Ротации кадров как способа повышения эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение ротации кадров как способа повышения эффективности управления в целом, ее особенности и виды, а также ротации кадров в системе государственной службы Российской Федерации в частности.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
дать понятие и выявить основные характеристики ротации кадров;
выделить особенности и представить классификацию перемещения персонала в организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РОТАЦИИИ КАДРОВ КАК СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и основные характеристики ротации кадров 5
1.2. Особенности и виды ротации персонала 11
2. РОТАЦИЯ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Проблемы и перспективы ротации государственных гражданских служащих Российской Федерации 17
2.2. Ротация кадров в таможенных органах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАДЕРЖКИ РОТАЦИИ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СХЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ В СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ СОТРУДНИКА ОРГАНИЗАЦИИ 34

Работа содержит 1 файл

Ротация (Курсовая).docx

— 315.98 Кб (Скачать)

     По  данным опроса российских менеджеров по персоналу горизонтальная ротация дает следующие результаты:

  • у сотрудников повышается мотивация, они не засиживаются на одном месте – 43%;
  • ротация полезна для сотрудников, которых готовят на топ-позиции – 37%;
  • ротация полезна, так как повышает информированность о работе других подразделений – 17%;
  • это лишние затраты – 3%.2

     Продуманная ротация способна помочь предприятию  выжить в экстремальных социально-экономических и политических условиях.

     Однако  для того, чтобы ротация была эффективной, необходимо соблюдать следующие  условия:

  • ротация должна быть добровольной;
  • так как в результате ротации линейный руководитель лишается подчиненного, необходимо заранее известить об этом руководителя и, если необходимо подготовить замену;
  • для ротации необходимы вакансии, поэтому важен четко прописанный механизм, который позволяет постоянно освобождать рабочие места;
  • фирма должна осуществлять поддержку сотрудника на новом месте, разделяя с ним ответственность за перемещение.

     Практика  показывает, что неудачно перемещенные работники часто не видят перспектив в новом коллективе. Проведенная  таким образом ротация теряет смысл. Такие явления свидетельствуют  о плохой работе с персоналом, об отсутствии планирования карьерного роста сотрудников (см. Приложение А). С момента принятия человека на работу и до его увольнения необходимо осуществлять планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей. Сотрудник должен видеть не только свои близкие и далекие перспективы, но и условия достижения этих рубежей. Здесь ротация как один из способов карьерного роста может сыграть важную роль. Ротация может быть особенно плодотворной, если она отвечает ожиданиям сотрудника и предприятия. Руководитель может безболезненно осуществить замену ненадежного работника, спланировать его дальнейшую карьеру, освежить штат предприятия, грамотно распределить сотрудников по микрогруппам. Действуя таким образом, руководитель изучает потенциал своих подчиненных, закладывает критерии оценки их труда, из которых вытекают условия служебного роста, формирует кадровые резервы, а работник получает возможность попробовать силы в новом коллективе, оценить свою способность к адаптации.

     Выделяются  несколько разновидностей карьеры  в зависимости от характера ротации (см. Приложение В). Карьерный рост сотрудника может происходить в рамках одной организации. Это означает, что работник в ходе своей трудовой деятельности проходит все стадии профессионального развития на одном предприятии. При такой карьере ротацию уместно применять на этапе продвижения сотрудника по служебной лестнице. Сроки пребывания сотрудника на новой должности определяются степенью усвоения им нового профессионального опыта и заканчиваются возвращением на прежнюю должность с зачислением в резерв выдвижения (для тех сотрудников, которые уже пребывают в этом резерве, сокращают срок ожидания более высокой должности). В других случаях сотрудник проходит все стадии профессионального развития в разных организациях или различных подразделениях одной организации. В этом случае сроки пребывания на должности сотрудника, переведенного в порядке ротации, определяются эффективностью функционирования структурного подразделения.3

     Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что любая ротация должна проводиться в соответствии с общим планом кадровой работы и основываться на принципах законности, демократии, социальной справедливости, профессионализма, взаимной открытости, исходить из служебной необходимости, учитывать интересы ведомства и сотрудников. Несмотря на различные точки зрения по определению ротации, в данной работе используется понятие ротации как процесс перемещения работника (государственного служащего) с одной должности на другую по горизонтали в порядке осуществления регулярной сменяемости кадров с целью их оптимального использования. Умело используя ротацию, руководители не только укрепляют кадровую структуру предприятия (особенно в провинции, где источники кадрового пополнения скудны), но и развивают творческий потенциал коллектива, обеспечивая высокую эффективность труда. 

1.2. Особенности и  виды ротации персонала

 

     Выше  указывалось, что ротация персонала подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. В целом интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по «горизонтали» необходимо вследствие того, что длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям.

     Для более глубокого уяснения сущности ротации предлагается ее проклассифицировать. По различным основаниям классификации можно выделить следующие виды ротации персонала.

     По  частоте (скорости) перемещений можно выделить годовую (когда время исчисляется годами), помесячную, ежедневную, ежечасную ротации и т.д. Так, на японских автомобильных предприятиях перестановки рабочих с одной операции на другую в пределах участка осуществляются не только с интервалом, исчисляемым в годах или месяцах, но и ежедневно, а в некоторых случаях даже ежечасно.

     В зависимости от траектории движения ротацию делят на:

  • кольцевую, когда работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность; 
  • безвозвратную, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность; 
  • рокировку, при которой два работника одного уровня меняются местами. Такой тип ротации активно применяют японские фирмы. Так, в корпорациях «Сони» и «Хонда» считается нормальным явлением, если руководитель отдела сбыта меняется должностью с коллегой по снабжению.

