Автор: Хрюкова Екатерина, 11 Октября 2010 в 07:33, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Руководство и лидерство в системе менеджмента», в рамках которой были рассмотрены теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства, а также проведены практические исследования о руководстве и лидерстве.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Основной задачей курсовой работы выявить, что же такое «лидерство» и «руководство».
Исходя из поставленной задачи, в курсовой работе последовательно рассмотрены основные свойства руководства и лидерства, типы лидерства, стили руководства.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты руководства и лидерства…………………………………………………………………………………….5
Понятия лидерства и руководства. Их основные свойства………..5
Типы лидерства……………………………………………………….8
Стили лидерства и руководства……………………….……………..9
Глава 2. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организации……………………………………………………..……14
Качества лидера и руководителя…………………………………......14
Практические исследования о руководстве и лидерстве…………...17
Исследование: «какой тип руководства чаще встречается в Челябинске»……….………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….….28
Список литературы……………………………………………………….…………29
Приложение
Стили
руководства и особенности
Самая
большая доля руководителей, ориентированных
на достижение производственных результатов,
оказалась у тех, кто управляет
приватизированными предприятиями - 72%.
У руководителей частных
Данные
исследования показывают, что демократический
стиль руководства является наиболее
выраженным у руководителей
Наиболее выраженный стиль руководства управляющих российскими фармацевтическими компаниями является демократический, его доля составляет 42%. Далее следует авторитарный - 33% и наименьшая выраженность у либерального стиля руководства - 25% .
При рассмотрении стилей руководства среди мужчин и женщин наблюдаются небольшие расхождения между этими демографическими категориями. Так, например, демократический стиль руководства несколько более выражен у мужчин - 43% по сравнению с женщинами - 40%. В то же время женщины более склонны к авторитаризму - 35%, против 32% у мужчин. Склонность к либеральному стилю руководства одинакова - 26% как у мужчин, так и у женщин.
Существуют также некоторые различия в управленческом поведении между руководителями - мужчинами и руководителями - женщинами. Женщины более склонны ориентироваться в своей управленческой деятельности на людей и человеческие отношения - 33%, против 29% у мужчин. В то же время мужчины - руководители больше заботятся о задачах и о достижении производственных результатов: 71% - мужчины, 67% - женщины.
При исследовании зависимостей стилей руководства и особенностей управленческого поведения руководителей от возраста, нами были взяты две возрастные категории: руководители моложе 30 лет и руководители старше 30 лет. Результаты исследования показали, что демократический стиль руководства более выражен у руководителей, чей возраст меньше 30 лет (43%). У опрошенных старше 30 лет этот стиль выражен несколько слабее (39%). К авторитаризму более склонны руководители, кому за 30 - 34% против 31% у более молодых руководителей.
Выраженность либерального стиля руководства практически одинакова как у тех, кто моложе 30 лет (26%),так и у тех, кто старше 30 лет (27%).
Доля руководителей, ориентированных на производственные результаты в возрасте до 30 лет, превышает долю тех, кто старше 30 лет. Эти показатели составляют 66% и 62% соответственно. Из этого следует, что более склонны проявлять заботу о людях и ориентироваться на человеческие отношения в организации управляющие старше 30 лет (38%) и менее те, кто моложе 30 лет (34%).
При проведении исследования рассматривался также стаж работы на занимаемой руководящей должности (более 3 лет и менее 3 лет). Предпринималась попытка найти взаимозависимость между стажем и склонностью к определенным стилям руководства и изменением управленческого поведения руководителей. Однако значимой корреляции обнаружено не было.
Ставилась задача выяснить зависимость стиля руководства и управленческого поведения от количества человек, находящихся в подчинении. Рассматривались группы руководителей с количеством сотрудников в подчинении более 50 человек и менее 50 человек. Результаты показали, что такая корреляция практически не наблюдается, то есть зависимость отсутствует.
Еще
одним важным вопросом исследования
была попытка выявить зависимость
стиля руководства и
Были
взяты две категории
Особенности
управленческого поведения топ-
Топ-менеджеры несколько больше заботятся об интересах людей (35%), чем руководители подразделений (34%), и при этом последние, как показали результаты исследования, больше ориентированны на задания и решение производственных задач (66%) в отличие от своих начальников (65%).
Подведем
некоторые итоги. Российский руководитель
предпочитает характер отношений с подчиненными
преимущественно демократический, мягкий,
основанный на взаимном уважении, сотрудничестве
и авторитете руководителя. В современном
понимании философия менеджмента - это
согласие, а не отношения господства и
подчинения. В этом смысле понятие руководства
претерпело существенные изменения. Если
прежде руководство полагалось на силу
власти и издание приказов, то теперь оно
действует на основе сотрудничества людей,
работающих под началом руководителя.»7
2.3. Исследование: «какой тип руководства чаще встречается
в
Челябинске».
