Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования.
Введение.
Глава 1. Понятие системы управления. Цели и функции.
Глава 2. Традиционные и современные принципы.
Глава 3. Построение системы управления персоналом предприятия.
Глава 4. Внутрифирменное управление.
Глава 5. Роль руководителя в управлении персоналом.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
Глава 1. Понятие системы управления. Цели и функции.
Глава 2. Традиционные и современные принципы.
Глава 3. Построение системы управления персоналом предприятия.
Глава 4. Внутрифирменное управление.
Глава 5. Роль руководителя в управлении персоналом.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Характерной особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия. Актуальность выбранной темы является то, что в наше время успешность функционирования фирмы, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, то возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.
Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров. Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других.
Несмотря на то, что теоретические основы управления исследовались многими учеными, до сих пор нет общепринятого определения понятия "управление". Объясняется это тем, что управленческая деятельность как объект исследования, представляет собой сложное, многоплановое явление, и каждый автор выделяет те аспекты, которые более соответствуют его конкретным задачам и избранным методам исследования. По многим из таких аспектов, как свидетельствует история науки управления, развиваются научные направления и школы, но все они в конечном итоге могут быть оценены как односторонние. В итоге в управлении используются самые разнообразные концептуальные модели и требования, которые на практике бывает очень сложно совместить. Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается прежде всего как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. В рамках системного подхода к управлению, получившему широкое распространение с 50-х годов двадцатого столетия, предметом исследования и моделирования выступают реальные системы и их концептуальные модели.
Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования.
В исследованиях систем управления широко используются подходы выделения структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам, и т.д.
Исходя из вышеприведенных
материалов, в общем виде описывающих
современные взгляды на системы управления,
как на объект исследования. Данная работа,
для достижения цели которой по описанию
методов и приемов анализа систем управления,
предполагает решение следующих задач:
- В чем заключается процесс управления.
- Основные функции управления.
- Особенности
системы управления
- Определение
целей и задач системы
- Значение информации для управления.
- Виды структур
управления.
Понятие системы
управления. Цели и функции.
Персонал является
одним из наиболее сложных объектов
управления в организации, поскольку
в отличие от материальных факторов
производства персонал обладает возможностью
принимать решения и критически
оценивать предъявляемые к ним
требования. Персонал также имеет субъективные
интересы и чрезвычайно чувствителен
к управленческим воздействиям, реакция
на которые не определена.
Система управления
персоналом — это совокупность приемов,
методов, технологий организации работы
с персоналом.
Организационная
структура системы управления персоналом
— это совокупность взаимосвязанных подразделений
этой системы и должностных лиц.
Подразделения
выполняют различные функции, их совокупность
составляет службу управления персоналом
(кадровую службу). Роль и место службы
управления персоналом в структуре всей
организации определяется ролью и местом
каждого специализированного подразделения
данной службы, а также организационным
статусом ее непосредственного руководителя.
Управление подразделяется на четыре сферы, раскрывающие его (управления) различные структурные аспекты: управление продукцией, управление рынками, финансовое управление и управление персоналом.
До последнего времени само понятие "управление персоналом" в управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
При переходе к
рынку происходит медленный отход от
иерархического управления, жесткой системы
административного воздействия, практически
неограниченной исполнительной власти
к рыночным взаимоотношениям, базирующимся
на экономических методах. В связи с этим
становится необходимым принципиально
новый подход к приоритетам. Главное внутри
организаций - работники, а за пределами
- потребители продукции. Необходимо
повернуть сознание
работающего к потребителю,
а не к начальнику; к
прибыли, а не к расточительству;
к инициативе, а не к
бездумному исполнению. Следует перейти
к социальным нормам, базирующимся на
здравом экономическом смысле, не забывая
о нравственности.
Первоначальным этапом проектирования и формирования системы управления персоналом организации является формулировка целей данной системы. Для различных организаций цели системы управления персоналом варьируются в зависимости от характера деятельности организации, объемов производства, стратегических задач и т.д. Обобщение опыта зарубежных и отечественных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом организации как обеспечение организации персоналом, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. На рисунке показана структура целей системы управления персоналом организации.
Все множество
целей организации можно
- экономические
- получение прибыли от
- научно-технические - обеспечение современного научно-технического уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и прочее;
- производственно-коммерческие
- производство и реализация
- социальные - достижение необходимой степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Социальные цели
организации можно рассматривать с
двух точек зрения, а именно: с позиций
персонала и с позиций администрации.
С одной стороны, цели системы управления
персоналом определяют конкретные потребности
работников, которые должны быть удовлетворены
администрацией. С другой стороны, эти
цели определяют характер и условия трудовой
деятельности, которые обеспечивает администрация.
С точки зрения
персонала социальные цели организации
обусловлены тем, в какой степени выполнение
трудовых функций способствует удовлетворению
потребностей человека. Структура таких
целей представлена на рисунке.
С точки зрения
администрации социальные цели организации
связаны с экономическими целями.
В этом аспекте система управления
персоналом должна служить основной
цели — получению прибыли.
Важным условием
эффективности системы
Обе ветви социальных
целей (персонала и администрации) не противоречат
друг другу, что создает эффективную основу
для взаимодействия этих двух субъектов
для достижения общих целей. Наличие противоречивых
целей системы управления персоналом
приводит к конфликту интересов персонала
и администрации, что негативным образом
сказывается на функционировании организации
в целом. Следует также подчеркнуть, что,
несмотря на то, что с точки зрения администрации,
главной целью является получение прибыли,
отправным моментом в современной теории
и практике управления персоналом является
осознание необходимости удовлетворения
не только материальных, но и социальных
потребностей сотрудников.
В современных условиях в качестве генеральной цели может быть представлена экономическая цель. При построении системы целей принят тот факт, что в дальнейшем типовой вариант структуры будет формироваться по функционально- целевому признаку как наиболее распространенному.
Поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы управления предприятием, то структуризация этого вида целей рассматривается отдельно и более подробно.
Среди целей, сформированных
по факторному признаку, следует выделить
целевое обеспечение общих
- планирование (координация ожидаемых результатов и способов их достижения);
организация и регулирование (координация действий для достижения результата);
учёт и контроль (получение информации о достижении результатов);
стимулирование (распределение финансовых ресурсов между всеми звеньями и объектами).
Планирование - это начало и основа управления. Различают стратегическое, оперативное и текущее планирование. Любой план должен удовлетворять принципам:
1) быть экономически обоснованным и рациональным;
2) опираться на реальные возможности организации;
3) должен быть
достаточно гибким для
Организация- создание такой систем, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства.
Хороший организатор не тот, кто хорошо работает только сам, а то у кого работают хорошо и подчинённые. Основные принципы управления:
- чёткое разделение труда;
- чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;
- строгая дисциплина;
- принцип единоначалия;
- принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;
- подчинённость
личных интересов общим
- справедливое вознаграждение работникам;
- централизация в системе управления;
- четкая регламентация полномочий руководителя;
- принцип справедливости
в разрешении конфликтных
- принцип стабильности рабочих мест;
- поощрение инициативы низовых работников.
Формы организации деятельности:
1) делегирование полномочий (передача части управленческих функций более низкому уровню, но с сохранением ответственности);
2) регламентирование прав. Обязанностей, профессиональных функций (юридическое оформление прав в должностных инструкциях, трудовых контрактах);
3) создание организационной структуры;
Информация о работе Роль управления персоналом в системе управления организации