Руководитель и ближний круг: построение эффективной команды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть формирование управленческой команды как способ Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить определение основных понятий (коллектив, команда, группа).
2) Определить этапы командообразования
3) Выявить значение коллектива для эффективности деятельности организации.
4) Проанализировать этапы жизненного цикла управленческой команды. Специфика этапа формирования управленческой команды.
5) Рассмотреть характеристику процесса функционирования группы в социальной сети «Вконтакте».
6) Выявить основные направления развития управленческих команд в организациях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управленческих команд в организации 5
1.1. Команда как высшая форма существования группы. 5
1. 2. Ключевые параметры команды, обеспечивающие ее эффективность. 8
1. 3. Внутрикомандные роли. 11
1. 4. Этапы построения команд. 14
1. 5. Основные условия успеха и причины неудач в построении команд. 21
Глава 2. Исследование работы группы в социальной сети «Вконтакте» 25
2.1 Работа в группе 26
2.2 Рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды 28
Заключение 29
Использованная литература 31

Работа содержит 1 файл

Руководитель и ближний круг.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

 

     1. 4. Этапы  построения команд.

    Формирование  команды представляет собой последовательность определенных этапов. На каждом из этапов имеются существенные различия в  подходах к организации деятельности. Например, Центр изучения команд Северо-Техасского университета и исследовательский центр Zenger Miller на основании результатов исследований и практики в IBM, TexasInstruments, Hewlett Packard выделяет пять стадий развития рабочей команды (См. Рис.1, 2 и Табл.3 ):

    

 
Рис.1. Этапы формирования команды

  1. Старт. На этой стадии менеджеры помогают рабочим командам определить новые формы организации их деятельности. После идентификации направлений обучения начинается целенаправленный образовательный процесс. Производится позиционирование команд в целях приспособления для них полного цикла создания конечного продукта. Формируется план перехода к рабочим командам с учетом поэтапной передачи полномочий для конкретных команд. Система управления организацией практически не претерпевает изменений на данном этапе.
  2. Состояние неопределенности. Начинается процесс перераспределения функций, ответственности и полномочий. Перепроектируются рабочие потоки и процессы, создаются основы обратной связи с потребителями. Менеджеры контролируют практически весь преобразовательный процесс, помогают в достижении поставленных целей и в разрешении возникающих проблем, управляют развитием команды, разъясняют новые роли и обязанности, координируют усилия команды, содействуют в установлении связей с внешней средой (поставщиками, потребителями, группами поддержки). Фактически менеджеры могут на этом этапе вести команду за собой в процессе адаптации. Команды и члены команд на этой стадии имеют много проблем, связанных с новыми функциями и обязанностями. После начального энтузиазма наступает стадия некоторого беспорядка, неопределенности. На этой стадии процесс перехода к рабочим командам встречает обычно наиболее сильное сопротивление со стороны оппозиции преобразованиям, велика и вероятность конфликтов внутри команды. Это одна из наиболее продолжительных по времени стадий.
  3. Ориентация на лидера. Проводится перепроектирование систем измерений, анализа затрат и ранжирования. Менеджмент передает полномочия, не связанные со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. На этой стадии, как правило, менеджеры обучают команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям, контролируют и оценивают производительность, поддерживают дисциплину. Формируются определенные системы контактов как внутри, так и вне команды. Формируются первые лидеры команд, хотя на этом этапе они чаще выступают как координаторы, связующие звенья между специалистами различных профилей. Главная опасность этой стадии заключается в появлении членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять функции лидера в процессе ротации. Возрастает поддержка со стороны различных уровней менеджмента и различных подразделений организации.
  4. Жестко структурированные команды. Передача полномочий, связанных с человеческими ресурсами. Менеджеры помогают командам расширить полномочия и обязанности. Создание в команде равных возможностей для саморазвития. Внимание команды фокусируется на постоянном процессе перемен, усовершенствования, развития как в отношении самой команды и ее членов, так и в отношении конечного продукта. Как показывает практика, на данной стадии велика вероятность конфликтов с менеджерами по вопросам, связанным с предоставлением информации.
  5. Самонаправляемые команды. Передача полномочий, связанных со стоимостными показателями, информационных каналов с внешней средой. По мере развития команды до уровня самонаправляемой, основными функциями менеджеров, кроме стратегических, становятся: обучение новых членов команд и контроль над их акклиматизацией в команде; поддержка команды в контактах с внешней средой; поиск новых путей развития команд. Самонаправляемые рабочие команды используются для перспективного планирования. В них создана система удовлетворения образовательных потребностей.