Существует так же методика В. П. Захарова «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом», которая позволяет выявить тип руководства в конкретной компании или провести исследование о том какой тип руководства преобладает в современном обществе.
Основу
методики составляют 16 групп утверждений,
отражающих различные аспекты
Применение
методики не требует индивидуального
тестирования. Возможно использование
в блоке тестов, особенно эффективно
использование его вместе с социометрией
в целях оптимизации социально-
Был проведен опрос среди жителей Челябинска, пользуясь методикой В.П. Захарова.
Место проведения опроса и выборочная совокупность опрашиваемых.
Местом
опроса был выбран проспект Ленина.
Генеральной совокупностью были работающие
люди любого возраста и пола. Опрашивался
каждый десятый. Всего было опрошено 50
человек. Помимо предложенного опросного
листа задавался вопрос о типе учреждения,
в котором работает опрашиваемый (государственное
учреждение, частная фирма, акционерное
общество), а так же о том какого пола и
возраста руководитель. Возрасту и полу
участников опроса значение не придавалось.
Цель,
задачи и гипотезы
исследования
Цель исследования: определить какая методика руководства является наиболее распространённой в Челябинске, а так же выявить взаимосвязь между половозрастными характеристиками человека и его методикой управления.
Задачи исследования:
Для изучения данной темы были выдвинуты следующие гипотезы:
Самым распространённым методом управления является демократический стиль.
Женщины чаще используют авторитарный или либеральный стили управления.
Руководители младше 35 лет чаще выбирают демократический стиль управления.
На государственных предприятиях чаще, чем на предприятиях других типов начальники используют авторитарный стиль.
Результаты опроса и интерпретация полученных данных
По результатам опроса стало видно, что 72% начальников - мужчины.
Большинство молодых руководителей (83%) работает на частных предприятиях и, в основном, они предпочитают использовать в управлении демократический стиль (93%).
Из 28% женщин-управленцев: 57% чаще всего используют авторитарный или смешанный стили. 13% используют попустительский (либеральный) стиль и только 30% предпочитают демократический стиль.
Интересно что, женщины, использующие демократический стиль в основном старше 35 лет, в то время, как мужчины старше этого возраста чаще используют авторитарный либо либеральный стили.
Возможно, это происходит потому, что женщина чувствует себя уверенно на месте руководителя и не видит смысла в авторитарном стиле. Мужчина, видимо, часто считает, что не достиг всех возможных карьерных высот и либо пытается авторитарным стилем улучшить качество работы фирмы и повысить, таким образом, себя, либо пускает всё на самотёк.
В
государственных учреждениях
Интересен так же факт, что чем выше начальник по служебной лестнице, тем чаще он выбирает демократический стиль правления, в то время, как те, кто стал начальниками недавно, видимо, стараются повысить себя в глазах окружающих авторитарным стилем. (Этот вопрос не задавался, но участники опроса делились своими мыслями с интервьюером).
Данное исследование, по мнению его автора, считается репрезентативным и достоверным. Его можно перенести на генеральную совокупность, и оно в полной мере отражает реальность.
Заключение.
Руководство необходимо, так же как и лидерство. Человек может не быть лидером по натуре, но при этом он может великолепно руководить предприятием. Лидерство скорее заражает идеей и ведёт за собой, чем управляет людьми.
Такая политика хороша для многих сфер жизни человека, но вместе с тем, например, в армии важно авторитарное руководство, потому что данная структура подразумевает жёсткое подчинение приказам, и не предполагает отказов выполнять указание.
В школе, в тот период, когда становление характера ещё не завершилось авторитарный стиль руководства (конечно менее строгий, чем в армии и, часто граничащий с демократическим) так же важен. Дети - это будущее страны и они ещё не готовы принимать верные решения самостоятельно.
Возможно единственным стилем, который не возможно оправдать является либеральный (попустительский), потому что основная задача руководителя и лидера- управлять массами, а данный стиль об этом «забывает».
Руководство и лидерство, к сожалению, являются разными понятиями, но к руководящим постам в условиях рыночной экономики всё чаще приходят люди, являющиеся по натуре лидерами. Возможно, что через несколько лет эти понятия срастутся и различий уже не будет.
В
заключение можно сказать, что любому
управленцу для успешного осуществления
своих функций нужно уметь
вести за собой подчиненных, проявляя
себя как лидера в организации.
Список
литературы:
Учебная
и научная литература:
1. Кричевский Р. Л. Если вы. руководитель. М., 1993.
2. Минделл А. Лидер как мастер единоборства Ч. 1, 2. М„ 1993.
Информация о работе Руководство и лидерство в системе менеджмента