Руководство и лидерство в системе менеджмента

Автор: Хрюкова Екатерина, 11 Октября 2010 в 07:33, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – «Руководство и лидерство в системе менеджмента», в рамках которой были рассмотрены теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства, а также проведены практические исследования о руководстве и лидерстве.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Основной задачей курсовой работы выявить, что же такое «лидерство» и «руководство».
Исходя из поставленной задачи, в курсовой работе последовательно рассмотрены основные свойства руководства и лидерства, типы лидерства, стили руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства…………………………………………………………………………………….5
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства………..5
Типы лидерства……………………………………………………….8
Стили лидерства и руководства……………………….……………..9
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации……………………………………………………..……14
Качества лидера и руководителя…………………………………......14
Практические исследования о руководстве и лидерстве…………...17
Исследование: «какой тип руководства чаще встречается в Челябинске»……….………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….….28
Список литературы……………………………………………………….…………29
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
="DISC">
  • Стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.
  • Умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.
  • Достоинство и высокая ответственность во всех делах.
  • Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.
  • Умение организовать работу коллектива для достижения  поставленных целей. 5
  •  

         2.1.2. Качества и черты личности лидера 

         Изучение  личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

         -    доминантность — умение влиять  на подчиненных; 

         -    уверенность в себе;

         - эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость — умение  руководителя контролировать свои  эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;

         -   креативность, способность к творческому  решению задач, высокий практический  интеллект; 

         -   стремление к достижению цели  и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;

         -   ответственность и надежность  в выполнении заданий, честность,  верность данному обещанию и  гарантиям; 

         -    независимость, самостоятельность в принятии решений;

         -    гибкость поведения в изменяющихся  ситуациях; 

         -    общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

         Наличие у лидера четких личных ценностей  и разумных личных целей крайне важно  для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

         В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

         Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

         Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

         Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

         Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

         Искусство принимать нестандартные  управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

         Искусство распределять ресурсы  в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

         Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

         Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

         М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

         При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

    Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

    Слабые  навыки руководства Высокие навыки руководства
    • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
    • избегает действий, связанных с наказанием;
    • следует устаревшему стилю руководства;
    • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
    • роли;
    • вызывает отрицательное отношение окружающих;
    • не стремится к ясности;
    • пускает работу подчиненных на самотек;
    • терпит посредственность;
    • недостаточно системно подходит к анализу работы;
    • мало делегирует полномочия;
    • обладает излишне негативным стилем;
    • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
    • часто не справляется с «трудными» людьми;
    • не защищает собственную группу;
    • терпит минимальный вклад в работу;
    • не способен установить критерий успеха.
    • принимает во внимание поведение подчиненных;
    • устанавливает дисциплину, если это требуется;
    • приспосабливает стиль руководства к переменам;
    • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
    • развивает добрые отношения с окружающими;
    • дает четкие указания;
    • регулярно анализирует работу подчиненных;
    • поощряет наилучшие примеры;
    • системно подходит к анализу работы;
    • квалифицированно передает полномочия;
    • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
    • создает позитивную обратную связь;
    • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
    • защищает свою группу, если возникает угроза;
    • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
    • устанавливает критерии успеха.
     

         2.2. Практические исследования о руководстве и лидерстве 

         На  тему выявления наиболее распространённых стилей руководства написано много  работ и проведено много исследований, ниже предлагается к рассмотрению одно из них. Данное исследование было проведено  в 1998 году командой Д. Козоводова.

         «Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях.

         Специалисты утверждают, что самый быстрый  и дешевый путь достижения фирмой конкурентоспособности состоит в приобретении способных, мыслящих руководителей. Спрос на талант руководителей не подвержен спаду, он сохраняется как в период экономического подъема, так и экономических кризисов. В свою очередь теоретические и практические разработки зарубежных и отечественных исследователей необходимо адаптировать к сложившейся в стране ситуации. Так, в ходе исследования, проведенного весной - летом 1998 года, были опрошены 51 эксперт - руководители разных уровней организаций, занимающихся лекарственным обеспечением в России. Это заведующие аптек, директора фармацией и частных фирм, начальники отделов и руководители других подразделений. В выборку вошли организации, представляющие компании с различными формами собственности: из них 1/3 государственных и муниципальных предприятий (ГП, МП и т.д.), 1/3 приватизированных, бывших государственных предприятий (ОАО) и 1/3 негосударственных, частных фирм (ЗАО, ООО и т.д.).

         Основные  социально-демографические характеристики руководителей фармацевтических предприятий. Руководители опрошенных фармацевтических компаний в подавляющем большинстве - женщины. Их доля в выборке составляет 67%. На государственных предприятиях доля женщин - 69%, на приватизированных - также 69% и в негосударственных компаниях - 62%. Подавляющее большинство работников государственных предприятий, а также бывших госпредприятий составляют специалисты, имеющие специальное фармацевтическое образование, а это, как правило, женщины.