    

 
Рис.2. Распределение полномочий между  командами и менеджерами на отдельных  стадиях развития рабочих команд

    Таблица 3. Изменение состояния основных компонентов организации в процессе развития рабочей команды

  1. Старт  2. Состояние  неопределенности 3. Ориентация  на лидера  4. Жестко структурированная  команда  5. Самонаправляемая  команда 
И 
н 
д 
и 
в 
и 
д 
у 
у 
м
Смешанное чувство  скептицизма и надежды. Начало образовательного процесса Опасения, связанные  с возможностью разрушения новых  ожиданий Зависимость от лидера в выборе направления деятельности Лояльность  к команде. В процессе ротации  занимает позицию лидера Обучен решать многогранные задачи команды 
К 
о 
м 
а 
н 
д 
а
Никаких обязательств по отношению к группе. Команду  воспринимают как очередную причуду Новые функции, связанные с оперативным управлением  производством в команде. Неуверенность  относительно новой роли и новых  обязанностей Получение функции  оперативного планирования, управления качеством и других, несвязанных  со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. Понимание, миссии и целей команды. Обучение работе командой Получение функций, связанных с человеческими ресурсами. Раскрытие способностей лидера у  членов команды  Получение функций, связанных со стоимостными показателями и стратегическим планированием. Сотрудничество и координация с другими командами. Цели команды - часть организационных целей
М 
е 
н 
е 
д 
ж 
м 
е 
н 
т
Определение направлений  деятельности. Контроль результатов  деятельности и дисциплины Передача функций оперативного управления производством. Неудовлетворенность необходимостью поддерживать команды Передача функции  оперативного планирования, управления качеством и других, несвязанных  со стоимостными показателями и человеческими  ресурсами. Желание перейти на старые методы Передача функций, связанных с человеческими ресурсами. Признание вклада команд. Определение  вознаграждения команд Передача функций, связанных со стоимостными показателями. Разрешение конфликтов. Тренировка и  обучение команд и их членов. Распределение границ полномочия команд
О 
р 
г 
а 
н 
и 
з 
а 
ц 
и 
я
Система контроля и управления группами индивидуумов Идентифицирована  система финансирования команд Разработана новая  система компенсаций  Разработана новая  система контроля результатов  Команда - основа системы управления

 

     1. 5. Основные  условия успеха  и причины неудач  в построении команд.

    Для того чтобы построение команды был  эффективным, необходимо выполнить  следующие условия:

  1. Цель деятельности команды должна быть сформулирована ясно, фокусированно и достаточно подробно. Процесс достижения цели может быть расчленен на решение отдельных задач. Определены требуемые для достижения цели границы компетенции команды и переданы полномочия.
  2. Результаты или планируемые результаты работы команды отвечают специфическим потребностям заказчиков. Имеется обратная связь с потребителями. Члены рабочей команды ориентированы на политику перемен.
  3. Технология решения проблемы постоянно совершенствуется. Планируется постоянное развитие знаний и навыков членов команды под совершенствование технологии. Члены команды обладают знаниями в таких областях, как контроль качества и производительности, учет материалов и ресурсов.
  4. Члены команды предварительно подготовлены, знают специфику работы в команде, представляют проблемы и положительные аспекты коллективной работы. Для них понятна актуальность и перспективы предстоящей работы. Каждый ощущает важность поставленной перед ним задачи.
  5. Требуются знания из различных областей (маркетинг, технические знания и т.д.). Существует опережающая образовательная программа для каждого члена команды.
  6. Встречи и обсуждения в процессе работы хорошо организованы и документированы. Отсутствует "информационный голод", коммуникации доступны членам команды.
  7. В команде создан хороший психологический климат, атмосфера доверительности и взаимоуважения, отношения между членами команды неформальные.
  8. Определены и выделены команде необходимые ресурсы для выполнения работы.

