Руководитель: власть и личное влиняние

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Быстрое изменение социально – экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений подтолкнули и ученых и практиков к изучению зарубежной науки управления – менеджмента, тем более что и отношение общества к этой области научного знания в последнее время резко изменилось: постепенно исчезли из нашего сознания классовые идеологические оценки, и сегодня едва ли кто считает менеджмент чуждой нам наукой.

Содержание

Введение

Руководство как оно есть.
Отличие руководства от управления.
Руководство – искусство. Стили руководства.
Авторитарный стиль.
Демократический стиль.
Либеральный стиль.
Руководство – власть.
Ранние подходы.
Власть – влияние.
Руководство – лидерство.
Женщина – лидер.
Власть и личное влияние.
Формы власти.
Способы рассудочного влияния.
Приемы положительного влияния.
Руководство в управлении учреждениями дополнительного образования детей.
Роль руководителя в формировании социально – психологического климата трудового коллектива.
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджмент курсовик.doc

— 161.50 Кб (Скачать)
 

(Руководитель: власть и личное  влиняние.)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

  1. Руководство как оно есть.
  2. Отличие руководства от управления.
  3. Руководство – искусство. Стили руководства.
  4. Авторитарный  стиль.
  5. Демократический стиль.
  6. Либеральный стиль.
  7. Руководство – власть.
  8. Ранние подходы.
  9. Власть  – влияние.
  10. Руководство – лидерство.
  11. Женщина –  лидер.
  12. Власть и личное влияние.
  13. Формы власти.
  14. Способы рассудочного влияния.
  15. Приемы  положительного влияния.
  16. Руководство в управлении учреждениями дополнительного образования детей.
  17. Роль руководителя в формировании социально – психологического климата трудового коллектива.

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Болтышев  Ю.П. Сетевое планирование в школе. – М., 1980.
  2. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. Уч. пособие – М.: «Центр», 2000.
  3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Уч. Пособие – М: «Остожье», 1999.
  4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Управление и развитие в школе – М.: «Новая школа», 1995.
  5. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей. – М.: «ВЛАДОС», 2000.
  6. Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: «Центр», 2000.
  7. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. – М.: «Сентябрь», 2004.
  8. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство. – М.: «Сентябрь», 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

          Два человеческих изобретения  можно считать  самыми трудными: искусство  управлять и искусство  воспитывать.
 

И.Кант 

          Если  история управления и говорит нам  о чем-нибудь, так  это о том, что… этот мир всегда будет  нуждаться в хороших управляющих, таких, которые смогут привести общество оттуда, где оно находиться, туда, где оно хочет быть.
 

Р.Фалмер 

      Нет такого директора, которого бы не заботил авторитет и престиж своей школы. Каждый руководитель желает, чтобы его школа имела свои преимущества, чтобы она давала хорошее образование, была любима и уважаема детьми, по достоинству оценена их родителями и органами управления, чтобы ее выпускники были конкурентоспособными на рынке труда, чтобы школа называлась в народе не только по номеру или населенному пункту, а по имени директора, то есть стала бы, как говорят, авторской.

      Быстрое изменение социально – экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений подтолкнули и ученых и практиков к изучению зарубежной науки управления – менеджмента, тем более что и отношение общества к этой области научного знания в последнее время резко изменилось: постепенно исчезли из нашего сознания классовые идеологические оценки, и сегодня едва ли кто считает менеджмент чуждой нам наукой.

      Что же такое менеджмент? Это понятие в английском языке в содержательном аспекте раскрывается далеко не однозначно. Так, Оксфордский словарь английского языка дает такие значения этого термина: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица.

      Если  говорить о сфере внутришкольного  управления, то в принципе своем  оно все еще представляет собой  контроль и руководство. Все усилия направлены на совершенствование педагогического процесса, а процесс управления остается вторичным. Практика внутришкольного управления носит функциональный характер, а это не совместимо с уважением человека и доверием к нему, мешает творческому развитию преподавателя. Функциональное управление в первую очередь направлено на работу с документами, информацией, на решение административно – хозяйственных вопросов, а огромная часть «управленческого айсберга» - психолого-педагогические проблемы остаются нетронутыми из-за пренебрежения к ним и «текучки». Но такой подход не дает школе развиваться, необходимы новые идеи, нужна своя концепция, направленная на мягкий, социально-психологический подход к управлению, сориентированный на человека.

      «Лидеры реорганизации», «Мастера обновления», «Агенты изменений», «Преобразующие лидеры» - мировая литература по менеджменту не жалеет таких и подобных ярких эпитетов для тех, кто руководит развивающимися организациями. Их называют  также «умеющими ходить по воде» и «слышащими, как растет трава» (имеется в виду особое прогностическое чутье лучших руководителей). Многих из этих людей называют «сэлфмейдменами» (людьми, сделавшими себя)1.

