Автор: t*******@rambler.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа
Цель данной работы – совершенствование стратегии организации на примере ОАО «ПЗ «Машиностроитель».
Задачи работы:
Определить роль стратегического менеджмента для организации в современных условиях;
Проанализировать действующую стратеги организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель»;
Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития рассматриваемого предприятия.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение 3
1. Роль стратегического менеджмента для развития организации в современных условиях 4
2. Анализ действующей стратегии организации 15
2.1 Характеристика организации. Сфера деятельности, место расположения, организационно-правовая форма, организационная структура управления, экономические показатели в динамике 15
2.2 Характеристика деятельности организации и ее делового окружения 19
2.3 Стратегический анализ деятельности. Динамика технико-экономических показателей. Положение на рынке. PEST-анализ, SWOT-анализ и др. инструменты 23
3. Совершенствование стратегии организации ОАО «ПЗ «Машиностроитель» 29
3.1 Определение миссии и главных стратегических целей 29
3.2 Построение «дерева целей» 30
3.3 Выбор типа стратегии и его обоснование 30
3.4 Разработка плана реализации стратегии 32
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 42
Выделяют оперативное и перспективное планирования. Первое призвано обеспечить эффективную организацию текущей деятельности предприятия, а второе - выживание организации в будущем.3
В рамках перспективного планирования обычно различают традиционное долгосрочное и стратегическое. Главным фактором стратегического планирования выступает состояние внешней среды. Оно (в отличие от традиционного долгосрочного) не использует представления о том, что будущее лучше прошлого и не опирается в определении будущего на метод экстраполяции. В основе стратегического планирования лежит, во-первых, анализ реального состояния внешней среды или ее отдельных сегментов с точки зрения перспектив развития фирмы. Во-вторых, осуществляется выбор перспективных секторов внешней среды, разработка долгосрочных ориентиров и сфер деятельности.
Реализация
выбранной стратегии
К числу стратегических решений на данном этапе можно отнести: реконструкцию предприятия, внедрение новой продукции и технологий, организационные изменения правовой формы предприятия, структуры производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые рынки сбыта, а также приобретение (слияние) предприятий и др.
Стратегический менеджмент осуществляется на основе определенных принципов, общих правил управленческой деятельности. В современных условиях наибольшее распространение получили следующие: контроль - используется, когда прогнозируется стабильное развитие хозяйственной системы; экстраполяция - применяется, когда на перспективу прогнозируется проявление таких же тенденций, как и в предыдущем периоде; разработка принципиально новых стратегий - применяется, когда становятся очевидными новые тенденции развития, при этом разработка стратегических планов осуществляется по периодам; принятие оперативных решений - используется при возникновении неожиданных ситуаций, резко меняющих тенденции развития хозяйственных систем в целом или их важных подсистем, при этом заново ранжируются стратегические задачи.
Стратегическому менеджменту присущ также свой алгоритм: что надо делать (концептуальный аспект, формирование генеральной цели); как делать (технологический аспект); с использованием каких средств (ресурсный аспект); в какие сроки и какой последовательности (временной аспект); кто будет делать (кадровый аспект); какой должны быть организационная структура управления (организационно-управленческий аспект).4
В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии фирмы. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной. Стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников.
Как
видим, стратегический менеджмент - достаточно
комплексная система
Зарубежный опыт теории и практики современного менеджмента свидетельствует, что переход от поточного внутрифирменного планирования к долгосрочному, а затем и стратегическому в странах с рыночной экономикой вызван ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости по внешних отношениях. Выработка и реализация корпоративной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний.
К новым методам, которые стали использоваться в рамках стратегического управления и планирования, относятся прежде всего построение сценариев, моделирование, разработка планов на основе прогностических гипотез, экспертные оценки различных вариантов хозяйственного поведения, построение матриц и т.п. Однако внутрифирменное планирование столкнулось с большими трудностями при реализации стратегий, которые проистекали из определенного разрыва между высшими этажами управления (штабными подразделениями общекорпоративного планирования) и операционными структурными единицами корпорации (заводами, научно-исследовательскими и конструкторскими отделами), т.е. теми, кто непосредственно осуществлял реализацию намеченных планов.
Дело в том, что культура корпорации (организационная культура) технократического типа, преобладавшая до недавнего времени, и господствовавший стиль менеджмента основывались преимущественно на принятии решений и контролем за их исполнением. Усилия прилагались в основном к осуществлению масштабных перемен, в которые оказывались вовлеченными лишь управленцы высшего звена, ответственные, в первую очередь, за штабные функции. По сути стратегия становилась привилегий лишь высшего руководства. Стратегическое планирование способствовало усилению роли и позиций тех специалистов, которые планируют цели и задачи, а затем сравнивают результаты с поставленными целями.
