Руководство и лидерство в системе менеджмента

Автор: Хрюкова Екатерина, 11 Октября 2010 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Руководство и лидерство в системе менеджмента», в рамках которой были рассмотрены теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства, а также проведены практические исследования о руководстве и лидерстве.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Основной задачей курсовой работы выявить, что же такое «лидерство» и «руководство».
Исходя из поставленной задачи, в курсовой работе последовательно рассмотрены основные свойства руководства и лидерства, типы лидерства, стили руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства…………………………………………………………………………………….5
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства………..5
Типы лидерства……………………………………………………….8
Стили лидерства и руководства……………………….……………..9
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации……………………………………………………..……14
Качества лидера и руководителя…………………………………......14
Практические исследования о руководстве и лидерстве…………...17
Исследование: «какой тип руководства чаще встречается в Челябинске»……….………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….….28
Список литературы……………………………………………………….…………29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Южно-Уральский  государственный  университет

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Экономической теории и мировой экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

    По  курсу «Менеджмент»

    Тема  «Руководство и лидерство в системе менеджмента» 
     
     
     
     
     
     

                                                                                Выполнила: Хрюкова Е.

                                                                                Студентка ЭиУ 142 группы

                  Проверила: Козина М.В.

                  Руководитель, к.э.н., доцент 
                   
                   
                   
                   
                   

Челябинск

2009 
 

     Аннотация

     Тема  данной курсовой работы – «Руководство и лидерство  в системе менеджмента», в рамках которой были рассмотрены теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства, а также проведены практические исследования о руководстве и лидерстве.

    Актуальность  проблематики обусловлена следующими факторами:

      - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

      - низким уровнем профессионализма  некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

      Основной  задачей курсовой работы выявить, что  же такое «лидерство» и «руководство».

      Исходя  из поставленной задачи, в курсовой работе последовательно рассмотрены основные свойства руководства и лидерства, типы лидерства, стили руководства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………………..…3

     Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства…………………………………………………………………………………….5

      1. Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства………..5
      2. Типы лидерства……………………………………………………….8
      3. Стили лидерства и руководства……………………….……………..9

     Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации……………………………………………………..……14

    1. Качества лидера и руководителя…………………………………......14
    2. Практические исследования о руководстве и лидерстве…………...17
    3. Исследование: «какой тип руководства чаще встречается в Челябинске»……….………………………………………………………..25

    Заключение……………………………………………………………………….….28

    Список  литературы……………………………………………………….…………29

    Приложение 
     
     

 

Введение 

     Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

     Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще  больше, о чем свидетельствует  появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

     Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

     Часто под руководством мы подразумеваем, управление в целом, но это распространённое мнение ошибочно, потому что управление делится на две полярные категории: руководство и лидерство. В свою очередь эти категории распадаются  ещё на несколько подкатегорий. Так руководство бывает: директивное, демократическое и либеральное, а лидерство - формальное и неформальное.

     Изучение  проблемы лидерства необходимо для  выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

     Руководитель  должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

     Но  сказать однозначно, что лидерство  и руководство не совместимы нельзя. Лидерство это скорее состояние души человека и совокупность его личностных качеств, а отличие от руководства руководящий пост может занимать любой человек не зависимо от его характера и настроя. Так лидер может иметь большее влияние на сотрудников, чем непосредственный руководитель.

     Поскольку однозначного решения не существует, то в данной работе основная цель выявить, что такое лидерство и что такое руководство. Чем они похожи и чем различны.

     Объектом  исследования являются понятия «лидерство»  и «руководство».

     Предметом - сходство и различие понятий и сферы их применения.

     В работе так же приведено практическое исследование с целью выяснить: какой тип руководства наиболее распространён в Челябинске.

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства. 

1.1. Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства. 

     Лидерство и руководство — это два  разных понятия. Руководство концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство —  на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

     Существует  различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации  и естественным лидерством — когда  влияние исходит из признания  другими личного превосходства  лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами1.

     Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

       Однако, несмотря на приведенные  различия, и лидер, и руководитель  имеют дело с одним и тем  же типом проблем, связанных  со стимулированием персонала  организации, нацеливанием его  на решение определенных задач,  заботой о средствах, при помощи  которых эти задачи могут быть решены.

     Руководитель  — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей2.

     Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных  отношений группы как некоторой  социальной организации 1. Осуществляется  регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных  отношений и является элементом  макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый  под контролем различных элементов  социальной структуры 3. Возникает  стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее  стабильное и зависит в большей  степени от настроения группы
5. Более определенная система различных  санкций 5. Менее определенная  система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают  непосредственно по групповой  деятельности
7. Сфера действий руководителя  шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности  лидера — в основном малая  группа
 

     Лидер воодушевляет людей и вселяет  энтузиазм в работников, передавая  им свое видение будущего и помогая  им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

     Руководители  имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

     Официально  назначенный руководитель подразделения  обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому  он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

     Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

     Руководители  предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

     Руководители  обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Информация о работе Руководство и лидерство в системе менеджмента