Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Данная работа по менеджменту посвящена теме «Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организаци

Содержание

Введение
Глава 1. Современная система взглядов на управление
1.1. Управление как функция и процесс
1.2. За рубежом
1.3 В Российской Федерации
Глава 2. Менеджер — профессиональный управляющий
2.1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
2.2. Разделение труда менеджеров
Глава 3. Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

мм (2).docx

— 51.84 Кб (Скачать)
 

Новая парадигма  потребовала пересмотра принципов  управления, так как старые

перестают «работать» в условиях предпринимательских  структур. В 90-е годы главное

внимание в принципах  обращается на человеческий или социальный аспект управления:

менеджмент направлен  на человека, на то, чтобы делать людей  способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии  к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого  работающего в  общий результат; этика в бизнесе  объявляется золотым правилом менеджмента.

Принципы управления (90-е годы XX в.)

     1. Лояльность  к работающим

     2. Ответственность  как обязательное условие успешного  менеджмента

     3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу  вверх, сверху вниз, по

горизонтали

     4. Атмосфера  в организации, способствующая  раскрытию способностей работающих

     5. Обязательное  установление долевого участия  каждого работающего в общих

результатах

     6. Своевременная  реакция на изменения в окружающей  среде

     7. Методы  работы с людьми, обеспечивающие  их удовлетворенность работой

     8. Непосредственное  участие менеджеров в работе  групп на всех этапах как  условие

согласованной работы

     9. Умение  слушать всех, с кем сталкивается  в своей работе менеджер: покупателей,

поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.

     10. Этика  бизнеса

     11. Честность  и доверие к людям

     12. Опора  на фундаментальные основы менеджмента:  качество, затраты, сервис,

нововведения, контроль ресурсов, персонал

     13. Видение  организации, т. е. четкое представление  о том, какой она должна быть

     14. Качество  личной работы и ее постоянное  совершенствование

     Новая  система взглядов на управление  известна в литературе как  «тихая

управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут

применяться, не приводя  к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов  менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решении. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

     Организации  все чаще обращаются к методам  стратегического планирования и

управления, рассматривая внезапные и резкие изменения  во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как  реальность современной экономической  жизни, требующей новых приемов  менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых  предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению  новых проблем и выработке  новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении  ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. 
 
 
 
 

1.3 В Российской федерации:

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей  страны от социалистического

хозяйства к экономике  рыночно-предпринимательского типа вызвал также необходимость разработки новой парадигмы управления.

      Осуществляемые  в стране экономические реформы  позволяют интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.

      Система  взглядов, в течение 70 лет определявшая  развитие теории и практики

управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы  экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социалистического общества привела к созиданию экономической теории особого типа. Помимо ее крайней политизации, она обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.

      В  соответствии с этим управленческая  наука развивала фундаментальные  положения,

обосновывающие необходимость  централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством. Управление экономикой СССР строилась по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Отсюда - колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления, с которой мы подошли к началу экономических реформ.

      Российская  Федерация как самостоятельное  государство взяла курс на  проведение

рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики.

      Положения  новой управленческой парадигмы  должны выражать объективные

потребности реформируемой  экономики и общества в целом; они должны содержать

главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы

управления поможет  нашей стране ускорить переход к  рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.

Децентрализация системы  управления, проводимая в процессе реформирования, не

предполагает полного  отказа от государственного регулирования  социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т. д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально- экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорции, развитие эффективных международных экономических отношений.

                     Старая и новая система взглядов на управление

                предприятиями и организациями  Российской Федерации

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) Новая (на период перехода на рыночные рельсы хозяйствования)
1. Централизация  управления единым

народнохозяйственным  комплексом

1. Децентрализация  на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических  процессов
2. Моноцентрическая  система      хозяйствования 2. Переход к полицентрической  системе

хозяйствования

3. Прямое  государственное управление

предприятиями

3. Управление предприятиями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов
4. Ограниченная  хозяйственная             самостоятельность предприятий,  жесткая    система распределения  и связей между ними 4. Самоуправление  организаций негосударственного сектора как открытых,

социально ориентированных  систем 
 

 

     Выполняя  эти функции, государство регулирует  спрос и предложение на макроуровне,

не вмешиваясь и  не ограничивая действие механизма  саморегулирования на уровне

организаций, между  которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода от значительного в начале до минимального уровня в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т. д.).

     Переход  к полицентрической системе хозяйствования  должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики России.

     Важным  положением новой парадигмы является  установка на сочетание рыночных и

административных  методов управления предприятиями  государственного сектора. В

переходный период государственный сектор экономики  будет сокращаться за счет

расширения сферы  рыночного предпринимательства  и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

     Концепция  управления организациями негосударственного  сектора как открытыми,

социально ориентированными системами означает поворот к  рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой.

Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение

иностранного капитала, налаживание коммуникаций - далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Менеджер — профессиональный управляющий

2.1. Характер и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с  другими видами труда в организации  он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его  предмете, результатах и применяемых  средствах.

Информация о работе Роли менеджера на разных уровнях организационной иерархии