Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Данная работа по менеджменту посвящена теме «Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организаци

Содержание

Введение
Глава 1. Современная система взглядов на управление
1.1. Управление как функция и процесс
1.2. За рубежом
1.3 В Российской Федерации
Глава 2. Менеджер — профессиональный управляющий
2.1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
2.2. Разделение труда менеджеров
Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

мм (2).docx

— 51.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Современная система взглядов на управление

1.1. Управление как  функция и процесс

1.2. За рубежом

1.3 В Российской Федерации

Глава 2. Менеджер — профессиональный управляющий

2.1. Характер труда  и требования к профессиональной компетенции менеджеров

2.2. Разделение труда менеджеров

Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии

Заключение

Список литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Данная работа по менеджменту посвящена теме «Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

В последнее время  больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку  они различаются в зависимости  от особенностей среды, в которой  работает менеджер. Так, например, для  руководителей технических служб  необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного  отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение  или отдел, который возглавляет  менеджер, тем большим объемом  знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными  в процессе работы. Кроме того, профессиональный менеджер понимает сущность протекающих  процессов преобразования в сфере  экономики, менеджмента, финансов, учитывает  ситуацию на рынке труда, т. е. внимательно  следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Современная система взглядов на управление

1.1. Управление как  функция и процесс

В годы перехода российской экономики на рыночные основы ведения  хозяйства наряду с привычным  словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент организации  или предприятия». В настоящее  время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским  словом «управление» и английским «менеджмент» (management). Это находит отражение  в определениях данных понятий в  фундаментальных работах отечественных  и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с  одних и тех же позиций, что  в известной мере отражено в табл. 1., где представлены наиболее часто  используемые подходы к определению  их сущности и роли в обществе. 

Подходы к определению  сущности и роли управления и менеджмента:

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного  развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы  к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение  деятельности по управлению в отдельную  функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ  принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи  с зарождением капитализма и  началом индустриального прогресса  европейской цивилизации. Главным  революционным преобразованием  этого периода в области менеджмента  было его отделение от собственности  и зарождение профессионального  менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально  подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации  и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.

Управление как  функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые  их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций  управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и  контроль.

В последующих разработках  состав универсальных управленческих действий несколько видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В  течение 20 лет, начиная с середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках  функции управления рассматривались  как процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных  работах в 1960-е гг. было введено  понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планирование, организация, координирование, мотивация  и контроль Румянцева З.П., Саламатин Н.А. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 18..

В настоящее время  в большинстве учебников управленческий процесс рассматривается в составе  четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и контроль.

 Их содержание  раскрывается следующим образом:

* планирование - вид  управленческой деятельности, связанной  с установлением целей, разработкой  стратегии и планов организации  и ее составных частей;

* организовывание  -- формирование структуры организации  и управления, а также обеспечение  всем необходимым для ее нормальной  работы: персоналом, материалами, оборудованием,  зданиями, денежными средствами, рабочими  местами и пр.;

* руководство (лидерство) -- деятельность по мотивации персонала,  активизации людей, работающих  в организации, выбору наиболее  эффективных каналов коммуникации  и разрешению организационных  конфликтов;

* контроль -- мониторинг  исполнения, сравнение результатов  с целями, корректировка существенных  отклонений, а также количественная  и качественная оценка и учет  результатов работы организации. 

Рассмотрение управления как функции связано с разработкой  состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи  в пространстве и времени. Подробно эти вопросы рассматриваются  в последующих главах.

Процессный подход к управлению отражает необходимость  интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач  в единую цепочку, разорванную в  результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне  связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности  отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в  пространстве и времени, связанные  между собою управленческие функции, целью которых является решение  проблем и задач организации.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными  специалистами в области управления, которые формируют организации  и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать  цели основатель школы научного менеджмента  Ф.У. Тейлор определял, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом Глухов В.В.Основы менеджмента - СПб.: Специальная литература, 2004, с. 28.. Этим искусством должна обладать определенная категория людей -- менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому управление -- это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Отсюда появляется необходимость внимания к таким  факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в  прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Автократический стиль управления должен уступить место более демократическим  отношениям между менеджерами и  прочими работниками; это обязательное условие повышения качества менеджмента  на современном этапе.

Организационная культура определяется как наличие у всех работающих единых ценностей, общих  целей, их непосредственное участие  в выработке путей достижения целей, заинтересованность в обеспечении  конечных результатов организации.

Управление нередко  идентифицируется с органами или  аппаратом управления. Менеджмент -- специфический орган современных  организаций, как коммерческих, так  и некоммерческих. Без него организация  как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в  этом аппарате, -- это эффективное  использование и координация  всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.  

Поэтому они должны:

* знать, как планировать,  организовать и управлять организацией  и людьми;

* знать и уметь  применять технологию управленческих  работ в определенной области  (например, общем менеджменте, финансах  или маркетинге);

* учитывать особенности  отрасли и организации, в которой  они работают (цели, политику, историю,  сильные и слабые стороны, роль  в отрасли, культуру). 

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере  связей между звеньями и элементами структуры управления, на степени  централизации и децентрализации  распределения функций, на полномочиях  и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. 
 
 

1.2  За рубежом:

Современная система  взглядов на управление (ее называют новой  управленческой

парадигмой3) сформировалась под воздействием объективных изменений  в мировом

общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом

индустриального развития общественного производства, начало которому положила

промышленная революция  предыдущего столетия. Во второй половине текущего века

страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой

характерны принципиально  новые черты и закономерности. Главными факторами этих

изменений явились  научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т. е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы.

              Основные положения старой и  новой парадигм управления

Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А.Маслоу и др.) Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф,П. Друкер и др.)
1. Предприятие  - это закрытая система, цели, задачи  и условия деятельности которой  достаточно стабильны 1. Предприятие - это  открытая система, рассматриваемая  в единстве факторов внутренней  и внешней среды
2. Рост  масштабов производства продукции  и услуг как главный фактор  успеха и

конкурентоспособности

2. Ориентация не  на объемы выпуска, а на качество  продукции и услуг, на удовлетворение  потребителей 
3. Рациональная  организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности               

труда как главная  задача менеджмента                  

фирмы, при которых  рационализация

производства становится задачей второго

плана

  3. Ситуационный  подход к управлению,

признание    важности    быстроты     и

адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования

В управленческой и экономической науках парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из

основополагающих  идей и научных результатов крупных  ученых и определяющих стержень мышления основной массы

исследователей и  практиков-управленцев и экономистов.

В управленческой и экономической науках парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из

основополагающих  идей и научных результатов крупных  ученых и определяющих стержень мышления основной массы

исследователей и  практиков-управленцев и экономистов.

4. Главный  источник прибавочной стоимости  - производственный рабочий и              производительность его труда            4. Главный источник  прибавочной стоимости- люди, обладающие  знаниями (когнитариат),  и условия для реализации их потенциала 
 
5. Система  управления, построенная на       контроле всех видов деятельности,           функциональном разделении труда,  нормах,    стандартах и правилах  выполнения работы     5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства 
 

Информация о работе Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии