1. 4. Этапы
построения команд.
Формирование
команды представляет собой последовательность
определенных этапов. На каждом из этапов
имеются существенные различия в
подходах к организации деятельности.
Например, Центр изучения команд Северо-Техасского
университета и исследовательский центр
Zenger Miller на основании результатов исследований
и практики в IBM, TexasInstruments, Hewlett Packard выделяет
пять стадий развития рабочей команды
(См. Рис.1, 2 и Табл.3 ):
Рис.1. Этапы формирования команды
- Старт.
На этой стадии менеджеры помогают рабочим
командам определить новые формы организации
их деятельности. После идентификации
направлений обучения начинается целенаправленный
образовательный процесс. Производится
позиционирование команд в целях приспособления
для них полного цикла создания конечного
продукта. Формируется план перехода к
рабочим командам с учетом поэтапной передачи
полномочий для конкретных команд. Система
управления организацией практически
не претерпевает изменений на данном этапе.
- Состояние
неопределенности. Начинается процесс
перераспределения функций, ответственности
и полномочий. Перепроектируются рабочие
потоки и процессы, создаются основы обратной
связи с потребителями. Менеджеры контролируют
практически весь преобразовательный
процесс, помогают в достижении поставленных
целей и в разрешении возникающих проблем,
управляют развитием команды, разъясняют
новые роли и обязанности, координируют
усилия команды, содействуют в установлении
связей с внешней средой (поставщиками,
потребителями, группами поддержки). Фактически
менеджеры могут на этом этапе вести команду
за собой в процессе адаптации. Команды
и члены команд на этой стадии имеют много
проблем, связанных с новыми функциями
и обязанностями. После начального энтузиазма
наступает стадия некоторого беспорядка,
неопределенности. На этой стадии процесс
перехода к рабочим командам встречает
обычно наиболее сильное сопротивление
со стороны оппозиции преобразованиям,
велика и вероятность конфликтов внутри
команды. Это одна из наиболее продолжительных
по времени стадий.
- Ориентация
на лидера. Проводится перепроектирование
систем измерений, анализа затрат и ранжирования.
Менеджмент передает полномочия, не связанные
со стоимостными показателями и человеческими
ресурсами. На этой стадии, как правило,
менеджеры обучают команды методам принятия
решений и другим навыкам и умениям, контролируют
и оценивают производительность, поддерживают
дисциплину. Формируются определенные
системы контактов как внутри, так и вне
команды. Формируются первые лидеры команд,
хотя на этом этапе они чаще выступают
как координаторы, связующие звенья между
специалистами различных профилей. Главная
опасность этой стадии заключается в появлении
членов команды, не готовых к лидерству,
но желающих выполнять функции лидера
в процессе ротации. Возрастает поддержка
со стороны различных уровней менеджмента
и различных подразделений организации.
- Жестко
структурированные
команды. Передача полномочий, связанных
с человеческими ресурсами. Менеджеры
помогают командам расширить полномочия
и обязанности. Создание в команде равных
возможностей для саморазвития. Внимание
команды фокусируется на постоянном процессе
перемен, усовершенствования, развития
как в отношении самой команды и ее членов,
так и в отношении конечного продукта.
Как показывает практика, на данной стадии
велика вероятность конфликтов с менеджерами
по вопросам, связанным с предоставлением
информации.
- Самонаправляемые
команды. Передача полномочий, связанных
со стоимостными показателями, информационных
каналов с внешней средой. По мере развития
команды до уровня самонаправляемой, основными
функциями менеджеров, кроме стратегических,
становятся: обучение новых членов команд
и контроль над их акклиматизацией в команде;
поддержка команды в контактах с внешней
средой; поиск новых путей развития команд.
Самонаправляемые рабочие команды используются
для перспективного планирования. В них
создана система удовлетворения образовательных
потребностей.
