Роль, сущность и содержание функций менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть и показать основные функции менеджмента.

В задачи работы входит изучение и анализ содержания основных функций менеджмента.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Как самостоятельная наука, менеджмент зародился на рубеже XIX - XX веков. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельности. Зададим себе вопрос. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посвятили самостоятельную дисциплину? Специалисты дают на него такой ответ.

    Во  многом это было предопределено потребностями  капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

    Впервые идея менеджмента была высказана  в 1866 году, американским бизнесменом  Г. Тауном. Он выступил на собрании американского  общества инженеров - механиков с  докладом, в котором говорил о  необходимости подготовки специалистов - управленцев.

    Впервой половине двадцатого века получили развитие четыре различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

    В нашей стране отсутствие рынка делало менеджмент, о котором большинство знало лишь понаслышке, ненужным, а подготовку людей, хотя бы немного разбирающихся в нем - излишней роскошью…

    Переход к рыночным отношениям поставил все  на свое место. Сегодня знание основ  менеджмента становится необходимым  любому специалисту, где,  в качестве кого бы, он не работал (предпринимателя, чиновника, педагога и т.п.), не выступал, становиться неотъемлемой составной частью культуры любого уважающего себя гражданина России.

    Цель  данной работы – раскрыть и показать основные функции менеджмента.

    В задачи работы входит изучение и анализ содержания основных функций менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

    1.1 Сущность и характерные черты  современного менеджмента

    Менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

    Первоначально слово «менеджмент» означало «умение  объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь – от латинского «manus» (рука). Таким образом, менеджмент буквально означает – «руководство людьми». Другими словами, менеджмент это – теория и практика управления фирмой и её персоналом в условиях рынка. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

    Менеджмент  — это не только профессия, но и  образ мышления, деятельности, жизни. Менеджер — творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам. Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой. Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его. Современному менеджеру необходимы следующие качества:

    - глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

    - знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия; предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);

    - новаторство, изобретательность;

    - напористость, смелость, целеустремленность.

    Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать  работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры. [9]

    1.2 Менеджмент как наука и искусство

    Менеджмент – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

    Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

    Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать.

    Поставленных  целей. Цели должны быть выбраны и поставлены, верно, именно все предыдущее теряет смысл. Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял умение ставить и реализовать цели как искусство.

    Главное в менеджменте – ставить перед  собой цели, отвечающие интересам предприятия, использовать труд, интеллект и мотивы поведения людей.

    Менеджер  должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе будут получать новое «звучание». Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством.

    Таким образом, менеджмент определяется как:

    - вид деятельности;

    - наука и искусство;

    - категория людей;

    - аппарат управления.

    В дальнейшем я термины «управления» и «менеджмент» буду  употреблять как равнозначные.

    Хочу заметить, что менеджмент занимается в отличие от управления производством не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Я считаю, что менеджмент социально-гуманитарная, нежели технико-экономическая дисциплина, ибо в центре ее внимания – человек. [11]

    1.3 Разновидности менеджмента

    Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:

    1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

    2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

    3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

    Помимо  приведенных видов специального менеджмента в настоящее время  разрабатываются другие виды:

    · менеджмент социальной сферы;

    · банковский менеджмент;

    · налоговый менеджмент;

    · организационный менеджмент;

    · международный менеджмент;

    · кадровый и др. [7] 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

    2.1. Классификация функций управления

    Управление  следует рассматривать как процесс.

    Процесс управления - это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.

    Функции управления - это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления.

    Содержание  действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.

    Ключевыми функциями менеджмента являются:

    - планирование;

    - организация;

    - мотивация;

    - контроль.

    Рассмотрим  содержание каждой функции менеджмента.

    2.2 Планирование как функция управления

    Планирование - это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.

    План  становится основой деятельности предприятий  всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.

    Сам процесс планирования позволяет  более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

     2.2.1 Виды планирования

    К основным видам планирования относятся:

    - стратегическое планирование;

    - тактическое  планирование;

    -тактическое  планирование.

    Рассмотрим  каждое из них.

      2.2.1.1 Стратегическое планирование

    Стратегическое  планирование представляет собой предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей.

    В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:

    - распределение ресурсов предприятия,  которые ограничены, таких, как  дефицитные кадры – управленческий  персонал и специалисты, технологии, производственные фонды. Финансовые ресурсы;

Информация о работе Роль, сущность и содержание функций менеджмента