     По  уровню специализации выделяют ротации: по другой специальности; по смежной специальности; с изменением характера работы, но по той же специальности; ротации, когда характер работы особо не изменяется.

     В зависимости от того, кто является инициатором, ротации могут осуществляться: по инициативе администрации организации; по инициативе работника; по инициативе отдела по управлению персоналом. В российских бюджетных организациях руководители высшего и среднего звеньев в подавляющем большинстве случаев перемещаются по первому типу. По своей инициативе, при неудовлетворенности их работой, в большом числе случаев перемещаются специалисты (рабочие). На коммерческих предприятиях ситуация немного лучше, однако систематизированных отделом кадров перемещений не производится и там.

     По  объекту перемещений ротации затрагивают руководителей и специалистов (рабочих).

     По  масштабу перемещений ротации делятся  на:

  • внутренние – в пределах одного предприятия или его подразделения. Они могут быть внутриотдельскими (внутрицеховыми), межотдельскими и т.д.;
  • внешние – между филиалами и подразделениями организации, находящимися в одном регионе;
  • межрегиональные – перемещение со сменой места жительства в другой регион на филиал или структурное подразделение организации. Они применяются крупными корпорациями, имеющими филиалы в разных частях страны. В России такую ротацию применяют РАО «Газпром», «РОСНЕФТЬ» и др.;
  • международные – применяется транснациональными компаниями, когда работники перемещаются в другие государства.

     В зависимости от того, применяется  обучение или нет, ротация бывает с обучением и без него.

     В зависимости от специфики карьерного пространства выделяют ротацию реальную и виртуальную. Первая возможна в обычной, реально существующей организации. Вторая является новым видом ротации и возникла вследствие развития НТП. Она может быть осуществлена в сетевых организациях, основанных на применении ЭВМ. Компании, применяющие сетевые организационные структуры, базируются на знаниях и информации, а их оргструктуры формируются на основе сокращения иерархических уровней, децентрализации и повышении роли информационных компьютерных технологий. Виртуальная ротация – это ротация, которая делается в виртуальной организации реальным образом, но без физического присутствия человека в компании.

     По  ориентации во времени ротация бывает плановая и фактическая. Плановая ротация – это та, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем. Фактическая – результат реализации планов ротации.

     По  целям ротации делятся на перемещения для: подготовки руководящих кадров; смены обстановки людей (когда человек занимал должность длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте); предотвращения или разрешения конфликтов; подготовки специалистов как универсалов; обеспечения взаимозаменяемости людей в случае болезней, отпусков и т.п.; поиска работнику более подходящей должности при неудовлетворительности результатов в старой должности; повышения степени сплоченности работников организации, усиления коммуникаций между ними и т.д.

     Нередко также выделяют классификацию ротаций  по вертикальному направлению движения, согласно которой ее разновидностями являются должностной рост и понижение в должности. Помимо этого некоторые авторы делят ротацию на межорганизационную (переход в другую организацию) и внутриорганизационную. При этом под ней понимаются любые перемещения человека в течение трудовой жизни. Однако данные утверждения могут быть поставлены под сомнение, поскольку согласно определению, данному в энциклопедическом словаре, под ротацией кадров понимаются горизонтальные перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации. То есть ее особенностью является то, что перестановки производятся в пределах только одного иерархического уровня, причем одним работодателем в пределах одной организации.4

     В теории менеджмента утвердилась  позиция, согласно которой оптимальный  период для занятия одной должности  руководителем составляет 5 лет, для  специалиста 3-5 лет. Однако нельзя устанавливать общий срок для всех однородных должностей. В каждом конкретном случае следует учитывать обстоятельства, влияющие на период занятия работником должности.

     Основными факторами, определяющими оптимальный  срок пребывания человека в одной должности, являются следующие признаки:

  • период времени, необходимый для получения знаний, навыков на новой должности, «вхождения» в коллектив, то есть период адаптации, который зависит от сложности работы;
  • продолжительность и интенсивность умственных операций;
  • степень монотонности (рутинности) работы;
  • степень стрессовости, подверженности должности конфликтам;
  • продолжительность ручных операций и степень физической нагрузки на каждый орган (для рабочих);
  • степень вредности и опасности работы для здоровья;
  • индивидуальные особенности характера человека (темперамент, пол, возраст и т.п.);
  • цели ротации;
  • культурные, психологические особенности народа, населяющего страну, особенности коллектива самой организации.5

     Обобщая вышесказанное можно сделать  вывод, что в каждой организации  должна быть выработана система горизонтальных перемещений персонала. В теории по различным основаниям классификации выделяют отдельные виды ротации персонала. Данная система должна быть составлена отделами по управлению персоналом во взаимодействии с руководителями отделов (цехов). Начальники отделов должны заниматься выявлением оптимального периода для пребывания в должностях, составлением схем перемещений своих подчиненных. Для этого в отношении этих руководителей необходимо провести курс обучения. Для преодоления сопротивления внедрению такой системы необходимо, чтобы она была начата с высших уровней управления, ее внедрение возможно только по инициативе высшего руководства. При этом важно, чтобы перестановки осуществлялись справедливо, чтобы более легкие или трудные должности распределялись равномерно. Для того чтобы система ротаций могла эффективно функционировать, работники должны обладать высокими интеллектуальными и волевыми качествами. Поэтому на этапе подбора персонала важно, чтобы отбирались именно самые лучшие кандидаты.

Информация о работе Ротации кадров как способа повышения эффективности управления