Рис.2. Распределение полномочий между
командами и менеджерами на отдельных
стадиях развития рабочих команд
Таблица
3. Изменение состояния основных
компонентов организации в процессе
развития рабочей команды
|
1. Старт
|
2. Состояние
неопределенности |
3. Ориентация
на лидера |
4. Жестко структурированная
команда |
5. Самонаправляемая
команда |
И
н
д
и
в
и
д
у
у
м |
Смешанное чувство
скептицизма и надежды. Начало образовательного
процесса |
Опасения, связанные
с возможностью разрушения новых
ожиданий |
Зависимость от
лидера в выборе направления деятельности
|
Лояльность
к команде. В процессе ротации
занимает позицию лидера |
Обучен решать
многогранные задачи команды |
К
о
м
а
н
д
а |
Никаких обязательств
по отношению к группе. Команду
воспринимают как очередную причуду
|
Новые функции,
связанные с оперативным управлением
производством в команде. Неуверенность
относительно новой роли и новых
обязанностей |
Получение функции
оперативного планирования, управления
качеством и других, несвязанных
со стоимостными показателями и человеческими
ресурсами. Понимание, миссии и целей команды.
Обучение работе командой |
Получение функций,
связанных с человеческими ресурсами.
Раскрытие способностей лидера у
членов команды |
Получение функций,
связанных со стоимостными показателями
и стратегическим планированием. Сотрудничество
и координация с другими командами. Цели
команды - часть организационных целей
|
М
е
н
е
д
ж
м
е
н
т |
Определение направлений
деятельности. Контроль результатов
деятельности и дисциплины |
Передача функций
оперативного управления производством.
Неудовлетворенность необходимостью
поддерживать команды |
Передача функции
оперативного планирования, управления
качеством и других, несвязанных
со стоимостными показателями и человеческими
ресурсами. Желание перейти на старые
методы |
Передача функций,
связанных с человеческими ресурсами.
Признание вклада команд. Определение
вознаграждения команд |
Передача функций,
связанных со стоимостными показателями.
Разрешение конфликтов. Тренировка и
обучение команд и их членов. Распределение
границ полномочия команд |
О
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я |
Система контроля
и управления группами индивидуумов
|
Идентифицирована
система финансирования команд
|
Разработана новая
система компенсаций |
Разработана новая
система контроля результатов
|
Команда - основа
системы управления |
|
1. 5. Основные
условия успеха
и причины неудач
в построении команд.
Для
того чтобы построение команды был
эффективным, необходимо выполнить
следующие условия:
- Цель деятельности
команды должна быть сформулирована ясно,
фокусированно и достаточно подробно.
Процесс достижения цели может быть расчленен
на решение отдельных задач. Определены
требуемые для достижения цели границы
компетенции команды и переданы полномочия.
- Результаты
или планируемые результаты работы команды
отвечают специфическим потребностям
заказчиков. Имеется обратная связь с
потребителями. Члены рабочей команды
ориентированы на политику перемен.
- Технология
решения проблемы постоянно совершенствуется.
Планируется постоянное развитие знаний
и навыков членов команды под совершенствование
технологии. Члены команды обладают знаниями
в таких областях, как контроль качества
и производительности, учет материалов
и ресурсов.
- Члены команды
предварительно подготовлены, знают специфику
работы в команде, представляют проблемы
и положительные аспекты коллективной
работы. Для них понятна актуальность
и перспективы предстоящей работы. Каждый
ощущает важность поставленной перед
ним задачи.
- Требуются
знания из различных областей (маркетинг,
технические знания и т.д.). Существует
опережающая образовательная программа
для каждого члена команды.
- Встречи и
обсуждения в процессе работы хорошо организованы
и документированы. Отсутствует "информационный
голод", коммуникации доступны членам
команды.
- В команде
создан хороший психологический климат,
атмосфера доверительности и взаимоуважения,
отношения между членами команды неформальные.
- Определены
и выделены команде необходимые ресурсы
для выполнения работы.
Среди
типичных причин неудач
в формировании команд консультанты называют:
- Недостаток
доверия между членами команды и у менеджеров
к команде.
- Нечеткость
определения границ компетентности рабочей
команды.
- Наличие жестких
временных лимитов.
- Недостаток
ресурсов.
- Отсутствие
системы ценностей.
- Конкурентность
внутри рабочей команды и/или между командами.
- Отсутствие
культуры решения проблем.
- Определение
некоторой задачи или функции как "главной".
