Роль руководителя в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Успешность деятельности организации (фирмы, предприятия) во многом зависит от управленческого персонала.
Если на должности руководителя работает человек, не обладающий необходимыми профессионально важными качествами, то это сказывается на результатах деятельности всего предприятия и на психологическом состоянии самого руководителя - приводит к быстрому «профессиональному сгоранию».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации……………………………………...5
1.1 Руководитель и его роли……………………………………………………...5
1.2 Уровни управления…………………………………………………………...6
1.3 Профессионально важные качества руководителя…………………………7
1.4 Стиль управления руководителя…………………………………………….9
2. Исследование стиля управления в ЗАО «Сатурн»………………………….19
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «Сатурн»………………19
2.2 Изучение стиля управления…………………………………………………26
3. Пути оптимизации стиля управления в ЗАО «Сатурн»…………………….28
3.1 Отход от устаревших стереотипов управления……………………………28
3.2 Внедрение в практическое руководство новейших разработок в области менеджмента……………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

  Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором. Генеральный  директор при осуществлении своих прав и исполнения обязанностей действует в интересах общества добросовестно и разумно, несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием).

  Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания акционеров.

  Генеральный директор вправе:

- без  доверенности действовать от  имени общества, представлять его  интересы в любых органах;

- заключать  договоры, в том числе трудовые;

- выдавать  доверенности;

- открывать  в банках расчетный и другие счета, пользоваться правом распоряжения средствами;

- издавать  приказы и давать указания, обязательные  для всех работников общества;

- нести  персональную ответственность за  сохранность документов по личному  составу.

    Общее собрание акционеров вправе в любое время расторгнуть договор с генеральным директором.

    В «Сатурне» действуют следующие отделы: отдел кадров, бухгалтерия, отдел по внешним экономическим связям.

    В обществе основным содержанием работы отдела кадров является, во-первых, обеспечение  рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение, анализ текучести кадров и др., во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации; в-третьих, стимулирование труда, обеспечение техники безопасности. Специалисты отдела кадров Общества занимаются стыковкой кадровой политики и стратегии фирмы. В отделе кадров общества работают три специалиста.

    В «Сатурне» в бухгалтерии работают следующие специалисты: главный бухгалтер и два рядовых бухгалтера. Бухгалтерия ведет учет и отчетность фирмы.

    В обществе в отделе по внешним экономическим  связям работают следующие специалисты: начальник отдела; ведущий экономист  по внешнеэкономическим связям; экономист  по сбыту, специалист по таможенному оформлению.

    В настоящее время основными задачами отдела являются:

- поиски  рынков сбыта для продукции  ЗАО за свободно-конвертируемую  валюту;

- поиски  предложений иностранных инвесторов;

- подготовка, оформление и организация выполнения  контрактов на поставки продукции ЗАО.

     В соответствии с возложенными на него задачами отдел выполняет следующие  функции:

1) проведение  маркетинговых исследований рынков  сбыта продукции ЗАО;

2) работа  с организациями-посредниками и  т.д.;

3) участие  в переговорах, разработка и оформление контрактов на поставку продукции за валюту в ближнее зарубежье;

4) осуществление  лицензирования и декларирование  грузов;

5) контроль  за своевременной оплатой счетов  и поступлением валюты на счета  ЗАО и посредников;

6) участие  в планировании ВЭД;

7) организация  повышения квалификации работников  отдела.

     В ЗАО «Сатурн» склад возглавляет заведующий, который несет ответственность за сохранность материальных ценностей, следит за поступлением товаров и состоянием товарных запасов, организацией приемки, хранения и отпуска товаров, правильным размещением товаров и рациональным использованием складских площадей. Он обеспечивает своевременную подготовку товаров к отпуску оптовым покупателям, организует количественную и качественную приемку товаров. В его обязанности входит также своевременно информировать товароведа о товарах, завоз которых следует ускорить. Он также обеспечивает своевременное представление в бухгалтерию отчетов о движении товарно-материальных ценностей.

     Заведующий  складом имеет право требовать от руководства общества оснащения склада соответствующим инвентарем, приборами и инструментами, а также проведения необходимого текущего и капитального ремонта складских помещений, обеспечения склада упаковочными материалами. В «Сатурне» деятельность заведующего складом направлена на постоянное совершенствование оперативной работы склада, рациональную организацию труда складских работников, прием и отправку оптовым покупателям только доброкачественных товаров, содержание в чистоте складских помещений.

     2.2 Изучение стиля  управления

     Было  проведено  исследование стиля управления начальника отдела внешнеэкономических связей в ЗАО «Сатурн». Для определения стиля руководства использовался опросник А. Л. Журавлева.

     Цель: определение трудовым коллективом преобладающего стиля руководства.

     Форма проведения: групповая.

     Работникам  предоставлялась инструкция следующего содержания: «Опросник содержит 16 групп  утверждений, характеризующих деловые  качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой».

             При проведении данной методики были получены результаты, которые отражены в таблице 1. 
 
