответственности,
сложности решаемых задач, а также динамика
принятия решений по реализации задач. Операционный уровень управления (нижний) Операционный уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи. Пример Некоторые учетные задачи: учет количества проданной продукции; учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; учет произведенной продукции; бухгалтерский учет и т.д. Пользователи ИАСУ этого уровня - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации. На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции. Пример Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив, за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне Функциональный (тактический) уровень управления Функциональный уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. ИАСУ этого уровня предназначена для менеджеров среднего звена и специалистов (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача - тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них. Пример На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время. Cтратегический уровень управления Cтратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. На этом уровне управления ИАСУ обслуживает менеджеров высшего звена руководства организации, основной задачей которых является стратегическое планирование деятельности предприятия на рынке и координация внутрифирменной тактики управления. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время (месяцы или годы). Ответственность за принятие управленческих решений на этом уровне чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров. Пример На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении. Функции ИАСУ - информационных автоматизированных систем управления Функции ИАСУ определяются на основе целей управления, заданных ресурсов для их достижения и ожидаемого эффекта от автоматизации., В функции ИАСУ включаются: планирование и (или) прогнозирование; учет, контроль, анализ; координацию и/или регулирование. Необходимый набор элементов выбирают в зависимости от вида конкретной ИАСУ. |