         В то время как для работы во многих частных фирмах фармацевтическое образование  не является обязательным, привлекаются сотрудники других специальностей и, соответственно доля мужчин увеличивается практически до 1/3.

         Возраст. Самая большая доля респондентов -40% приходится на руководителей, чей  возраст превышает 41 год. На втором месте руководители в возрасте 31- 40 лет они составляют 34%.

         Следующая возрастная категория - 26 - 30 лет составляет 18% и наименьшая доля - 8% - самые молодые руководители в возрасте от 20 до 25 лет.

         Если  рассматривать доли возрастных категорий  в организациях с различными формами  собственности, то можно обнаружить существенные различия. Так, например, самая большая доля руководителей, чей возраст превышает 41 год, приходится на государственные предприятия - 62%. Руководителей в возрасте 20 - 25 лет в организациях с такой формой собственности не оказалось вообще. Заметно меняется картина на приватизированных предприятиях. Здесь доля руководителей в возрасте свыше 41года практически совпадает с долей руководителей, чей возраст попадает в категорию от 31 до 40 лет (38% и 39% соответственно).

         Доля  молодых руководителей - 20 - 25 лет  здесь составляет уже 8%, и 15% составляют руководители в возрасте от 26 до 30 лет. Больше всего различаются данные по возрастным категориям на государственных предприятиях и в частных компаниях.

         Руководители  в возрасте 26 - 30 лет и 31 - 40 лет  имеют наибольшие и равные доли (36%). В то время как доли самых молодых (20 Њ 25 лет) и тех, кому за 41 - одинаковы, но несколько меньше и составляют по 14%.

         Образование. Уровень образования респондентов очень высок. Лишь 5% имеют среднее  или среднее специальное образование, 5% имеют ученую степень, остальные респонденты имеют высшее образование. Образовательный статус респондентов в процентном отношении одинаков на государственных, приватизированных предприятия и в частных организациях.

         Стаж  работы. Самая большая доля среди  опрошенных - 35% трудятся на своем посту более 5 лет. Следующая по величине категория - 1- 3 года составляет 31%. Стаж в 3 - 5 лет имеют 21% респондентов и наиболее короткий срок - менее 1 года провели на своей должности 13% опрошенных.

         Основная  цель исследования анализ практикуемых и предпочитаемых стилей руководства и особенностей управленческого поведения руководителей в современных российских фармацевтических организациях. Данные получены путем анкетирования с использованием тестов, представляющих собой методику, посредством которой выявляются особенности управленческого поведения руководителей и их склонность к различным стилям руководства.

         Под стилем руководства в данном исследовании мы понимаем систематическое проявление каких-либо личностных качеств руководителя, манера его поведения в отношении подчиненных, способы решения деловых проблем. Рамки организации составляют некоторый диапазон для выбора руководителем той или иной линии служебного поведения по отношению к подчиненным ему работникам и решению служебных задач. Сознательный выбор или спонтанные колебания в этих рамках неизбежны и зависят от индивидуальности руководителя - его культуры, установок, характера, опыта, знаний и т. д., а также детерминируются сложившейся ситуацией, психологическими и социокультурными факторами, присущими как руководителю, так и коллективу, профессии, региону. Мы воспользовались самой распространенной классификацией, в которой вычленяются три типа:

      • авторитарный стиль, характеризующийся жесткими методами управления, пресечением инициативы и обсуждения принимаемых решений, сосредоточением всей власти и ответственности в руках руководителя, навязыванием своей воли подчиненным;
      • демократический стиль, поощряющий коллегиальность и любую инициативу, отличающийся привлечением подчиненных к выработке и принятию общих решений;
      • либеральный стиль представляющий собой, как правило, слабо выраженное руководство, устранение, отказ от него со стороны управляющего, снятие с себя ответственности и отречение от власти в пользу организации или коллектива.

         Впервые данная классификация стилей руководства была употреблена известным исследователем в области менеджмента Куртом Левиным в 1939 году.

         Один  из тестов направлен на определение  особенностей поведения руководителей. В данном случае поведение руководителей  классифицируется по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности - сосредоточение на результатах и работе, до другой - сосредоточение на человеке.

         Руководитель, ориентирующийся на работу и на выполнение производственных задач, характеризуется, прежде всего, стремлением к достижению поставленных целей, к своевременному принятию верных решений, использованием подчиненных ему сотрудников и введением в действие необходимых ресурсов, разработками системы вознаграждений для повышения производительности труда;

         Руководитель, ориентирующийся на интересы людей, заботится о взаимопомощи, о том, чтобы сотрудники, насколько это  возможно, могли реализовать свои личные амбиции, чтобы они находили удовлетворение в решении стоящих  перед ними задач. Следовательно, для такого руководителя самоутверждение и самовыражение сотрудников, с одной стороны, и поддержка и укрепление группы с другой - это цели, к которым необходимо стремиться.

    Информация о работе Руководство и лидерство в системе менеджмента