      Влияние разных факторов на выбор конкретным руководителем школы пути своего саморазвития трудно измерить, взвесить, сопоставить, тем более, что одни чувствительны к одним влияниям, а другие – к другим. Ясно одно: сегодня требования к руководителю диктуют не «постановления партии и правительства» и даже не наука, а сама ситуация развития школы в меняющемся обществе. Услышать, почувствовать эти требования, этот «зов будущего» - важная задача руководителя развивающейся школы. Все внешние влияния на повышение требований к руководителю, конечно, очень важны. Однако при всей их важности необходимо помнить: решение об изменении собственной деятельности и тем более личностных качеств всегда принимает сам руководитель.

  1. Руководство как оно есть.
 

              «Руководство - это искусство заставлять

      других делать  всю работу»

    (Из  записок менеджеров) 

         «Целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы»2 - это определение понятия «управление» фиксирует два важных момента: во-первых, всякое управление есть целенаправленная деятельность и, во-вторых, оно отличается от других видов деятельности своим назначением. Понять, что такое управление, значит, ответить на вопросы: где, когда и зачем оно нужно и как оно реализует свое назначение?

         Необходимость в управлении возникает  всякий раз, когда люди объединяются, чтобы совместно сделать то, что порознь они сделать не могут или порознь это делать нерационально. В этом случае возникает особая задача формирования общих целей и объединения усилий участников совместной деятельности на их достижение. Эта задача и решается в процессе управления. Чтобы деятельность стала целенаправленной, необходимо определить, какие результаты мы хотели бы получить в будущем, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов, разработать состав и структуру будущих действий. Такое моделирование будущей совместной деятельности называют планированием.

         Спланировать будущую деятельность  – значит определить цели, состав  и структуру действий, необходимых  и достаточных для их достижения. Но, чтобы люди могли работать эффективно, только плана не достаточно. Нужно определить (распределить) кто и какие работы должен будет выполнять (функциональные обязанности, права, ответственность), с кем и как при этом взаимодействовать по вертикали и горизонтали, т.е. построить организационную структуру совместной деятельности. Само развитие такого построения называют организацией.

         Чтобы совместная работа была эффективной, необходимо: во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают; во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении; в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы; в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.

         Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех условий, в менеджменте называют руководством. В практике  управления руководство часто отождествляют с управлением. По сути это неверно, так как руководство является лишь частью управления. Но основная доля рабочего времени руководителя связана именно с решением задач руководства (подбор кадров, анализ ситуации в коллективе, постановка заданий, общение с подчиненными, регулирование отношений в коллективе, проведение заседаний, совещаний, оценка деятельности подчиненных, поощрение и наказание и т.д.).  

    1. Отличие руководства от управления.
 

         Нравственные и моральные аспекты  управления, модели взаимодействия руководителя школы с подчиненными, роли и позиции директора, учителя, ученика, родителей – все это играет большую роль в управлении школой.

      В отечественных книгах руководство чаще всего рассматривается как синоним или составная часть (функция) управления, примерно так же большинство профессионалов и употребляет эти понятия. Западная традиция трактует руководство прежде всего как антоним управления или менеджмента. Понятие менеджмента изменилось за последние десятилетия незначительно, а вот «leadership» - «руководство», или «лидерство», эволюционировало весьма существенно. Подробнее проанализируем именно этот аспект.

         Что же такое руководство?

         Попытки зарубежных специалистов  проанализировать его, привели к появлению различных определений, теорий, моделей и их приложений; тем не менее, существует общее мнение исследователей о том, что такое руководство или эффективное руководство внутри организации. А вот разделяемого всеми определения нет. Не случайным представляется известно высказывание Бернса: «Руководство является самым легко наблюдаемым и самым трудным для объяснения явлением на планете».

         Заметим при этом, что, затрудняясь определить это понятие, западные специалисты все время им оперируют. Более того, они объясняют недостатком руководства или низким качеством лидерства чуть ли не все недостатки образования, при этом, говоря о «слишком менеджерском управлении». Например, американские специалисты констатируют, что образовательные институты находятся в кризисном состоянии. Очень часто в связи с этим объявляется неадекватной деятельность руководителей школ. И в связи с этим обсуждается целый ряд вопросов. Каким образом возникает лидерство и управление внутри образовательного окружения? Имеем ли мы четкое понимание значения управления и руководства? Являются ли эти понятия тождественными? Могут ли определения улучшить наше понимание руководства?

           «Руководство – процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить – означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.»3

         Позже, хотелось бы рассмотреть основные, на мой взгляд, подходы к руководству (лидерству) в сфере образования, такие как:

• изучение личностных особенностей и интеллектуальных качеств руководителей и их взаимосвязи с конкретными умениями;

• бихевиористские  подходы к исследованию образцов деятельности и определению шаблонов поведения;

• взаимодействие власть-влияние, то есть, каким образом руководители или лидеры приобретают и используют власть для того, чтобы влиять на других;

• положения  ситуационных теорий (теории случайностей), которые концентрируют внимание на том, как изменение ситуации может повлиять на взаимосвязь поведения лидера и эффективности руководства;

• трансформационные  теории и теории компромисса, которые изучают взаимодействие руководителя и подчиненных;

• положения  теории культурного взаимодействия, изучающие поведение лидера в процессе формирования культуры организации. 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Руководство – искусство. Стили  руководства.
 

И всякий из нас, кто  предполагает, что  может руководить другими,

Информация о работе Руководитель: власть и личное влиняние