- Эгоцентризм
членов рабочей команды (в команде собраны
преимущественно лидеры).
- "Перебор"
обязанностей у одного члена команды.
- Различия
в статусе и полномочиях у членов рабочей
команды.
- Заслушивание
отчетов членов, а не обсуждение проблем
на встречах и собраниях.
- Поиск "стрелочников"
при неудачах.
Естественно,
первым шагом в устранении этих причин
является их идентификация:
- проведение
социологического исследования в форме
интервьюирования или анонимных анкет-опросников;
- приглашение
внешнего эксперта;
- выявление
уровней компетенции и умений каждого
члена рабочей команды.
За
идентификацией, как правило, должны
следовать либо организационная перестройка,
либо дополнительное обучение персонала
(См. Табл.4).
Таблица
4. Примерные направления обучения
в соответствии со стадиями развития
команд
Стадия
|
Образовательные
направления |
Подготовительный
этап/Старт |
- Основные
понятия концепции рабочих команд
- Применение
концепции рабочих команд
- Развитие
рабочих команд, знаний и умений команд
и их членов
|
Стадия
неопределенности |
- Управление
конфликтами
- Организация
информационного обеспечения
|
Стадия
ориентации на лидера |
Методы разработки
и принятия решений. Достижение консенсуса
|
Жестко
структурированные команды |
- Влияние развития
личности на успех команды
- Организация
системы поощрения в командах
- Влияние разделения
ролей на эффективность команд
- Системы коммуникаций
внутри команды и с внешней средой
- Использование
наставничества, оптимальной организации
внутренних ресурсов, исследований и других
подходов для развития знаний и умений
команды
|
Самонаправляемая
рабочая команда |
Базовые курсы
для менеджмента по проблемам
коллективного принятия решений, командной
работы и т.п. (подготовка к работе в командах
менеджеров) |
|
Глава 2. Исследование
работы группы в социальной
сети «Вконтакте»
Сегодня
интернет - не просто рабочий или
информационный инструмент, но нечто
большее, что способно помочь во многом:
найти вторую половинку, завести интересные
знакомства, поделиться с народом всех
стран своими увлечениями, в общем, оказать
посильную помощь при общении. Появление
социальных сетей связано именно с тем,
что интернет сейчас - своеобразное место
встреч, которое не уступает по значимости
любого рода увеселительным и общественным
заведениям.
Хотелось
бы для начала уточнить причину выбора
данной темы курсовой. На данный момент,
мною осуществляется руководство более
8 группами «Вконтакте» (среднее количество
участников 300-500), и поэтому мне очень близка
проблема создания эффективной рабочей
группы. Ведь хорошего администратора
группы крайне сложно найти. Здесь необходимо
соблюдать основные требования, например:
- хороший админ
должен много времени проводить в группе;
- следить за
порядком, помечать спамеров, наказывать
нарушителей установленных правил группы;
- знать основы
Photoshop’а и Вики-разметки (оформление и
дизайн группы);
- Быть
информированным, держать ситуацию
под контролем, быть в курсе событий.
2.1 Работа в
группе
Существуют
определенные негласные общие правила
ведения групп, соблюдение которых
поможет вести успешные группы.
- В группы
по интересам объединяются разные пользователи
«Вконтакте» и каждый из них имеет свое
мнение, верит в то, что сам считает правильным,
представляет вещи и события такими, какими
он их видит. Поэтому нужно быть вежливым
и уважать мнение другого, ведь всем должно
быть приятно и комфортно чувствовать
себя участником группы.
- Необходимо
постоянно обновлять фотографии, новости,
видео и т.п. соблюдая тематику группы.
(Является работой админов и участников
по желанию)
- Стараться
создавать действительно интересные темы
и тогда группа будет "живая". Начав
какую-либо тему, не забрасывать ее - добавлять
свои комментарии, модерировать ее структуру.
- Регулярно
посещать группу, в которой Вы состоите.
Если Вы - Администратор группы, то отбирать
лучшие снимки и корректировать создаваемые
пользователями дискуссии.
Если
не уделять достаточного количества
времени на модерирование группы,
она может перестать соответствовать
правилам «Вконтакте» и будет закрыта.