Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ротации кадров как способа повышения эффективности управления в целом, ее особенности и виды, а также ротации кадров в системе государственной службы Российской Федерации в частности.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
дать понятие и выявить основные характеристики ротации кадров;
выделить особенности и представить классификацию перемещения персонала в организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РОТАЦИИИ КАДРОВ КАК СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и основные характеристики ротации кадров 5
1.2. Особенности и виды ротации персонала 11
2. РОТАЦИЯ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Проблемы и перспективы ротации государственных гражданских служащих Российской Федерации 17
2.2. Ротация кадров в таможенных органах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАДЕРЖКИ РОТАЦИИ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СХЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ СОТРУДНИКА ОРГАНИЗАЦИИ 34
Руководители
таможенных органов еще недостаточно
Так, подведя итоги кадровой работы в 2008 году, начальник Управления государственной службы и кадров (УГСК) ФТС России Геннадий Кириллов обратил внимание кадровых подразделений, что включение и исключение из кадрового резерва должно быть гласным, а ротация должна носить системный характер. То есть ротации должны проводиться планомерно и затрагивать все должности, связанные с коррупционными направлениями деятельности, в том числе и высшего уровня.
Руководствуясь этим принципом, создатели положения о порядке деятельности Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России в 2007 году изначально заложили в него ежегодную ротацию членов Совета.
Примечательно,
что в качестве успешного способа
устранения коррупции в рядах
таможенников ротацию кадров внутри
ведомства рассматривают не только
сами госслужащие, но и «клиенты»
территориальных органов
В
ноябре 2008 года в Сибирском таможенном
управлении прошла акция по анкетированию
участников внешнеэкономической
Ныне действующий руководитель ФТС РФ Александр Бельянинов в интервью «Российской газете» в марте 2009 года отводит ротации кадров первое место в плане
ФТС по предупреждению коррупции в таможенных органах и отмечает ее в качестве действенного мероприятия по перераспределению штатной численности структурных подразделений.
Далее обратимся к цифрам. В приказе Государственного Таможенного комитета РФ от 12 января 1996 г. №21 «О ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации» Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации А.С.Круглов приводит некоторые данные по ротации за 1995 год: для укрепления руководящего состава в таможенные органы в порядке ротации было направлено 74 человека, в том числе начальников таможен – 18 человек, заместителей начальников таможен – 22 человека, на другие должности – 29 человек. Следующая значительная смена руководителей таможенных органов произошла в 2005 году: переназначено 73 начальника таможни, из них 30 – назначены впервые. То есть за десятилетний период динамики ротации не наблюдалось, процесс стагнировал.
Реальное развитие системы ротации в таможенных органах начинается с 2006 года. За период с 2006 по 2008 год была осуществлена ротация нескольких сотен руководящих должностных лиц таможенных органов, в том числе только в 2008 году – более 50 начальников таможен и более 150 начальников таможенных постов, в том числе в центральном аппарате ФТС России на руководящие должности назначено 7 начальников главных управлений, 8 первых заместителей начальников главных управлений, 15 заместителей начальников главных управлений.
Следует также отметить, что ротация руководящего состава связана с большими материальными издержками. Но решение этих проблем необходимо обеспечить, иначе плановые кадровые перемены в таможенных органах останутся лишь благим желанием.
Учитывая, что одним из наиболее слабых мест возможности применения ротации является нехватка служебного жилья, которое можно было бы предоставить откомандированному сотруднику, расчетная потребность в служебных помещениях, необходимых для обеспечения ротации руководящих кадров таможенных органов, определяется в соответствии с приказом ФТС России от 3 сентября 2007 г. № 1050 «О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации, находящихся в ведении ФТС России».
Практика показывает недостаточность серьезной работы с резервом кадров на выдвижение. Это замечание в одинаковой степени относится к таможенным органам всех уровней. И несмотря на то, что это направление деятельности таможни также регламентируется указаниями вышестоящих органов, инициатива руководящего звена таможни здесь была бы уместна. В этом отношении полезно использовать опыт работы с резервом кадров в других таможнях. Как, например, эксперимент «дублер».
Суть этого эксперимента заключается в том, что должностные лица руководящего и среднего звена таможни возлагают временное исполнение своих обязанностей на кандидатов из резерва на соответствующие должности (начальника таможни, его заместителей, начальников подразделений, их заместителей и главных инспекторов). Лица, реально занимающие эти должности, не должны вмешиваться в управленческую деятельность стажеров.
Задачей
кадрового эксперимента
Деятельность кандидатов можно оценить по трем видам показателей: производственным, профессионально-деловым и социально-психологическим
По результатам эксперимента возможна дифференциация кандидатов по степени подготовленности к предстоящей деятельности на следующие группы:
Более
70 % служащих таможенных органов России
– это люди, работающие в системе менее
двух лет. Быстрое становление службы не
позволяло осуществить более тщательный отбор,
В настоящее время у таможенной службы России есть для этого все возможности. Первейшая задача – научить каждого служащего работать по-новому, на конкретный результат, а главное – изменить имидж российского таможенника и таможенной службы, во главу оценки деятельности каждого сотрудника ставить уровень его профессионализма и культуры в работе и в общении с клиентами.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод о том, что ротация персонала представляет собой процесс перемещения работника (государственного служащего) с одной должности на другую по горизонтали в порядке осуществления регулярной сменяемости кадров с целью их оптимального использования. Ротация – важная составляющая механизма управления коллективом и карьерой сотрудников. Ее суть состоит в горизонтальных должностных перемещениях с целью повышения квалификации работника, его профессионального разряда или категории.
Цели ротации персонала состоят в повышении уровня профессионализма перспективных специалистов и совершенствовании стиля управленческой деятельности.
Любая ротация должна проводиться в соответствии с общим планом кадровой работы и основываться на принципах законности, демократии, социальной справедливости, профессионализма, взаимной открытости, исходить из служебной необходимости, учитывать интересы ведомства и сотрудников. Умело используя ротацию, руководители не только укрепляют кадровую структуру предприятия (особенно в провинции, где источники кадрового пополнения скудны), но и развивают творческий потенциал коллектива, обеспечивая высокую эффективность труда.
В каждой организации должна быть выработана система горизонтальных перемещений персонала. В теории управления персоналом по различным основаниям классификации выделяют отдельные виды ротации кадров (внутреннюю, внешнюю, кольцевую, безвозвратную и др.).
Следует отметить, что при разработке механизма ротации государственных служащих с учетом положений законодательства Российской Федерации выделяют особо две основные цели ротации государственных служащих:
Особая
актуальность ротации для правоохранительной
службы обусловлена некоторой
В таможенной системе, как ни в какой другой системе государственной службы, недопустим кадровый застой. Руководители таможенных органов еще недостаточно используют возможности ротации кадров внутри таможен в целях правильного подбора и расстановки кадров, предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц. Эта работа носит эпизодический, бессистемный характер.
Однако для более эффективного предупреждения коррупции в таможенных органах, а также реализации мероприятий по перераспределению штатной численности структурных подразделений ротации кадров следует отводить одно из первых мест. Ведь конечной целью проведения этих мероприятий является – изменить имидж российского таможенника и таможенной службы, а во главу оценки деятельности каждого сотрудника поставить уровень его профессионализма и культуры в работе и в общении с клиентами.
Последствия задержки ротации
Схема
мониторинга эффективности
трудового процесса
Схема
построения карьеры
сотрудника организации
Информация о работе Ротации кадров как способа повышения эффективности управления