 

             Таблица 1. - Преобладающий стиль руководства

              
             Стили руководства              Число опрошенных.               
             Авторитарный              66,7 %               
             Попустительский              -               
             Демократический              33,3 %               
             Преобладающий              Авторитарный               
                                            

     Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 1), можно сказать о том, что 66,7 % сотрудников (высокий процент) считают, что для начальника отдела внешнеэкономических связей характерен авторитарный стиль управления и лишь 33,3 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты демократичности.

     В ЗАО «Сатурн» рядовые сотрудники принимают минимальное участие в управлении фирмой. Все главные решения принимаются только высшим руководством. Персонал большей частью пассивен и каких-либо предложений по совершенствованию деятельности предприятия не высказывает, хотя установленный объем работ выполняет в положенный срок и в необходимом объеме. Большинство сотрудников не имеют возможность мыслить и действовать самостоятельно, у них нет возможности влиять на определение целей фирмы и что они не принимают участия в определении методов и средств реализации целей. 
 
 
 
 
 
 

             3. Пути оптимизации  стиля управления  в ЗАО «Сатурн»

    3.1 Отход от устаревших стереотипов управления

    Система управления предприятием до настоящего времени строится в основном по административному  принципу, в основе которого заложены административные методы управления предприятием. Данный метод базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Человек в такой организации рассматривается, прежде всего, как «ресурс» производства. Однако практика показывает, что административно-командная система управления предприятием в современных условиях не обеспечивает дальнейшего экономического роста и развития. Она лишь позволяет поддерживать «выживаемость» предприятия, что уже не соответствует требованиям современности. Ибо там, где нет развития и экономического роста, происходит старение и даже отмирание предприятия. Ещё один, на мой взгляд, важный момент - это то, что назрела необходимость не просто изменить управленческую концепцию, а главное, изменить управленческую психологию руководителей, что гораздо сложнее сделать. Так как, если правильно, хорошо воспитать ребёнка достаточно сложно, то перевоспитать взрослого зрелого человека с устоявшимися ценностями и понятиями гораздо сложнее или почти невозможно. Большинство же главных руководителей предприятий, в особенности - это люди «старой социалистической закалки» с большим опытом управления предприятиями и отсутствием специального образования в области менеджмента.

    Многие  из них считают, что научный подход к управлению на основе менеджмента - это теория, не имеющая практического  применения. Такие управленцы руководствуются  в своей работе всем известными принципами, например: «прав тот руководитель, у кого больше прав» и тому подобное.

    Такой подход показывает низкий, слабый уровень  организации и обеспечения управления, когда люди - подчиненные вынуждены  руководствоваться зачастую ошибочными, не компетентными решениями руководителей.

    Задача  сегодняшнего дня в области управления предприятиями - это изменение традиционной управленческой психологии, разработка новой концепции управления, которая бы включала всё лучшее старой системы управления и современные разработки в области менеджмента, а также привлечение для управления предприятиями профессиональных менеджеров.

    Как и было сказано выше - в ЗАО «Сатурн» рядовые сотрудники принимают минимум участия в управлении предприятием. Все главные решения принимаются только высшим руководством. Персонал большей частью пассивен и каких-либо предложений по совершенствованию деятельности предприятия не высказывает, хотя установленный объем работ выполняет в положенный срок и в необходимом объеме.

    Руководству необходимо выразить заинтересованность в ознакомлении с мнениями и оценками сотрудников фирмы, создать обстановку, в которой работники могут безбоязненно высказывать своё мнение, вовлекать персонал в решение задач фирмы и поддерживать чувство ответственности за экономический успех фирмы.

    Все решения должны приниматься на возможно низшем уровне, т. е. в пределах функциональных групп, исходя из необходимости быстро и без особых затрат исправлять принятое решение. Надо только научиться давать сотрудникам не мелкие, а важные поручения. От подчиненных, которым делегировали полномочия, надо, прежде всего, добиться не только продуманной аргументации по поводу решения проблемы, но и обязательных ответов на некоторые насущные вопросы.

    Право просить совета подразумевает право  принять или отвергнуть его, так как за конечный результат ответственность несет только руководитель. Если руководитель решает воспользоваться консультацией персонала, то должны быть ликвидированы все барьеры на путях коммуникаций и обеспечено прямое и честное общение. Это обеспечит руководителю не только квалифицированный совет, но и значительно упрочит его авторитет в коллективе.

    Руководство следует стремиться конструктивно  использовать их идеи, консультируются  с ними. Руководитель выслушивает  все точки зрения своих подчиненных, не отдавая предпочтение какой-либо, вырабатывает общую позицию и в её рамках свою точку зрения. Сотрудники остаются довольными тем, что их мнение ложится в основу решения, и польщены возможностью оказать руководству посильную помощь. В этой ситуации ответственность руководителя подкрепляется моральной поддержкой подчиненных.

             В этом случае снижается  риск принятия и, что главное, выполнения сотрудниками неправильных и непродуманных  решений, в том числе и решений  руководителя. Каждый сотрудник должен иметь право отстаивать свою точку зрения по поводу решения вплоть до резких мер (увольнение по собственному желанию). Кроме того, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а, как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.

     Деятельность  неформальных лидеров в коллективе или отдельной группе должна ненавязчиво  направляться в русло достижения общих целей фирмы. Не стоит бояться  их активности и давать им большой  объем власти.

Информация о работе Роль руководителя в системе управления