Автор: t*******@rambler.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа
Цель данной работы – совершенствование стратегии организации на примере ОАО «ПЗ «Машиностроитель».
Задачи работы:
Определить роль стратегического менеджмента для организации в современных условиях;
Проанализировать действующую стратеги организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель»;
Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития рассматриваемого предприятия.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение 3
1. Роль стратегического менеджмента для развития организации в современных условиях 4
2. Анализ действующей стратегии организации 15
2.1 Характеристика организации. Сфера деятельности, место расположения, организационно-правовая форма, организационная структура управления, экономические показатели в динамике 15
2.2 Характеристика деятельности организации и ее делового окружения 19
2.3 Стратегический анализ деятельности. Динамика технико-экономических показателей. Положение на рынке. PEST-анализ, SWOT-анализ и др. инструменты 23
3. Совершенствование стратегии организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель» 29
3.1 Определение миссии и главных стратегических целей 29
3.2 Построение «дерева целей» 30
3.3 Выбор типа стратегии и его обоснование 30
3.4 Разработка плана реализации стратегии 32
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 42
В 2009 году акционерным обществом было изготовлено 20 комплектов ГПА на сумму 342 953 тыс. руб., удельный вес в общем объеме производства составляет 11,4%.
Объем
выпуска товаров народного
В 2009 году акционерное общество выпускало ранее освоенные товары народного потребления.
Выручка
от реализации продукции (работ, услуг)
по видам деятельности представлена в
таблице:
Таблица 2.4
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) по видам деятельности ОАО «ПЗ «Машиностроитель»
Темп роста выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2009 года к 2008 году составил 110,3%. Рост выручки в 2009году достигнут за счет увеличения реализации продукции специальной тематики - рост к уровню 2008 года составляет 221,0%. Реализация этого вида продукции имеет наибольший удельный вес в структуре выручки за 2009 год - 61,4%.
Удельный вес выручки от реализации гражданской продукции -29,1%, в том числе: выручки от реализации продукции для авиационной промышленности - 17,2%, выручки от реализации продукции для газодобывающей отрасли (узлы и агрегаты ГПА) - 11,0%. Доля выручки от реализации товаров народного потребления в 2009году невысока и составляет 1,7%.
Удовлетворительные результаты деятельности предприятия обусловлены ценовой политикой и высокими потребительскими качествами выпускаемых изделий.
Основными конкурентами Общества являются:
1. ООО Рудгормаш, г. Воронеж;
2. ДнепрБомМаш, Украина;
3. Констар, Украина.
Основные показатели, позволяющие конкурировать с указанными фирмами на рынке, – стоимость, качество, возможность быстрой покупки как самого изделия, так и запасных частей к нему в период дальнейшей эксплуатации, доступность гарантийного и постгарантийного сервиса, возможность получить быструю и технически грамотную консультацию в период закупки оборудования.
Для формирования поведения предприятия на рынке проведём системный анализ рыночной ситуации с помощью матричного метода PEST-анализа.
Представим основные факторы макроокружения предприятия ОАО «ПЗ «Машиностроитель» в таблице 2.5 (см. Приложение 2)
Рассмотрим
сильные и слабые стороны предприятия
(внутренняя среда), а также возможности
и угрозы для предприятия ОАО «ПЗ «Машиностроитель»,
которые могут возникнуть на рынке (внешняя
среда). Результаты SWOT-анализа оформим
в таблице 2.6
Таблица 2.6
Матрица SWOT
Возможности
1. долгосрочные связи с потребителем; 2. новые рынки; 3. снижение процентных ставок. |
Угрозы
1. рост цен на сырье и материалы; 2. более
активная деятельность 3. повышение издержек; 4. снижение объема продаж. 5. недостаточное количество финансовых средств. | |
Сильные
стороны
1. приемлемый уровень цен 2. широкий ассортимент номенклатуры 3. известность предприятия |
1. увеличение
доли рынка за счет недорогой
продукции;
2. сконцентрировать
усилия предприятия на |
1. за счет приемлемого уровня цен отодвинуть активную деятельность конкурентов. |
Слабые
стороны
1. высокий износ основных фондов 2. невысокое качество продукции. |
|
1. сокращение
персонала;
2. потеря прибыли; 3. сокращение рентабельности. |
Далее
мы определим, какие действия необходимо
предпринять руководству
В 2012 году перед ОАО «Пермский завод "Машиностроитель" стоят следующие стратегические задачи:
Миссия организации – увеличение экономического развития предприятия и насыщение рынка качественной продукцией с помощью выпуска рентабельной продукции.
Организация ОАО «ПЗ «Машиностроитель» для успешной работы должна ясно осознавать концепции своего бизнеса, то есть иметь представление о видах будущей деятельности и долгосрочных конкурентных позициях.
На предприятии ОАО «ПЗ «Машиностроитель» применим способ построения целей как «дерево целей».
Рисунок 3.1 – Схема «дерева целей» предприятия ОАО «ПЗ «Машиностроитель»
Приведённую выше схему «дерева целей» для простоты понимания оформим в табл. 3.1. (см. Приложение 3)
Перспективой развития машиностроения Пермского края является создание машиностроительного кластера, как сети, функционирующей на основе долгосрочных взаимоотношений, согласования стратегии развития и координации деятельности. Согласно определению Майкла Портера, под региональным кластером следует понимать группу географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера.5
Для формирования и развития регионального промышленного кластера необходимо проведение кластерной политики, направленной на разработку принципов, целей и методов стимулирования предприятий и их сетевых взаимодействий. Инициатива ее реализации должна исходить со стороны местных органов власти и объединений бизнес-сообщества. Их задачей является - выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера.
Анализ отрасли машиностроения Пермского края показал, что имеются предпосылки и возможности для формирования кластера. В перспективе он будет представлять собой сеть независимых производственных и сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Формирование кластера машиностроения позволит участникам кластера повысить эффективность и снизить издержки в текущей деятельности, повысить инновационный потенциал при создании новых продуктов и технологий, обеспечить координацию предпринимательской деятельности. Развитие кластера машиностроения позволит достичь следующих основных целей:
Задачами машиностроительного кластера являются:
В практических аспектах кластерная политика реализуется в кластерной стратегии, которая определяет конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Их состав, исполнители, сроки, источники и средства реализации в комплексе образуют кластерную стратегию.
Прежде
всего, необходимо определить состав предприятий,
которые будут входить в
Кроме того, должна быть произведена кластеризация малого и среднего бизнеса, так как кластер по определению не сформируется без большого числа мелких поставщиков комплектующих и услуг. Сотрудничество в рамках кластера позволит избежать различий в размерах предприятий. Участие в кластере малого предприятия с одной-двумя технологиями наряду с промышленными гигантами, обладающими сотнями технологий, позволит получить равный доступ к рынкам сбыта, инновационным технологиям. Данные предприятия могут представлять собой сеть центров реструктуризации, промышленного субконтрактинга и аутсорсинга. Основная цель их создания заключается в избавлении предприятий от производственных мощностей, носящих вспомогательный характер и значительно увеличивающих себестоимость конечной продукции.
Стоит отметить важность создания единой информационной системы, которая позволит повысить эффективность принятия управленческих решений, а также обеспечить информационную открытость деятельности кластера. Суть данной системы сводится к созданию информационной базы тех производственных операций, которые могут производить предприятия, оборудования и технологий с последующим использованием этих ресурсов участниками кластера на основе субконтрактинга. Участники кластера смогут передавать не свойственные им технологические компетенции предприятиям, способным делать это наиболее эффективно и технологически совершенно. Кроме того, это позволит сократить дублирующие функции на ряде предприятий, а также сократить часть малоэффективного оборудования, более эффективно использовать инфраструктуру и повысить, таким образом, производительность. Для создания информационной системы необходимо внедрить на каждое предприятие единую технологию компьютерного проектирования, для того чтобы упростить размещение заказа на изготовление какой-либо продукции или выполнение операции. Для этого каждое предприятие, входящее в кластер должно предоставят информацию о своем технологическом оборудовании, которое они могут предложить для размещения заказов.
Информация о работе Роль стратегического менеджмента в развитии организации