Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:05, курсовая работа
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Успешность деятельности организации (фирмы, предприятия) во многом зависит от управленческого персонала.
Если на должности руководителя работает человек, не обладающий необходимыми профессионально важными качествами, то это сказывается на результатах деятельности всего предприятия и на психологическом состоянии самого руководителя - приводит к быстрому «профессиональному сгоранию».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации……………………………………...5
1.1 Руководитель и его роли……………………………………………………...5
1.2 Уровни управления…………………………………………………………...6
1.3 Профессионально важные качества руководителя…………………………7
1.4 Стиль управления руководителя…………………………………………….9
2. Исследование стиля управления в ЗАО «Сатурн»………………………….19
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «Сатурн»………………19
2.2 Изучение стиля управления…………………………………………………26
3. Пути оптимизации стиля управления в ЗАО «Сатурн»…………………….28
3.1 Отход от устаревших стереотипов управления……………………………28
3.2 Внедрение в практическое руководство новейших разработок в области менеджмента……………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...39
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы изучения роли
1.1 Руководитель и его роли……………………………………………………...5
1.2 Уровни управления…………………………………
1.3 Профессионально
важные качества руководителя……
1.4 Стиль управления
руководителя…………………………………………….
2. Исследование стиля управления в ЗАО «Сатурн»………………………….19
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «Сатурн»………………19
2.2 Изучение стиля
управления…………………………………………………
3. Пути оптимизации
стиля управления в ЗАО «
3.1 Отход от
устаревших стереотипов
3.2 Внедрение
в практическое руководство
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Успешность деятельности организации (фирмы, предприятия) во многом зависит от управленческого персонала.
Если на должности руководителя работает человек, не обладающий необходимыми профессионально важными качествами, то это сказывается на результатах деятельности всего предприятия и на психологическом состоянии самого руководителя - приводит к быстрому «профессиональному сгоранию».
Успехи многих современных организаций в значительной степени определяются слаженностью и согласованностью взаимодействующих в них людей. Эффективность руководства при этом зависит от руководителя, точнее - от практикуемого им стиля. Стиль управления связан с приемами, с помощью которых руководитель побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей. Тем самым принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечить эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Для эффективного управления необходимо, чтобы стиль управления соответствовал особенностям трудового коллектива, уровню его развития, т.е. создавал бесконфликтную обстановку.
Цель работы: исследовать стиль управления в ЗАО «Сатурн» и предложить рекомендации по оптимизации стиля управления.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить значение и роль руководителя в деятельности организации;
2) рассмотреть уровни управления;
3) определить,
какие существуют стили
4) вывить профессионально - важные качества руководителя;
5) исследовать
стиль управления в ЗАО «
6) предложить рекомендации по оптимизации стиля управления.
Предмет исследования: значение и роль руководителя и его влияние на эффективность деятельности организации.
Объект исследования: ЗАО «Сатурн».
Методы
исследования: анализ, индукция, дедукция,
монографический, сравнения, табличный,
метод группировки, опрос.
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации
1.1. Руководитель и его роли
Руководитель
- человек, наделенный полномочиями принимать
управленческие решения и осуществлять
их выполнение. Под ролью руководителя
понимается "набор определенных поведенческих
правил, соответствующих конкретному
учреждению или конкретной должности"
(Минцберг). Выделяют десять основных ролей
руководителя. Эти роли руководитель выполняет
в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют
на три группы:
1.Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.
2.Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.
3.Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.
Все эти
роли руководителя, в своей совокупности,
определяют объем и содержание работы
менеджера любой организации.
1.2. Уровни управления.
Крупные организации нуждаются в выполнении
очень больших объемов управленческой
работы. Это требует деления управленческого
труда на горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный принцип разделения труда
- это расстановка руководителей во главе
отдельных подразделений, отделов. Вертикальный
принцип разделения труда - это создание
иерархии уровней управления, чтобы скоординировать
горизонтально разделенную управленческую
работу для достижения целей организации.
Руководителей
делят на три категории:
1.Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
2.Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
3.Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.
1.3 Профессионально важные качества руководителя
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.
Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.
Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.
Адекватная самооценка — выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.
Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.
Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:
С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.
На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.
1.4 Стиль управления руководителя
Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение : «стиль - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».