Роль стратегического менеджмента в развитии организации

Автор: t*******@rambler.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – совершенствование стратегии организации на примере ОАО «ПЗ «Машиностроитель».
Задачи работы:
Определить роль стратегического менеджмента для организации в современных условиях;
Проанализировать действующую стратеги организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель»;
Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития рассматриваемого предприятия.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Содержание

Введение 3
1. Роль стратегического менеджмента для развития организации в современных условиях 4
2. Анализ действующей стратегии организации 15
2.1 Характеристика организации. Сфера деятельности, место расположения, организационно-правовая форма, организационная структура управления, экономические показатели в динамике 15
2.2 Характеристика деятельности организации и ее делового окружения 19
2.3 Стратегический анализ деятельности. Динамика технико-экономических показателей. Положение на рынке. PEST-анализ, SWOT-анализ и др. инструменты 23
3. Совершенствование стратегии организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель» 29
3.1 Определение миссии и главных стратегических целей 29
3.2 Построение «дерева целей» 30
3.3 Выбор типа стратегии и его обоснование 30
3.4 Разработка плана реализации стратегии 32
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 42

Работа содержит 1 файл

машиносторитель.doc

— 1.20 Мб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

"Российский государственный университет туризма и сервиса"

(ФГОУ ВПО "РГУТиС")

Филиал  ФГОУ ВПО «РГУТиС» в г. Перми 
 
 
 

Кафедра: Менеджмента и прикладных информационных технологий 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине: Стратегический менеджмент 

тема:  Роль стратегического менеджмента в развитии организации 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила:  Кекина Е.Н.

    специальность: менеджер организации

          группа: КЗС 28.002/09-01 курс 3

                                             Руководитель: Лебедева Т.М. 
     
     
     
     

Пермь 2011 
Содержание 

Введение

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

     Суть  стратегического менеджмента в  определении того, что фирма должна делать в настоящее время чтобы  достичь желаемых результатов в  будущем исходя из предполагаемого поведения окружения. При этом определяются и осуществляются действия организации в настоящем (ближайшем) времени, обеспечивающие ей определенное будущее.

     В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для  того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

     Цель  данной работы – совершенствование  стратегии организации на примере  ОАО «ПЗ «Машиностроитель».

     Задачи  работы:

  • Определить роль стратегического менеджмента для организации в современных условиях;
  • Проанализировать действующую стратеги организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель»;
  • Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития рассматриваемого предприятия.

     Работа  состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

  1. Роль  стратегического менеджмента для развития организации в современных условиях

     Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные  организации, становится качественно  иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.

     Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Но понятие стратегии вошло в лексикон менеджмента лишь в 50-е годы, когда реакция компаний и фирм на неожиданные изменения во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение.

     Существует  множество определений стратегии, но их можно свести к одному - как  установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

     Стратегия выступает не только в качестве инструмента  обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

     Стратегия в той или иной форме присуща  любой системе управления, хотя и  будет отличаться спецификой в зависимости  от ее типа - портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная. Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений.1

     Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.

     Конкурентные  решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.

     Функциональные  решения принимаются в интересах  отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и  т.д. Их цель - рациональное распределение  ресурсов отдела (службы), а также  поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий - неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.

     Корпоративная стратегия на предприятиях с одним  видом деятельности будет совпадать с бизнес-стратегией. В свою очередь иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная стратегия состоит из ряда бизнес- и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне.

     Исходным  пунктом формирования стратегии  предприятия является прежде всего  осознание его руководством невозможности  сохранить и укрепить позиции фирмы, действующей в условиях перенасыщенного рынка, опираясь на традиционную политику. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

     Основной акцент при разработке стратегии фирмы делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также конкурентоспособности. Учитываются также возможности успешной деятельности в том или ином секторе рынка, выпуска новых товаров, освоения прогрессивных технологий, направлений деятельности, зон хозяйствования.

     Итогом  процедуры разработки стратегии  организации является предварительный проект развития на перспективу. Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована фирма; определение источника и типа используемых ресурсов; составление перечня технологий, планируемых к пользованию; выбор способов, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта. В совокупности это и составляет стратегию организации.

     Стратегический  менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.2

     Зарождение  стратегического менеджмента связывается с перспективным планированием крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и видов войск, в союзе с армиями других стран. Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения роли человеческого фактора в управлении, возникновения новых методологий предвидения и моделирования тенденций общественного развития.

     Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

     Стратегический  менеджмент - не только разработка программы  развития, но и принятие и выполнение стратегических решений. Это также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего, анализ последствий управляющих воздействий и инноваций. Стратегический менеджмент находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в технологиях, моделях, парадигме и концепции партисипативного управления.

     По  мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

     где сейчас находится организация;

     в каком направлении, по мнению высшего  руководства, она должна развиваться в будущем;

     как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

     Ответы  на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического решения), как показано на рисунке.

     

     Рис. 1. Основные элементы и этапы стратегического  менеджмента

     Стратегический  анализ требует четкого понимания  со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная бизнес-диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Важны и знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма.

     Особенностью  стратегического менеджмента является его ориентация в будущее, а следовательно, необходимо определить к чему стремиться, какие цели ставить. Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также диагностика внешнего окружения, чтобы знать возможности и угрозы развития в будущем.

     Анализ  внешней среды осуществляется в  семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:

     правильно выработанных долгосрочных целях;

     глубоком  понимании внешнего конкурентного  окружения;

     реальной  оценке собственных ресурсов и возможностей.

     Стратегический  выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.

Информация о работе Роль стратегического менеджмента в развитии организации