Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Данная работа по менеджменту посвящена теме «Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организаци

Содержание

Введение
Глава 1. Современная система взглядов на управление
1.1. Управление как функция и процесс
1.2. За рубежом
1.3 В Российской Федерации
Глава 2. Менеджер — профессиональный управляющий
2.1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
2.2. Разделение труда менеджеров
Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

мм (2).docx

— 51.84 Кб (Скачать)

Менеджер — это  член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры  являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры  занимают одинаковую позицию » организации, задачи, решаемые различными менеджерами  далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с  тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации  выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

Организация не может  существовать без менеджеров, и для  этого существует ряд причин:

1. менеджеры обеспечивают  выполнение организацией ее основного  предназначения;

2.менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

3.менеджеры разрабатывают  стратегии поведения организации  в изменяющемся окружении; 

4.менеджеры обеспечивают  служение организации интересам  тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

5.менеджеры являются  основным информационным звеном  связи организации с окружением;

6.менеджеры несут  формальную ответственность за  результаты деятельности организации; 

7.менеджеры официально  представляют организацию в церемониальных мероприятиях .

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически  всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и  какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто  делает эту работу лучше нас? Что  мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множество  других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и  огромного умственного напряжения, максимального включения и использования  аналитико-конструктивных способностей человека.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно  умственный, творческий характер управленческого  труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация  совместной деятельности составляют главный  смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому  персоналу. У них особый предмет  труда — информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния  управляемого объекта. Поэтому в  качестве орудий труда выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается  по достижению поставленных целей.

Содержание самого понятия «управленческий персонал»  трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал, как чисть более широкой  категории работников, в которую  кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации .

Чтобы выполнять  свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции  можно условно подразделить на две  группы. Первую составляют знания и  умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление. Они включают: умение обосновывать и принимать решения  в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; информированность (информация — это  знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию  и услуги и т. д.; знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; способность управлять  ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами  повышения эффективности управления; умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и  связи.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в  процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств  работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров

1. Понимание природы  управленческого труда и процессов  менеджмента 

2. Знание должностных  и функциональных обязанностей  менеджера, способов достижения  целей и повышения эффективности  работы организации 

3. Умение использовать  современную информационную технологию  и средства коммуникации, необходимые  в управленческом процессе 

4. Владение искусством  управления человеческими ресурсами 

5. Владение искусством  налаживания внешних связей 

6. Способность к  самооценке, умение делать правильные  выводы и непрерывно повышать  квалификацию — знания и умения  

Вторая группа требований в профессиональной компетенции  менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой . В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:

1.высокое чувство долга и преданности делу;

2.честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

3.умение четко выражать свои мысли и убеждать;

4.уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

5.способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего времени  считалось, что перечисленными личностными  чертами люди либо награждаются от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом  проб и ошибок. Однако последние  достижения науки (в том числе  в социологии и психологии) позволяют  изучать природу человеческих взаимоотношений  и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь  только на собственный опыт.  
 
 
 

2.2 Разделение труда менеджеров

Важным фактором повышения результативности менеджмента  является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное Егоршин  А.П. Управление персоналом. -- Н. Новгород: НИБМ, 2004, с. 32..

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих  одинаковые общие функции менеджмента. Соответственно этому одни работники  аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию  работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение  из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (англ, general manager) и их главная задача состоит  в обеспечении целостности функционирования организации. Поэтому общий менеджер -- это руководитель предприятия  в целом или руководители отдельных  частей предприятия, осуществляющие интеграцию работы функциональных менеджеров и  специалистов. В их задачи входят: выработка  видения будущего, т.е. картины того, какой должна быть организация в  перспективе и как этого можно  достичь; развитие потенциала организации  и людей, работающих в ней; принятие необходимых действий для достижения поставленных целей.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик  управляемого объекта, как организационная  структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная  специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное  разделение труда, оно специфично для  каждой организации. В то же время  можно выделить некоторые общие  черты специализации, касающиеся, прежде всего вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении  трех уровней управления -- низового (первого, или менеджмента передовой  линии), среднего и высшего.

К низовому уровню относятся  менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как  бригады, смены, участки.

Средний уровень  включает менеджеров, ответственных  за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят  из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также  менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, руководство  вспомогательных и обслуживающих  производств, целевых программ и  проектов.

Высший уровень -- это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее производственно-хозяйственными комплексами.

Фактическое число  уровней на предприятиях характеризуется  большим разнообразием и колеблется от двух на малых предприятиях до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это -- горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.

Функциональная структура  работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к  высшему увеличиваются число  и сложность задач по составлению  планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной  функции. На низовом и среднем  уровнях менеджеры заняты организацией совместной деятельности людей, поэтому  эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Технологическое и  профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории  работников: руководители, специалисты  и служащие. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса. 

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры  при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности  управленческого персонала на предприятиях: руководители и их заместители; главные  специалисты; инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский  персонал; канцелярский персонал; юридический  персонал; другие работники. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным  и ответственным Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера . СПб., «Питер», 2005, с. 98.. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии

Чтобы соответствовать  огромному количеству требований, которые  предъявляются к менеджерам, им приходится брать на себя сложные, многоцелевые роли. Роль вообще - это организованный комплекс моделей поведения. Генри  Минцберг идентифицировал 10 ролей, проявления которых можно найти в работе любого менеджера Минцберг Г. Работа менеджера: вымыслы и факты. М., «Проспект», 2006, с. 59.. Их можно распределить по трем группам: межличностные, информационные, связанные с принятием решения. Информационные роли объединяют всю  менеджерскую деятельность. Эти роли могут использоваться одним и  тем же менеджером в различное  время в зависимости от уровня и функций управления. Каждая из десяти ролей описывается индивидуально, но все они вместе составляют одно целое.

Информация о работе Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии