Роль стратегического менеджмента в развитии организации

Автор: t*******@rambler.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – совершенствование стратегии организации на примере ОАО «ПЗ «Машиностроитель».
Задачи работы:
Определить роль стратегического менеджмента для организации в современных условиях;
Проанализировать действующую стратеги организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель»;
Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития рассматриваемого предприятия.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Содержание

Введение 3
1. Роль стратегического менеджмента для развития организации в современных условиях 4
2. Анализ действующей стратегии организации 15
2.1 Характеристика организации. Сфера деятельности, место расположения, организационно-правовая форма, организационная структура управления, экономические показатели в динамике 15
2.2 Характеристика деятельности организации и ее делового окружения 19
2.3 Стратегический анализ деятельности. Динамика технико-экономических показателей. Положение на рынке. PEST-анализ, SWOT-анализ и др. инструменты 23
3. Совершенствование стратегии организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель» 29
3.1 Определение миссии и главных стратегических целей 29
3.2 Построение «дерева целей» 30
3.3 Выбор типа стратегии и его обоснование 30
3.4 Разработка плана реализации стратегии 32
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 42

Работа содержит 1 файл

машиносторитель.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

     В 2009 году акционерным обществом было изготовлено 20 комплектов ГПА на сумму 342 953 тыс. руб., удельный вес в общем объеме производства составляет 11,4%.

     Объем выпуска товаров народного потребления в отчетном году составил 62 266 тыс. руб., доля товаров народного потребления в объеме всей товарной продукции невысока и составляет 2,1%.

     В 2009 году акционерное общество выпускало  ранее освоенные товары народного потребления.

     Выручка от реализации продукции (работ, услуг) по видам деятельности представлена в таблице: 
 
 
 

     Таблица 2.4

     Выручка от реализации продукции (работ, услуг) по видам деятельности ОАО «ПЗ «Машиностроитель»

     Темп  роста выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг 2009 года к 2008 году составил 110,3%. Рост выручки в 2009году достигнут за счет увеличения реализации продукции специальной тематики - рост к уровню 2008 года составляет 221,0%. Реализация этого вида продукции имеет наибольший удельный вес в структуре выручки за 2009 год - 61,4%.

     Удельный  вес выручки от реализации гражданской  продукции -29,1%, в том числе: выручки от реализации продукции для авиационной промышленности - 17,2%, выручки от реализации продукции для газодобывающей отрасли (узлы и агрегаты ГПА) - 11,0%. Доля выручки от реализации товаров народного потребления в 2009году невысока и составляет 1,7%.

     Удовлетворительные  результаты деятельности предприятия  обусловлены ценовой политикой и высокими потребительскими качествами выпускаемых изделий.

     Основными конкурентами Общества являются:

     1. ООО Рудгормаш, г. Воронеж;

     2. ДнепрБомМаш, Украина;

     3. Констар, Украина.

     Основные  показатели, позволяющие конкурировать  с указанными фирмами на рынке, –  стоимость, качество, возможность быстрой  покупки как самого изделия, так  и запасных частей к нему в период дальнейшей эксплуатации, доступность гарантийного и постгарантийного сервиса, возможность получить быструю и технически грамотную консультацию в период закупки оборудования.

     Для формирования поведения предприятия  на рынке проведём системный анализ рыночной ситуации с помощью матричного метода PEST-анализа.

     Представим  основные факторы макроокружения предприятия  ОАО «ПЗ «Машиностроитель» в таблице 2.5 (см. Приложение 2)

     Рассмотрим  сильные и слабые стороны предприятия (внутренняя среда), а также возможности и угрозы для предприятия ОАО «ПЗ «Машиностроитель», которые могут возникнуть на рынке (внешняя среда). Результаты SWOT-анализа оформим в таблице 2.6 
 
 
 

Таблица 2.6

Матрица SWOT

  Возможности

1. долгосрочные  связи с потребителем;

2. новые  рынки;

3. снижение  процентных ставок.

Угрозы

1. рост  цен на сырье и материалы;

2. более  активная деятельность конкурентов;

3. повышение  издержек;

4. снижение  объема продаж.

5. недостаточное  количество финансовых средств.

Сильные стороны

1. приемлемый уровень цен

2. широкий  ассортимент номенклатуры

3. известность  предприятия

1. увеличение  доли рынка за счет недорогой продукции;

2. сконцентрировать  усилия предприятия на выявлении  привлекательных стратегий рынка.

1. за счет  приемлемого уровня цен отодвинуть активную деятельность конкурентов.
Слабые  стороны

1. высокий износ основных фондов

2. невысокое качество продукции.

  1. низкая прибыльность;
  2. освоение новых рынков за счет невысокого качества продукции.
 
1. сокращение  персонала;

2. потеря  прибыли;

3. сокращение рентабельности.

 

     Далее мы определим, какие действия необходимо предпринять руководству предприятия  в рамках той миссии, которую оно  собирается реализовать.

3. Совершенствование  стратегии организации  ОАО «ПЗ «Машиностроитель»

3.1 Определение миссии и главных стратегических целей

     В 2012 году перед ОАО «Пермский завод "Машиностроитель" стоят следующие стратегические задачи:

  • выполнение государственного заказа и обязательств в рамках внешнеэкономической деятельности в области разработки, производства и поставки вооружения и военной техники;
  • увеличение объема производства товарной продукции, выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг; чистой прибыли;
  • увеличение рентабельности продукции, работ и сохранение финансовой устойчивости Общества, достаточной для стабильной работы в современных условиях финансово-экономической конъюнктуры;
  • дальнейшее развитие направлений деятельности Общества в области перспективных НИОКР как военного, так и общепромышленного назначения;
  • обновление и модернизация основного производственного оборудования, развитие современных информационных технологий;
  • дальнейшая оптимизация организационных подразделений Общества и совершенствование структуры управления;
  • оптимизация численности персонала во взаимной увязке с объемами работ по приоритетным направлениям деятельности;
  • обеспечение эффективного режима контроля за коммерческой информацией.

     Миссия организации – увеличение экономического развития предприятия и насыщение рынка качественной продукцией с помощью выпуска рентабельной продукции.

3.2 Построение «дерева целей»

     Организация ОАО «ПЗ «Машиностроитель» для  успешной работы должна ясно осознавать концепции своего бизнеса, то есть иметь  представление о видах будущей деятельности и долгосрочных конкурентных позициях.

     На  предприятии ОАО «ПЗ «Машиностроитель» применим способ построения целей как «дерево целей».

     

     Рисунок 3.1 – Схема «дерева  целей» предприятия  ОАО «ПЗ «Машиностроитель»

     Приведённую выше схему «дерева целей» для  простоты понимания оформим в табл. 3.1. (см. Приложение 3)

3.3 Выбор типа стратегии  и его обоснование

     Перспективой  развития машиностроения Пермского  края является создание машиностроительного  кластера, как сети, функционирующей  на основе долгосрочных взаимоотношений, согласования стратегии развития и координации деятельности. Согласно определению Майкла Портера, под региональным кластером следует понимать группу географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера.5

     Для формирования и развития регионального промышленного кластера необходимо проведение кластерной политики, направленной на разработку принципов, целей и методов стимулирования предприятий и их сетевых взаимодействий. Инициатива ее реализации должна исходить со стороны местных органов власти и объединений бизнес-сообщества. Их задачей является -  выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера.

     Анализ  отрасли машиностроения Пермского  края показал, что имеются предпосылки и возможности для формирования кластера. В перспективе он будет представлять собой сеть независимых производственных и сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Формирование кластера машиностроения позволит участникам кластера повысить эффективность и снизить издержки в текущей деятельности, повысить инновационный потенциал при создании новых продуктов и технологий, обеспечить координацию предпринимательской деятельности. Развитие кластера машиностроения позволит достичь следующих основных целей:

  • удовлетворение спроса рынка, нуждающегося в товарах, производимых в рамках предприятий кластера, отвечающих современным требованиям качества;
  • получение эффекта от масштаба закупок материалов;
  • обеспечение обучения персонала, исследования рынка, охвата новых рынков сбыта продукции на основе маркетинговой деятельности и политики инноваций;
  • достижение устойчивых контактов с государственными, финансовыми и кредитными организациями на основе сформированного имиджа кластера;
  • обеспечить защиту коммерческих и имущественных интересов участников.

     Задачами  машиностроительного кластера являются:

  • формирование единой технологической платформы машиностроения на базе инновационных технологий;
  • создание условий для непрерывного роста уровня имеющихся технологий, расширения спектра имеющихся технологических возможностей;
  • формирование эффективной системы взаимодействия как между предприятиями, являющимися членами кластера, так и со сторонними организациями.

3.4 Разработка плана  реализации стратегии

     В практических аспектах кластерная политика реализуется в кластерной стратегии, которая определяет конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Их состав, исполнители, сроки, источники и средства реализации в комплексе образуют кластерную стратегию.

     Прежде  всего, необходимо определить состав предприятий, которые будут входить в систему  кластера. Целесообразно начинать формирование кластера на основе крупнейшего головного предприятия (ядра кластера). В Пермском крае крупнейшими предприятиями, производящими машины и оборудования, являются ОАО «ПЗ «Машиностроитель», ОАО «Пермские моторы» и ОАО «Мотовилихинские заводы». Их и примем за ядро кластера. В перспективе в структуру кластера могут войти и другие крупные машиностроительные предприятия Пермского края.

     Кроме того, должна быть произведена кластеризация  малого и среднего бизнеса, так как  кластер по определению не сформируется без большого числа мелких поставщиков комплектующих и услуг. Сотрудничество в рамках кластера позволит избежать различий в размерах предприятий. Участие в кластере малого предприятия с одной-двумя технологиями наряду с промышленными гигантами, обладающими сотнями технологий, позволит получить равный доступ к рынкам сбыта, инновационным технологиям. Данные предприятия могут представлять собой сеть центров реструктуризации, промышленного субконтрактинга и аутсорсинга. Основная цель их создания заключается в избавлении предприятий от производственных мощностей, носящих вспомогательный характер и значительно увеличивающих себестоимость конечной продукции.

     Стоит отметить важность создания единой информационной системы, которая позволит повысить эффективность принятия управленческих решений, а также обеспечить информационную открытость деятельности кластера. Суть данной системы сводится к созданию информационной базы тех производственных операций, которые могут производить предприятия, оборудования и технологий с последующим использованием этих ресурсов участниками кластера на основе субконтрактинга. Участники кластера смогут передавать не свойственные им технологические компетенции предприятиям, способным делать это наиболее эффективно и технологически совершенно. Кроме того, это позволит сократить дублирующие функции на ряде предприятий, а также сократить часть малоэффективного оборудования, более эффективно использовать инфраструктуру и повысить, таким образом, производительность. Для создания информационной системы необходимо внедрить на каждое предприятие единую технологию компьютерного проектирования, для того чтобы упростить размещение заказа на изготовление какой-либо продукции или выполнение операции. Для этого каждое предприятие, входящее в кластер должно предоставят информацию о своем технологическом оборудовании, которое они могут предложить для размещения заказов.

Информация о работе Роль стратегического менеджмента в развитии организации