    Среди типичных причин неудач в формировании команд консультанты называют:

  1. Недостаток доверия между членами команды и у менеджеров к команде.
  2. Нечеткость определения границ компетентности рабочей команды.
  3. Наличие жестких временных лимитов.
  4. Недостаток ресурсов.
  5. Отсутствие системы ценностей.
  6. Конкурентность внутри рабочей команды и/или между командами.
  7. Отсутствие культуры решения проблем.
  8. Определение некоторой задачи или функции как "главной".
  9. Эгоцентризм членов рабочей команды (в команде собраны преимущественно лидеры).
  10. "Перебор" обязанностей у одного члена команды.
  11. Различия в статусе и полномочиях у членов рабочей команды.
  12. Заслушивание отчетов членов, а не обсуждение проблем на встречах и собраниях.
  13. Поиск "стрелочников" при неудачах.

    Естественно, первым шагом в устранении этих причин является их идентификация:

  • проведение социологического исследования в форме интервьюирования или анонимных анкет-опросников;
  • приглашение внешнего эксперта;
  • выявление уровней компетенции и умений каждого члена рабочей команды.

    За  идентификацией, как правило, должны следовать либо организационная перестройка, либо дополнительное обучение персонала (См. Табл.4).

    Таблица 4. Примерные направления обучения в соответствии со стадиями развития команд

Стадия  Образовательные направления 
Подготовительный  этап/Старт 
  1. Основные понятия концепции рабочих команд
  2. Применение концепции рабочих команд
  3. Развитие рабочих команд, знаний и умений команд и их членов
Стадия  неопределенности
  1. Управление конфликтами
  2. Организация информационного обеспечения
Стадия  ориентации на лидера Методы разработки и принятия решений. Достижение консенсуса
Жестко  структурированные команды 
  1. Влияние развития личности на успех команды
  2. Организация системы поощрения в командах
  3. Влияние разделения ролей на эффективность команд
  4. Системы коммуникаций внутри команды и с внешней средой
  5. Использование наставничества, оптимальной организации внутренних ресурсов, исследований и других подходов для развития знаний и умений команды
Самонаправляемая  рабочая команда  Базовые курсы  для менеджмента по проблемам  коллективного принятия решений, командной работы и т.п. (подготовка к работе в командах менеджеров)
 

 

     Глава 2. Исследование работы группы в социальной сети «Вконтакте»

    Сегодня интернет - не просто рабочий или  информационный инструмент, но нечто  большее, что способно помочь во многом: найти вторую половинку, завести интересные знакомства, поделиться с народом всех стран своими увлечениями, в общем, оказать посильную помощь при общении. Появление социальных сетей связано именно с тем, что интернет сейчас - своеобразное место встреч, которое не уступает по значимости любого рода увеселительным и общественным заведениям.

    Хотелось  бы для начала уточнить причину выбора данной темы курсовой. На данный момент, мною осуществляется руководство более 8 группами «Вконтакте» (среднее количество участников 300-500), и поэтому мне очень близка проблема создания эффективной рабочей группы. Ведь хорошего администратора группы крайне сложно найти. Здесь необходимо соблюдать основные требования, например:

    • хороший админ должен много времени проводить в группе;
    • следить за порядком, помечать спамеров, наказывать нарушителей установленных правил группы;
    • знать основы Photoshop’а и Вики-разметки (оформление и дизайн группы);
    • Быть информированным, держать ситуацию под контролем, быть в курсе событий.

 

      2.1 Работа в группе 

     Существуют  определенные негласные общие правила  ведения групп, соблюдение которых  поможет вести успешные группы.

    • В группы по интересам объединяются разные пользователи «Вконтакте» и каждый из них имеет свое мнение, верит в то, что сам считает правильным, представляет вещи и события такими, какими он их видит. Поэтому нужно быть вежливым и уважать мнение другого, ведь всем должно быть приятно и комфортно чувствовать себя участником группы.
    • Необходимо постоянно обновлять фотографии, новости, видео и т.п. соблюдая тематику группы. (Является работой админов и участников по желанию)
    • Стараться создавать действительно интересные темы и тогда группа будет "живая". Начав какую-либо тему, не забрасывать ее - добавлять свои комментарии, модерировать ее структуру.
    • Регулярно посещать группу, в которой Вы состоите. Если Вы - Администратор группы, то отбирать лучшие снимки и корректировать создаваемые пользователями дискуссии.

     Если  не уделять достаточного количества времени на модерирование группы, она может перестать соответствовать правилам «Вконтакте» и будет закрыта.

Информация о работе Руководитель и ближний круг: построение эффективной команды