Автор: Хрюкова Екатерина, 11 Октября 2010 в 07:33, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Руководство и лидерство в системе менеджмента», в рамках которой были рассмотрены теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства, а также проведены практические исследования о руководстве и лидерстве.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Основной задачей курсовой работы выявить, что же такое «лидерство» и «руководство».
Исходя из поставленной задачи, в курсовой работе последовательно рассмотрены основные свойства руководства и лидерства, типы лидерства, стили руководства.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства…………………………………………………………………………………….5
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства………..5
Типы лидерства……………………………………………………….8
Стили лидерства и руководства……………………….……………..9
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации……………………………………………………..……14
Качества лидера и руководителя…………………………………......14
Практические исследования о руководстве и лидерстве…………...17
Исследование: «какой тип руководства чаще встречается в Челябинске»……….………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….….28
Список литературы……………………………………………………….…………29
Приложение
3. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992.
4. Утюжанин А. П. Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты, управления
коллективом. М, 1993.
5. Херманн М.Г. Составные
части лидерства. - М., 1992
Статьи:
Приложение.
Ф.И.О.________________________
Возраст______________Должность
Инструкция: перед Вами 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трёх утверждений, обозначенных цифрами a, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведённым трём утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: «+», «!», «*».
Текст опросника.
а) Вышестоящее руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
б) Старается всё решать вместе с подчинёнными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
в) Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
а) Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
б) Приказывает так, что хочется выполнить.
в) Приказывать не умеет.
а) Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
б) Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
в) Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
а) Его интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу.
б) В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
в) Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
а) Наверное, он консервативен, так как боится нового.
б) Инициатива подчинённых руководителем не принимается.
в) Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
а) На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
б) Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.
в) Критику выслушивает, даже собирается принимать меры, но ничего не предпринимает.
а) Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
б) Ответственность распределяет между собой и подчинённым.
в) Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
а) Регулярно советуется с подчинёнными, особенно с опытными работниками.
б) Подчинённые не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
в) Не допускает,
чтобы подчинённые ему
а) Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчинёнными.
б) Регулярно общается с подчинёнными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в) Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчинённых.
а) Всегда обращается к подчинённым вежливо, доброжелательно.
б) В обращении с подчинёнными часто проявляет равнодушие.
в) По отношению к подчинённым бывает нетактичным и даже грубым.
а) В
критических ситуациях
б) В
критических ситуациях
в) Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
а) Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б) Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в) Он не может действовать сам, а ждёт «подталкивания » со стороны.
а) Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б) Он требователен, но одновременно и справедлив.
в) О нём можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
а) Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчинённых.
б) Всегда очень строго контролирует работу подчинённых и коллектива в целом.
в) Контролирует работу от случая к случаю.
а) Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б) Часто делает замечания подчинённым выговоры , замечания.
в) Не может влиять на дисциплину.
а) В присутствии руководителя подчинённым всё время приходится работать в напряжении.
б) С руководителем работать интересно.
в) Подчинённые
предоставлены сами себе.
Опросный
лист.
№ вопроса | Варианты ответов | № вопроса | Варианты ответов | ||||
а | Б | в | а | б | в | ||
1 | 9 | ||||||
2 | 10 | ||||||
3 | 11 | ||||||
4 | 12 | ||||||
5 | 13 | ||||||
6 | 14 | ||||||
7 | 15 | ||||||
8 | 16 |
Ключ к методике
определения стиля руководства трудовым коллективом
(Захаров
- Журавлёв)
АВТОРИТАРНЫЙ
СТИЛЬ
№ вопроса | Варианты ответов | № вопроса | Варианты ответов | ||||
а | б | В | а | б | в | ||
1 | А | 9 | А | ||||
2 | А | 10 | А | ||||
3 | А | 11 | А | ||||
4 | А | 12 | А | ||||
5 | А | 13 | А | ||||
6 | А | 14 | А | ||||
7 | А | 15 | А | ||||
8 | А | 16 | А |
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
СТИЛЬ
№ вопроса | Варианты ответов | № вопроса | Варианты ответов | ||||
а | б | В | а | б | в | ||
1 | Л | 9 | Л | ||||
2 | Л | 10 | Л | ||||
3 | Л | 11 | Л | ||||
4 | Л | 12 | Л | ||||
5 | Л | 13 | Л | ||||
6 | Л | 14 | Л | ||||
7 | Л | 15 | Л | ||||
8 | Л | 16 | Л |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
№ вопроса | Варианты ответов | № вопроса | Варианты ответов | ||||
а | б | в | а | б | в | ||
1 | Д | 9 | Д | ||||
2 | Д | 10 | Д | ||||
3 | Д | 11 | Д | ||||
4 | Д | 12 | Д | ||||
5 | Д | 13 | Д | ||||
6 | Д | 14 | Д | ||||
7 | Д | 15 | Д | ||||
8 | Д | 16 | Д |
Информация о работе Руководство и лидерство в системе менеджмента