В стратегическом менеджменте 90-х годов центр тяжести переносится в сферу реализации стратегии. Основное внимание уделяется не столько контролю над текущей деятельностью, сколько наблюдению за общим ходом развития организации. При таком подходе можно достаточно оперативно вносить коррективы не только в методы, но и саму стратегию. Для этого необходимо всемерное развитие предпринимательской инициативы, особенно у специалистов операционных структурных единиц. Стратегический менеджмент как раз и становится прерогативой исполнителей, т.е. тех, кто проявляет инициативу на этапе не только планирования, но и воплощения стратегии.
Современный этап предполагает отход от технократического рационализма, изначального убеждения о том, что успех фирмы определяется рациональной организацией производства и совершенствованием организационных структур, снижением издержек за счет эффективного использования всех видов ресурсов. При традиционном подходе хозяйственная организация рассматривается как "закрытая" система, ее цели и задачи считаются заданными и остаются, как и другие условия деятельности, достаточно стабильными в течение длительного времени, а в механизмах управления решающее значение имеют исполнительность и эффективный контроль над всеми видами деятельности.
Философия современного стратегического менеджмента (в отличие от технократического рационализма) основана на системном и ситуационном подходах. Деловая организация рассматривается как "открытая" система. Главные предпосылки успеха изыскиваются не внутри, а вне ее, т.е. успех деятельности связывается с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к экономическому, социально-политическому, социально-культурному окружению.
Западные эксперты считают, что стратегический менеджмент 90-х годов - это менеджмент в быстро изменяющихся условиях. Выдвигаются новые цели и задачи, и, естественно, требуются адекватные ответные изменения внутри самой компании. В числе таких главных обстоятельств, на которые необходимо реагировать организации, следует выделить прежде всего усиливающуюся глобализацию, более интенсивную конкуренцию, высокие цены на сырье и материалы, сокращение жизненного цикла изделий, трудности в получении средств на исследования и разработки, необходимость постоянно увеличивать внутрифирменную гибкость и адаптивность организации, внедрять новые формы кооперации, в том числе международной.
Стратегические решения в новых условиях имеют следующие характеристики: существенно влияют на способность компании приносить прибыль, касаются компании в целом, принимаются высшим исполнительным органом и советом директоров, имеют долгосрочных характер и поэтому принимаются не столь часто, отражают ценности высшего эшелона управления и обязательно согласуются с корпоративной философией и культурой организации.
Открытое акционерное общество «Пермский завод «Машиностроитель», сокращенное название ОАО «ПЗ «Маш», далее Общество, создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Пермский завод «Машиностроитель», на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.08.2006г. № 1124-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 04.05.2005г. № 135 и распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области от 25.12.2005г. № 931-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Пермский завод «Машиностроитель», от 16.05.2007г. № 501-р «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», от 29.12.2005г. № 931-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Пермский завод «Машиностроитель» и является его правопреемником. Дочерних предприятий, филиалов и представительств не имеет.
Общая информация об ОАО «Пермский завод "Машиностроитель" представлена в таблице 2.1 (см. Приложение 1).
Основными целями деятельности акционерного общества являются: участие в сохранении и дальнейшем развитии научно-технического и производственного потенциала ракетной, ракетно-космической промышленности, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных комплексов ракетного оружия, космических систем и аппаратов в интересах обеспечения национальной обороны и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, удовлетворение общественных потребностей в производимой акционерным обществом продукции (работах, услугах), расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Для достижения вышеуказанных целей акционерное общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
■ разработка, производство, реализация и модернизация отечественной ракетно-космической техники;
■ производство и утилизация ракетных и ракетно-космических комплексов и их составных частей, управляемых ракет, ракетных двигателей (жидкостных и твердотопливных) и их составных частей;
■ производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;
■ осуществление строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ на объектах промышленного, жилищного, социально-бытового назначения для нужд и целей предприятия, а также по заказам юридических и физических лиц;
■ изготовление железобетонных и арматурных изделий, металлоконструкций, товарного бетона, производство строительных материалов;
■ изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары;
■ защита сведений составляющих государственную тайну при выполнении государственного оборонного заказа;
■ осуществление санаторно-оздоровительной деятельности;
■ оказание услуг общественного питания и открытия сети точек общественного питания.
ОАО
«Пермский завод «
ОАО
«Пермский завод «
Информация о работе Роль стратегического менеджмента в развитии организации